Авторская статья. Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста
материал

Петрова Инна Васильевна

Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Социальное партнерство915.36 КБ

Предварительный просмотр:

        C:\Users\User\Desktop\svidetelstvo-4810062-114552.png

И.В. Петрова,

МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

пгт.Тяжинский, Тяжинский муниципальный округ,

Кемеровская обл.,

E-mail: invas07@mail.ru

Социальное партнерство как условие успешного развития и формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста

       В статье представлен опыт работы по организации социального партнёрства детского сада  с семьями воспитанников, с государственными структурами и органами местного самоуправления, с учреждениями образования, культуры, социальной защиты населения.

      Социальное партнерство, социальный опыт, взаимодействие с семьями.

Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом, как главного направления дошкольного образования, от которого, в первую очередь, зависит его качество. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным безопасным [1]. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик» является открытой социально-педагогической системой, взаимодействующей с немалым числом организаций, предприятий, учреждений. Взаимодействие детского сада с социумом включает в себя следующие направления:

  1. Взаимодействие с семьями воспитанников детского сада.
  2. Взаимодействие с государственными структурами и органами местного самоуправления.
  3. Взаимодействие с учреждениями образования, культуры, социальной защиты населения.

Взаимодействие с семьями воспитанников детского сада

Помимо традиционных форм общения педагоги активно используют нетрадиционные формы взаимодействия с родителями [2].: реализуют через следующие формы общения:

- информационно-аналитические (проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» и др.)

- досуговые (совместные досуги, праздники, походы, участие родителей и детей в выставках, в работе мини-музеев)

- познавательные (семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, совместное проведение занятий, например, когда  мама – медицинский работник привлекалась для проведения бесед о ЗОЖ, папа столяр показывал ребятам как правильно прибить гвоздь к доске и т.д.)

- наглядно-информационные (проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей)

Таким образом, использование разнообразных нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.

Взаимодействие с государственными структурами и органами местного самоуправления

Детский сад тесно сотрудничает со следующими государственными структурами:

- администрацией Тяжинского городского поселения. Ребята в группах выращивают цветочную рассаду для клумб центральной площади поселка. Коллектив детского сада ежегодно принимает участие в смотрах-конкурсах на лучшее оформление зданий к Новому году, в  праздничных шествиях «Улыбки родному поселку», посвященных Дню поселка. В 2019 г. педагоги и сотрудники  детского сада приняли активное участие в конкурсе проектов инициативного бюджетирования «Твой Кузбасс – твоя инициатива» в Тяжинском городском поселении и предложили вариант благоустройства площади Ленина в пгт.Тяжинском. В результате проект был одобрен и воплощен в жизнь. Все участники получили Благодарственные письма от главы Тяжинского городского поселения.

- Тяжинским районным местным отделением Кемеровского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия». Воспитанники принимают участие в районных партийных конкурсах (ежегодном конкурсе видеороликов «С днем рождения, Родной Кузбасс!»; конкурсе видеороликов чтецов, посвященном Дню Знаний; конкурсе детского рисунка, посвященном 75-летию Кемеровской области, «Люблю тебя, родной Кузбасс!»; конкурсе на лучший логотип, посвящённом 95-летию со дня образования Тяжинского района; конкурсе детского рисунка, посвященном 95-летию со дня образования Тяжинского района).

- Тяжинским местным отделением ВОО «Молодая Гвардия Единой России». В октябре 2017 года волонтеры стали участниками дня самоуправления в  детском саду, ребята пробовали себя в качестве инструкторов по физической культуре, воспитателей, младших воспитателей. С воспитанниками детского сада  волонтеры систематически проводят различные акции («Георгиевская ленточка», «Посади цветок» и др.), шествия, посвященные  дню государственного флага России, досуговые мероприятия «Краски лета», «Прощание с летом», походы, мероприятия в рамках «Недели добра».

