Статья на тему: «Игры в экологическом воспитании дошкольников».
статья (младшая группа)

Большакова Лариса Вилоровна

Статья на тему: " Игры в экологическом воспитании дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2021.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

                             детский сад № 53 Колпинского района Санкт-Петербурга

       Статья на тему: «Игры в экологическом воспитании дошкольников».

                                                                                   Составила воспитатель:

                                                                                              Большакова Л.В.

                                                         2021г.

                Игры в экологическом воспитании дошкольников.

Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с  окружающей средой  и друг  с другом.  Следовательно,   задачей  экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе и дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например: животными и растениями, животными и животными),   их связи с  окружающей средой  (например, приспособленность  живых организмов к   определенным условиям, зависимость от  экологических факторов) и представление о том, что  в природе живые  организмы не  существуют отдельно друг от друга, а образуют  разнообразные  экосистемы (лес,   озеро,   болото).

Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей  - позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на  окружающую среду. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно,  так как  имению  в этом  возрасте ребенок  воспринимает природу очень  эмоционально,  обращает  внимание на такие особенности природы,  которые   взрослый человек  и не замечает.  Ребенок способен, удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов о растениях, животных.   Он  воспринимает животных, как  равных,   сочувствует им,  сопереживает. Именно эта особенность младшего возраста должна быть использована, как можно полнее в целях экологического воспитания.

Главная цель экологического воспитания - формирование начал  экологической культуры;   правильного отношения ребенка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы,  к  вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений  и животных со средой   обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа,  к которым относится  и человек,  т.е.  он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы   он себя нормально чувствовал,  был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об   охране природы.

Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие  выработки такого отношения и  окружающему миру,  которое носит эмоционально-действенный  характер и выражается в форме познавательного интереса,  гуманистических и эстетических переживаний, практической  готовности созидать  вокруг  себя,  бережно обращаться с, вещами не только    потому,   что это чей-то труд,  но еще и    потому,   что затрачены  материалы,   взятые  из  природы.

Форма и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений  за растениями и животными в уголке природы  и на участке,   ведение различных календарей, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии,   игровые обучающие ситуации с  использованием игрушек и литературных персонажей.

Игра - это очень  важный метод  экологического воспитания.   В жизни детей дошкольного возраста  игра является  ведущей  деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий  ребенок находится  в хорошем расположении духа,  активен и доброжелателен.   Эффективность ознакомления детей с природой  в большой степени зависит  от  их эмоционального  отношения      к  педагогу,  который  обучает,  дает   знания, организует наблюдения  и практическое  взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент,  который  объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с  природой), заключается  в том,   чтобы «погрузить» детей  в любимую деятельность  и создать  благоприятный  эмоциональный фон  для  «природного»  содержания.

Второй  значимый момент  связан с   выработкой  отношения детей к природе,   которое   в рамках экологического воспитания является конечным результатом,   все,   что нравится детям,   все,  что  их впечатлило, преобразуется в практику какой-либо  игры.  Поэтому, если дошкольники играют   в зоопарк, ферму,   цирк   и др.,   это означает,   что полученные  представления оказались  яркими, запомнились,   вызвали эмоциональный отклик.

В свою очередь усвоение знаний  о природе при помощи игры не может не оказать  влияния на формирование  у детей  бережного и  внимательного отношения к  объектам животного и растительного мира. А экологические  знания,   вызывающие эмоциональную реакцию у  детей, войдут в их самостоятельную игру,  станут ее содержанием.

Игра и  экологическое  воспитание   в некотором отношении противоположны:   во  время игры  ребенок раскован,   он  может проявлять инициативу,   совершать любые действия,   от которых игра может  стать лучше или хуже,  но при этом никто не пострадает,  т.е. физически  и морально не  ограничен  в этой деятельности. Познание природы,  взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма  и поэтому накладывают много  запретов,   ограничивают практическую деятельность  ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми объектами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.

Творческие  игры   различаются  по содержанию (отражение быта, событий); по организации и количеству участников

(индивидуальные,   групповые); по  виду (игры-драматизации - разыгрывание сказок,   рассказов; строительные). Игру с правилами  имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий.  К таким играм можно  отнести,  например,   «Гуси-лебеди», «У медведя  во бору», «Краски» и т.д.  Отличие между этими видами  игр заключается  в следующем:   в творческой  игре активность детей, направлена на выполнение замысла,  развитие сюжета,   в играх с правилами главное - решение задачи,   выполнение правил.

Система дополнительного образования предполагает  использование нетрадиционных методов подачи информации.   Особенно актуально это для дошкольников.   Возрастные особенности детей таковы,  что традиционный урок для них пока еще неприемлем. Дети этого   возраста не могут  и не должны сидеть неподвижно 40-45 минут,  они не  могут концентрировать внимание надолго,   быстро утомляются  от однообразной деятельности. Даже  самые интересные рассказы педагога дети не  в состоянии слушать более  10-15 минут.  Поэтому игра,  основной   вид деятельности для  детей дошкольного   возраста,   как нельзя лучше подходит для  системы дополнительного образования.

Игра - путь  детей к познанию мира.  Использование  игровых обучающих ситуаций на  занятиях помогает  выработать у детей основы экологических навыков,  закрепить  элементарные научные представления, о природе и взаимосвязях в ней,   воспитать эмоциональное  и нравственное отношение  ко всему живому.   Экологическое   обучение   и воспитание через игру является  самым  результативным и естественным.  Дети получают  экологические знания, формируют целостный  взгляд на природу  и место человека в ней  с самых первых лет жизни через творческую игру  в системе дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания  дошкольников.

-М.; АКАДЕМИЯ,    2013

2. Николаева  С.Н. Место игры в экологическом  воспитании дошкольников.

-М.; Новая школа,   2010

3. Рыжова Н.А.  Программа  экологического воспитания дошкольников «Наш дом-природа». -Тамбов, ИПКРО,  2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Игры в экологическом воспитании дошкольников"

Эта статья о роли игры в экологическом воспитании дошкольников....

Статья "Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания дошкольников"

В стате Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания дошкольников. раскрыты задачи и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста, формы и методы работы с де...

статья "Проблемы и пути решения экологического воспитания дошкольников"

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?...

Статья на тему: Игры в экологическом воспитании детей

Рекомендации для родителей детей в подготовительной группе...

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Статья на тему:"Игра как средство воспитания дошкольников"

В статье можно узнать как игра влияет на воспитание дошкольков....

Статья. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Статья.                           Роль игры в экологическом воспитании дошкольников....