Статья на тему; Роль развивающих игр в интеллектуально-творческом развитии детей.
статья (младшая группа)

Кулебякина Елена Алексеевна

Развивающие игры обеспечивают ребенку физическую и умственную активность, приучает его мыслить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №42 Приморского района Санкт – Петербурга

Статья на тему:

Роль развивающих игр, в интеллектуально-творческом развитии детей.

                                                                                                                 Выполнила;

                                                               Кулебякина Елена Алексеевна

                                          Воспитатель ГБДОУ № 42

                                                                                                          Приморского района

                                                         

Санкт-Петербург

2021

Роль развивающих игр, в интеллектуально-творческом развитии детей.

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок»

 В.А. Сухомлинский

Технология развивающей игры – совокупность методологических подходов, педагогических принципов, методов, средств и педагогических условий, обеспечивающих систему планирования и реализации процесса игры в соответствии с установленными игровыми этапами, на которых реализуются цель и соответствующие задачи, ориентированные на достижение результата – повышение уровня интеллектуальной воспитанности ребенка.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей – одна из самых актуальных проблем нашего времени. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке.

Для всестороннего развитие ребенка большое значение имеет игра, в процессе которой у ребёнка формируется воображение, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Процесс обучения детей происходит в доступной и привлекательной форме, благодаря использованию дидактических или развивающих игр.

Развивающая игра имеет определенные особенности: – четко поставленную обучающую, развивающую или воспитательную цель, преподносящуюся ребенку в форме игровой задачи, реализация которой требует соблюдение соответствующих установленных правил; – ее результат наделен не только собственно игровым, но и дидактическим, развивающим, воспитательным или социализирующим смыслом. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Для ребят игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.  

Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

Цели и задачи технологии интеллектуально-творческого развития детей

Цель; Формирование у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.

Задачи; Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.

Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).

Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.

Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.

Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

Борис Павлович Никитин отмечал, что развивающие творческие игры – в этом и заключается их главная особенность – позволяют объединить один из основных принципов обучения «от простого к сложному» с другим важным принципом творческой деятельности «самостоятельно по способностям» – предполагаемый вариант достижения в подобной игре «потолка» своих возможностей. Именно благодаря этому игры и создают действительно своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память (особенно зрительную), умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности все эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Подробнее о трех развивающих играх , играющих значимую роль в технологии интеллектуально-творческого развития детей;

1.«Квадрат Воскобовича» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

Развивающую игру «Квадрат Воскобовича» можно предложить ребенку                      от 2 лет.

 Квадрат состоит из треугольников красного и зеленого цвета, наклеенных на ткань. За счет этого он легко трансформируется в самые разные фигуры: плоские или объемные. Складывая квадрат можно собрать: ворона, черепаху, самолетик, лодочку и многое другое. Четырехцветный квадрат для детей постарше. Стороны Квадрата двухцветные (одна - красно-синяя, вторая - желто-зеленая).

Целью игры; является развитие пространственного мышления, внимания, логики и мелкой моторики.

К достоинствам развивающих игр В.В. Воскобовича можно отнести:

С одной и той же игрой могут заниматься дети и двух, и семи лет. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.

2. Одна из самых популярных игр Никитиных, очень любимая детьми и взрослыми-«Сложи узор».

 И не удивительно: из содержимого этой маленькой коробочки рождаются причудливые узоры, цифры, буквы, симпатичные животные и ещё много всего интересного. А главное, создаёт их сам малыш!

В Сложи Узор можно играть, начиная с 1,5- 2 лет.

Игра Сложи Узор прекрасно развивает: наглядно-действенное мышление, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза; цветовое восприятие; способности комбинирования; зрительную память; самоконтроль и самоанализ; целеустремленность и усидчивость; чувство симметрии; воображение.

Игра состоит из 16 одинаковых деревянных кубиков, грани которых окрашены по-разному в 4 цвета, и 5-ти серий авторских заданий, расположенных по принципу «от простого к сложному». Играя в эти кубики, малыш складывает по рисункам-заданиям множество интересных узоров, начиная с самых простых одноцветных из 4-х кубиков и доходя до красивых сложных узоров из всех 16-ти кубиков.  А когда ребёнок начнёт придумывать узоры сам, ему откроется необъятное поле для фантазии и творческой деятельности!

3. Игра  “Рамки  и  вкладыши  Монтессори”  Марии Монтессори (итальянский врач и педагог), развивает  детей  в  нескольких направлениях: вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь);  готовит детей к овладению письмом и рисованием – вырабатывает умение владеть карандашом, как говорят художники, дает “твердость руки”, умение проводить линии по линейке, по угольнику, по лекалу и на глаз, различать границы фигур и видеть линии-контуры; знакомит с геометрической терминологией – названиями фигур. В эту игру можно играть даже с полуторагодовалыми и двухлетними малышами.

Игра представляет собой  набор  квадратных  рамок-пластинок размером 100x100 мм, толщиною 1,5–2 мм. В центре каждой из них вырезано отверстие, закрывающееся крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета.

Список литературы

           1.Игры В.В. Воскобовича //Дошкольная педагогика.- СПб, 2003

  1. Вавилова Л.Н., Кузина Т.С. Методические рекомендации/ Под общ.ред. В.М.. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007
  2. Никитин Б.П.. Ступеньки творчества или развивающие игры. -   М.,Просвещение, 1991 г.
  3. Девен Симона «Монтессори для малышей» бомбора 2019

https://igrynikitinyh.ru/assets/images/products/22/x600/img-1890-novyij-razmer-obrez.jpg          Рамки-вкладыш М.Монтессори 'Геометрия' - купить в подарок по выгодным ценам

                                   Характеристика развивающих игр Воскобовича - Сайт stepanovanatalya!       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Роль экспериментально – опытной деятельности в познавательном развитии дошкольника

Зарожденная в детстве тяга к знаниям и наукам, вовремя и правильно сформированная и поддерживаемая как воспитателями так и родителями, даст нам возможность воспитать в нашем будущем поколении правильн...

Методическая разработка на тему:"Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей дошкольного возраста"

Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом развитии детей дошкольного возраста...

Статья на тему: "Роль проектной деятельности в формировании познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению содержания образования. В основе проектной деятел...

Статья на тему: " Роль развивающих игр для детей 4-5лет."

Игры - занятия развивают : Словестную Зрительную память, Творческие способности Математические игры задания включающие 3 правила ...

Статья на тему: Роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников

Роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательных качеств у дошкольников Охарактеризуем роль нетрадиционных средств физического воспитания для развития двигательн...

статья на тему«РОЛЬ ИГРОВЫХ И СПОРТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Статья посвящена важности игровых и спортивных занятий для развития и воспитания детей в дошкольном возрасте. В статье обсуждается, как игровые и спортивные занятия могут способствовать формированию м...