- отделением ГИБДД отдела МВД России. Инспектора пропаганды принимают активное участие в тематических беседах с воспитанниками старшего дошкольного возраста, открытых занятиях, ребята в игровой форме закрепляют правила дорожного движения в автогородке детского сада. Сотрудники ГИБДД совместно с воспитанниками проводят различные акции («Шагающий автобус», «Стань заметнее», «Сбавь скорость», акция памяти жертв ДТП), обучающие мероприятия на знания ПДД, недели безопасности, экскурсии по дорогам, ведущим к детскому саду. Инспекторы рассказывают об особенностях перехода проезжей части в каждом конкретном случае, о правилах движения по тротуару и обочине дороги.

-  отделом надзорной деятельности Тяжинского и Тисульского районов УНДПРГУ МЧС России по Кемеровской области (пожарный надзор).   Организуются встречи с государственным инспектором по пожарному надзору, который  проводит экскурсии,  беседы на тему противопожарной безопасности детей (опасность печного отопления, игры со спичками и электроприборами), принимают участие в подведении итогов конкурса детского рисунка, проводимого в детском саду «Наша безопасность»;  муниципального конкурса рисунков «Пожарным можешь ты не быть, но правила ты знать обязан». 

- ГБУ КО «Тяжинская станция по борьбе с болезнями животных». Свои экологические знания дети закрепляют, посещая Тяжинскую ветстанцию. Специалисты ветстанции рассказывают ребятам чем кормить животных, какие витамины им давать, что бы они были крепкими и здоровыми, показывают слайды с фотографиями животных и птиц больных бешенством и убеждают воспитанников в том, что общение с животными на улице таит немало опасностей. Такие совместно проведенные мероприятия формируют чувства сопричастности и личной ответственности, воспитывают заботливое отношение к животным.

Взаимодействие с учреждениями образования, культуры, социальной защиты населения

        Воспитанники детского сада с удовольствием посещают

- МБУК «Тяжинская центральная районная библиотека имени Н.И. Масалова». Специалисты детской библиотеки проводят мероприятия, беседы, игровые программы. Библиотекари каждый год для будущих читателей- подросших воспитанников подготовительных к школе групп проводят экскурсию «Библиотека открывает двери». Дети знакомятся с работой библиотекаря, посещают читальный зал, получают представление о различных жанрах художественной литературы.

- МБОУ ДОД «Детская школа искусств №31». Ребята посещают отчетные концерты и различные народные праздники, организованные педагогами и воспитанниками музыкальной школы. Некоторые ребята старшего возраста уже сами посещают школу и учатся играть на музыкальных инструментах.

-  МОУ ДОД «Детская художественная школа №13».  Педагоги художественной школы – организуют для детей и педагогов персональные выставки и мастер-классы.

- ГБОУ СПО «Тяжинский агропромышленный техникум» пгт. Тяжинский. Волонтеры агропромышленного техникума каждую весну проводят акцию «Скворечник». Студенты сами изготавливают домики для птиц и вместе с воспитанниками развешивают их на территории детского сада. Воспитанники детского сада очень любят встречи с заведующим музея техникума, самобытным поэтом Алексеем Николаевичем Ростовским. Он систематически посещает детские сады с увлекательными поэтическими беседами, знакомит ребят со своими произведениями. Тематика встреч разнообразна: это экологические проблемы, мир профессий, животные Кузбасса, малая Родина и т.д.

- МБОУ ДОД «Детско-юношеский центр эстетического воспитания» п.Тяжинский. Согласно договору о сетевом взаимодействии дважды в неделю педагог дополнительного образования проводит с ребятами занятия по живописи, помогает ребятам готовить творческие работы на конкурсы рисунков. Неоднократно эти рисунки занимали призовые места на конкурсах различного уровня.

- МАОУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа». С данным образовательным учреждением так же заключен договор о сетевом взаимодействии, на основании которого тренер преподаватель проводит с ребятами занятия по лыжной подготовке. В результате – повысились спортивные достижения воспитанников.  За три последних года 41 воспитанник и один педагог детского сада получили значок ГТО. На муниципальном этапе «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ГТО) команда сотрудников детского сада заняла 1 место. 

