Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения -
методическая разработка

Доклад 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад168.76 КБ

Предварительный просмотр:

E:\мастер кл\587cfc16c9f0ea731d2f8414caafe5e8.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Апастовский  детский сад общеразвивающего вида

«Солнышко» Апастовского муниципального района

Республики Татарстан

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

             Выполнила:

         Сафиуллина Р.И.

      Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением первого автомобиля и обострилась в процессе интенсивной автомобилизации. Высокая скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности. Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу образовательных учреждений по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста.

     Для нас, взрослых, самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно, чтобы соблюдение правил безопасности стало нормой и образом жизни детей и взрослых. Поэтому изучение Правил дорожного движения целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

         Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде – это достаточно сложный и длительный учебно-воспитательный процесс, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.

        В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике. В работе с детьми большая роль должна отводиться дидактическим и подвижным играм, а так же творческим играм, развивающим ориентировку в пространстве.

         Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра - это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский)

Главная цель, на которую должен ориентироваться воспитатель, — формирование готовности и способности ребёнка к безопасному поведению в качестве участника дорожного движения на основе соблюдения ПДД.

Основные задачи обучения ПДД:

 - акцентировать внимание родителей и ребёнка на значимости обучения ПДД с раннего детства;

  - формировать понимание ребёнком важности проблемы правильного поведения на дороге;

  - формировать у детей знания и навыки безопасного поведения в разных ситуациях городской транспортной среды.

      Игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения. Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Разнообразие форм и видов деятельности, освоенных ребенком, определяет разнообразие его игр. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в учебно-воспитательном процессе. Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Первое - это «сюжетно-ролевая игра»

      Сюжетно-ролевая игра - форма моделирования ребёнком, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям.

      Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Это игры «во что-то», «в кого-то», они «зеркало общества». Разыгрывая различные ситуации, дети поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они выполняют. В ходе ролевых игр закрепляются знания детей о правилах дорожного движения.

       Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах. («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «Регулируемый перекрёсток» и др.).

Второе - это «Подвижная игра»

      Что это за игры я думаю, Вы все знаете. Вспомните, в какие подвижные игры по ПДД вы играли в детстве? («Стрелка, стрелка покружись», «Светофор», «К своим знакам!», «Автогонки», «Красный, желтый, зеленый!», «Тише едешь, дальше будешь!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!».)

Третье - это «Игры по правилам»

   «Настольно –печатная игра: Это развивающие игры по правилам «Дорожное лото», «Оживи улицу», «Дороги нашего города», «Путешествие по городу» и др.

Следующая игра по правилам это «Дидактическая игра»

      Одна из действующих средств воспитания ума. В них развивается познавательная активность детей, они требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. «Разложи картинки по порядку», «Сложи картинку», «Найди лишнее», «Что нужно водителю», «Добрые и плохие поступки» и др.

     За три года моей  работы с детьми, начиная со старшей группы, закрепляли понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомились с местами движения машин и людей, отрабатывали навыки хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны. Новым для них был разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны были научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. Работа велась систематически как с группой детей, так и с подгруппами, учитывая индивидуальные особенности детей конкретной группы.

Знания, сообщаемые детям, постоянно усложнялись, уточнялись и дополнялись.  

       К нам в детский садик приезжали сотрудники ГИБДД. Они проводили беседы, разные мероприятия. Детям это очень нравилось.

       Мы с детьми также участвовали в разных конкурсах по ПДД.  Например,  Конкурс « Зеленая волна».  В этом конкурсе дети показали свои знания и умения по ПДД. Мы заняли призовые места.

        В настоящее время я работаю в младшей группе. Младший дошкольник легче усваивает информацию, сформулированную в утвердительной форме.  Обучение проводится «от простого к сложному», дидактические материалы  подаются в игровой форме и соответствовать возрасту и интересам ребёнка.

       

  Одной из важных задач воспитателя -  развить в малыше понимание опасности,  которую таит в себе автомобильный мир. Я провожу игры на изучение транспорта и правил поведения в нем.

     

           На видео показывается 2 вида игры:

  1. «Перейдем дорогу» - это подвижная игра.

Задачи:

-формировать знания сигналов светофора; закреплять действия пешеходов по сигналам светофора.

- развивать речь

-развивать познавательные процессы;

-развивать умение действовать по сигналу.

  1.  «Собери светофор».

Для детей-трёхлеток основывается на сборке макета светофора по образцу. Необходимый игровой материал: шаблон, кружки трёх цветов (красного, жёлтого, зелёного).

Задачи:  формировать представление об элементарных правилах дорожного движения, дать представление о значении светофора, закрепить назначение красного, желтого, зеленого цвета. Развивать зрительную память,  речь , умение ориентироваться в пространстве, способствовать сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук

      В заключении хотелось бы сказать, вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Пропаганда безопасности дорожного движения — это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм, регламентирующих поведение участников дорожного движения. Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с Правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды. Наглядные, не всегда правильные реальные примеры «так поступают взрослые» должны быть критически переосмыслены воспитанниками с помощью игровых форм обучения. Игра должна натолкнуть ребенка на самостоятельный выбор принятия решения в реальной ситуации. Проигравшим в игре оказывается тот, кто выбрал путь «так поступают взрослые».

Кто бы ни обучал детей правилам дорожного движения, будь то родители или педагоги дошкольных учебных заведений, важно помнить, что самое большое влияние на формирование поведения ребенка на улице имеет соответствующее поведение взрослых. Ведь мало, просто прочитать, рассказать, научить ребенка,

нужно своим примером показать ему как нужно правильно вести себя на улице. Иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

         Таким образом, игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, у детей через игру сформировываются основы безопасного поведения на дороге, систематизируются  знания о правилах дорожного движения, они учатся их применять в разнообразных жизненных ситуациях.

             Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. Чем раньше малыши усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и воспитателям.

  ПОМНИТЕ, ЧТО ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА ПОЛНОСТЬЮ ЗАВИСИТ ОТ ОКРУЖАЮЩИХ   ЕГО   ВЗРОСЛЫХ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Мастер – класс для родителей по теме:«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Воспитатель демонстрирует  родителям игры и игровые упражнения . с помощюь которых изучаются правила дорожного движения с детьми младшего возраста...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возрастаправилам дорожного движения»...

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Материал будет полезен родителям и воспитателям для обучения детей правилам дорожного движения....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения"

quot;Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста" - это презентация ....