Консультация для педагогов «Сказкотерапия» в образовательной деятельности .
консультация

Любимова Инна Геннадьевна

Консультация для педагогов           

«Сказкотерапия» в образовательной деятельности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx88.3 КБ

Предварительный просмотр:

        Консультация для педагогов         

«Сказкотерапия» в образовательной деятельности .

          Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

          Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный опыт передавался через образные истории. Однако опыт опыту рознь. Можно просто рассказать историю, которая недавно произошла. А можно не просто рассказать интересный сюжет, но и сделать определённый вывод, или задать  вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются терапевтическими. Именно они являются  основой сказкотерапии.

          Выделяют пять видов сказок:s1200_18.jpg

 художественные сказки – это народные и авторские;

 дидактические сказки создаются педагогом для подачи учебного материала;

 психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение

ребёнка, имеют ограничение по возрасту (примерно 11- 13 лет);

 психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий;

 медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения.

Наиболее необходимо в процессе педагогического воздействия дидактические

сказки. Дидактические сказки создаются педагогом для «упаковки» учебного

материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Этот вид сказок помогает раскрывать смысл и важность определённых знаний.

       Алгоритм дидактической сказки – задания:

1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый

символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать

злые сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень), тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).

3. Восстановление страны, чтобы восстановить благополучие в стране  необходимо выполнить определённое задание (упаковка учебного материала).

При работе со сказками у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия. Занятия приобретают необычную окраску, переставая быть скучными и однообразными.

        Важнейшее место в организации совместной деятельности по сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной, диалогической составляющей. Взрослый ведёт сказку, задаёт интонацию: выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя  эталонов, заинтересованного слушателя. Подхватывает, воспроизводит ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты.

   У ребёнка необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая его к этому. В рамках работы по сказкотерапии можно решать и данную проблему:  применять различные виды работы с текстом, помогая детям проникнуться сюжетом сказочной ситуации (помощь герою, разрешение конфликта).

         Сказкотерапия по своей сущности не может обойти стороной приёмы  драматизации и использования различных видов театрализованной  деятельности. «Проживание» множества жизней персонажей значительно обогащает  интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая сказку, ребёнок проигрывает её в своём воображении. Он представляет себе действие и героев сказки. Таким образом, он в своём воображении видит целый спектакль. Находясь достаточно длительное время в активном состоянии, выполняя определённые действия, связанные с показом и передачей сюжета, дошкольник осваивает новые умений и  навыков речевой и двигательной выразительности.

Сказкотерапевтические постановки не допускают «мучительного выучивания» ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставиться идея экспромта. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. Ценность его не в результате, не в продукте  творчеств, а в самом процессе.

         Важное значение в процессе работы над сказкой приобретает социально – личностный аспект формирования личности ребенка. Терпимость к ближнему, сопереживание - обязательный компонент коммуникативных способностей и полноценного социального общения. Эти качества можно сформировать путём «мягкого» влияния на поведение ребёнка. Необходимо пытаться «заменить» неэффективный стиль поведения на более продуктивный, объясняя дошкольникам, с помощью сказки, смысл происходящего. Слушая сказочные истории, составленные педагогом и товарищами, дети накапливают некий символический «банк жизненных ситуаций». В основе работы лежит процесс переноса сказочных смыслов в реальность, как один из факторов эффективного осуществления социально – личностного развития детей.

  Рекомендации по организации и проведению образовательной и совместной  деятельности.

    На занятиях дети должны иметь возможность свободно выполнять упражнения и задания по развитию различных видов моторики, иметь возможность принять позу расслабления. В процессе занятия детям периодически даётся возможность говорить о своих ощущениях и чувствах.

 Вхождение в сказку: создается настрой на совместную работу, коллективное единство и сплоченность. Текст сказки является связывающим звеном между упражнениями и создаёт определённую атмосферу во время занятия. Возможно повторение использование одних и тех же сказок через определённые промежутки времени. Дети любят повторения, кроме того, известные упражнения воспринимаются легче, а порой и с большим интересом. Все атрибуты сказок,   любую наглядность, музыкальные произведения необходимо варьировать. Необходимо  помнить, что всё,  выполняемое детьми: их слова, движения, даже импровизация (их надо поощрять особо!) являются  успешными, удачными, наилучшими и прекрасными. И неважно, как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощёнными, чтобы поверили   в себя и свои силы. Каждый делает лучшее, на что способен. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за особо трудные упражнения непременно хвалить.

Структура образовательной и совместной  деятельности:C:\Users\Lenovo\Downloads\748711069.jpg

1. «Вход» в сказку.

2. Повторение : вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие

выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

3. Расширение : расширить представление ребёнка о чем – либо.

4. Закрепление : приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребёнка.

5. Интеграция :связать новый опыт с реальной жизнью.

6. Обобщение.

7.  «Выход» из сказки : закрепить новые представления, подготовить ребёнка к взаимодействию

в привычной социальной среде.

    Сказка окружает нас повсюду – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент его развития. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее.

     Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация - консультация для педагогов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, "Диагностика ведущей руки"

Многие педагоги испытывают трудности в диагностике ведущей руки у ребёнка. В данной презентации собраны и представлены основные методики определения ведущей руки и могут быть полезны педагогам (воспи...

Консультация для педагогов .Самоанализ непрерывной образовательной деятельности в ДОУ

Консультация для педагогов .Самоанализ непрерывной образовательной деятельности в ДОУ...

Консультация для педагогов Содержание непосредственно образовательной деятельности.

Консультация для педагогов  Содержание непосредственно образовательной деятельности....

Консультация для воспитателей: «Сказкотерапия» в образовательной деятельности по речевому развитию

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся кбиблиотерапии – сказкотерапия. Сказкотерапия является самым древнимпсихологическим и педагогическим методом. Издавна жизненный о...

Консультация для педагогов «Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов с использованием театрализованной деятельности»

Цель:  систематизация знаний у педагогов по организации  театрализованной  деятельности детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий»

В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменения. Образование не осталось...