- Тяжинским районным историко - краеведческим музеем. С детьми старшего возраста проводятся экскурсии в краеведческий музей,  которые способствуют более глубокому представлению об истории нашего поселка, воспитывают в детях чувство патриотизма, гражданственности. Кроме того, воспитанники детского сада посещают  выставки музея «Ретро-автомобили», «Время кукол»,  выставки картин и т.д.

- РДК «Юбилейный». Ежегодно воспитанники детского сада принимают участие в мероприятиях, организованных специалистами дома культуры для дошколят: празднование  Дня рождения Деда Мороза,  фестиваль детского творчества «Букет детских улыбок», открытый фестиваль народных культур «Краски наций» и т.д.

- отделением дневного пребывания «Надежда» МБУ Центр социального обслуживания населения Тяжинского муниципального района. На протяжении нескольких лет, на основании договора о социальном партнерстве  детский сад взаимодействует ОДН «Надежда».

- Тяжинским районным советом ветеранов войны, труда Вооруженных сил и

правоохранительных органов Тяжинского района.

      Ветераны, пожилые люди, отдыхающие из «Надежды» частые гости детского сада, они с радостью принимают поздравления детей в День пожилого человека, Новый год, Масленицу, День победы. Завершаются концерты и поздравительные мероприятия традиционно – вручением подарков – поделок, сделанных руками воспитанников и  дружным чаепитием.

Детский сад «Золотой ключик» тесно сотрудничает со СМИ. За три последних года информация о деятельности учреждения размещена в Тяжинской районной газете «Призыв» (20 статей), ежедневной областной газете «Кузбасс» (2 статьи), на официальном сайте Администрации Тяжинского муниципального района (33 новостных информации), в информационном агентстве «Новости Кузбасса» (2 информация), Газета БЕЗФОРМАТА.РУ (2 информации).

      Сотрудничество детского сада с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.     Одновременно этот процесс:

- способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, работающих с детьми;

- поднимает статус учреждения;

- указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

     В конечном итоге это и ведёт к повышению качества дошкольного образования.

      Фундамент социально-зрелой личности каждого ребенка закладывается в детстве. Важно, чтобы в процессе изучения ценностей, традиций, культуры общества, в котором предстоит жить, рядом находились добрые и отзывчивые взрослые. Нужно помнить, что процесс социализации и индивидуализации, начавшись в детстве, продолжается всю жизнь.

Литература

  1. Иванова, Н.В. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие./ Н.В. Иванова. – М.:ТЦ «Сфера», 2008. – Текст: непосредственный.
  2. Михайлова - Свирская, Л.В. Работа с родителями. Пособие для педагогов/ Л.В. Михайлова – Свирская. -  М: Просвещение 2016. – 128 с. – Текст: непосредственный.        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста при изучении английского языка

Данная статья подробно описывает особенности формирования лексических навыков у детей дошкольного возраста. А также способы и приемы формирования лексических навыков. Статья будет интересна педагогам ...

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Тематическое планирование работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данное тематическое планирование представляет собой комплексную работу по развитию графомоторных навыков у детей с ЗПР в течение всего учебного года. Оно составлено на каждую неделю в соотвествии с ле...

"Формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"

Консультация на тему: «Формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»Актуальность темы. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми &mdash...

Статья: «Развитие и формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром»

Статья: «Развитие и формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром» Современное образование сегодня ставит пред п...

Консультация. Психолого-педагогические условия формирования певческих навыков у детей дошкольного возраста.

Важность певческой деятельности для детей определяется сензитивностью детского возраста в отношении становления певческих навыков, связью со здоровьем ребенка, значением вокал...

Консультация для родителей "Развитие пространственного мышления через формирование конструктивных навыков у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Развитие пространственного мышления через формирование конструктивных навыков у детей дошкольного возраста"...