Картотека опытов и экспериментов для детей ранней группы № 1 «Медвежата» 23.01.2021 г.
занимательные факты (младшая группа)

Татьяна Олеговна Дернова

Вода.

Опыт №1

Тема: «Почему вода прозрачная?»

Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать

речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком , камешки,

пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки.

Ход: Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках

(вода).

Игра №1 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в тазик с водой.

Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней

ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки).

Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода прозрачная».

Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с

молоком. Вопросы « Где камушки? Почему их не видно?» ( Потому что

молоко белым цветом).

Игра №3 «Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в

стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос

«Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде

видны предметы?»( Она прозрачная).

Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_-_kopiya.docx158.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад №1 "Мамонтёнок"

Картотека опытов и экспериментов

 для детей ранней группы № 2 «Медвежата»

   

Воспитатель:  Дернова Т.О.

Салехард

2021 г.

Вода.

Опыт №1

Тема: «Почему вода прозрачная?»

Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать

речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком , камешки,

пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки.

Ход: Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках

(вода).

Игра №1 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в тазик с водой.

Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней

ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки).

Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода прозрачная».

Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с

молоком. Вопросы « Где камушки? Почему их не видно?» ( Потому что

молоко белым цветом).

Игра №3 «Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в

стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос

«Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде

видны предметы?»( Она прозрачная).

Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.

Опыт №2

Тема: «Какой вкус у воды?»

Цель: Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса,

но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. Развивать

вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинноследственные связи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе

опытнической деятельности.

взрослый предлагает попробовать , что налито в первом стаканчике.

Вопросы: «Чем угостил вас Буратино? (водой). Какой вкус у воды? (вода

безвкусная).

Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем : «Из чего

делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода,

если мы в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой).» Дети пробуют воду.

Аналогично проводятся действия с солью: «Что находится в баночке?

(соль) Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в неё

положим соль?»

Игровое задание «Угадай угощение»-нескольким ребенку завязывают

глаза и он определяет вкусовые качества воды (солёная, сладкая, обычнаябезвкусная).

Вывод: Вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.

Опыт №3

Тема: «Как образуются мыльные пузыри?»

Цель: Формировать представления детей о том, как образуются мыльные

пузыри (при попадании воздуха в каплю мыльного раствора). Развивать

умение пускать мыльные пузыри, пользоваться пространственными

понятиями, различать пузыри по величине. Воспитывать умение видеть

красоту окружающего мира.

Оборудование: Мыльный раствор, тарелка, трубочки для коклейля.

Ход: Буратино предлагает детям отгадать загадку.

Их из баночки пускаю, необычной красоты,

Полетают- исчезают.

В след кричу им: « Где же ,вы?»

Вопросы: «Пускали ли вы когда-нибудь пузыри? Почему на них

интересно смотреть? Как вы думаете, почему надуваются мыльные пузыри?»

Наливаем в тарелку мыльный раствор и опускает в него широкую

трубочку и начинает дуть. «Что вы слышите? (бульканье). Почему слышен

такой звук? (мы дуем в трубочку, проникает воздух). Что выдувается из

трубочки? (пузыри). Почему выдуваются пузыри? Воздух попадает в

мыльный раствор и получается пузырь. Откуда взялся воздух? (мы его

выдохнули из себя)».

Игровые действия «Пускаем пузыри»- ребенок пускает пузыри через

трубочки.

Вопросы: « Какой формы пузыри? Одинаковые ли они по размеру?

Почему одни пузыри маленькие, а другие большие? (разное количество

воздуха)».

4

Игровое задание «Куда полетели пузыри?»-один ребёнок пускает пузыри,

а другие дети называют их местонахождение.

Вывод: Пузыри образуются при попадании воздуха в мыльный раствор.

Опыт №4

Тема: «Как заставить лодочку плыть?»

Цель: Познакомить детей с одним из свойств воздуха- движением(

движение воздуха- это ветер), помочь образовать ветер, различать его силу.

Активизировать словарь детей по теме (плывёт, дуем, быстрый, капитан),

развивать мыслительные процессы. Воспитывать доброжелательные

отношения со сверстниками.

Оборудование: Бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.

Ход: Представьте, что это у нас море. Стоят кораблики в синем море и

никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко!

Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в

море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё

равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали

капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!»

Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!»

Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с

места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить:

«Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень

просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.

Предлагаем ребенку стать капитаном кораблей и отправиться в

путешествие.

 Раздаёт детям бумажные и пластмассовые кораблики и предлагает опустить

их в воду. Вопросы: «Что делают кораблики на море? (плавают). Плывут ли

ваши кораблики? Почему?(нет ветра, который их подталкивает). Что нужно

сделать, чтобы кораблики поплыли? (подуть на них). Откуда взялся ветерок?(

мы его выдыхаем).

Игровое упражнение «Сильный и слабый ветер»-воспитатель показывает

детям, как можно дуть на кораблик. «Кораблик поплывёт быстрее, если

набрать много воздуха в себя и дольше его выдыхать».

Игровые действия «Чей кораблик быстрее доплывёт до другого берега?»-

дети дуют на свои кораблики.

Вывод: Можно сделать ветер, выдыхая воздух.

Опыт №5

Тема: «Разноцветные лоскутки»

Цель: Познакомить детей с тканью разной фактуры, активизация словаря.

Оборудование: кусочки ткани разной фактуры

Ход: Предложить ребенку рассмотреть, пощупать кусочки разной ткани.

5

- Какие они на ощупь? (мягкая, пушистая, гладкая, теплая, толстая,

тонкая и т.д.)

Дидактическая игра «Найди пару».

- Где вы видели такую ткань?

- Для чего она нужна? (тонкая для летней одежды, плотная для зимней

одежды)

Вывод: ткань может быть разной

Опыт №6

Тема: «Свойства ткани»

Цель: Познакомить детей со свойствами ткани (ткань мнется).

Оборудование: кусочки ткани разной фактуры

Ход: Предложить ребенку поэкспериментировать с тканью (складывают,

сворачивают, мнут).

- Что произошло с тканью? Какая она стала?

Вывод: если ткань сжимать в руках, она мнется.

Опыт №7

Тема: «Свойства бумаги»

Цель: Познакомить детей со свойством: бумага рвется, непрозрачная.

Оборудование: бумага разной плотности, карандаши, фломастеры.

Ход:

Опыт 1. предложить посмотреть бумагу разной плотности.

- Можно через бумагу что-нибудь увидеть? Посмотрите.

Делает вместе с детьми вывод: через плотную бумагу ничего не видно.

- А что можно делать с бумагой. (рисовать)

Опыт 2.

- Проверим. Предлагаем ребенку альбомные листы бумаги, фломастеры,

цветные карандаши.

Самостоятельная — творческая работа детей.

Вывод: на плотной бумаге можно рисовать

Опыт 3. «Мнем и разглаживаем»

6

А еще бумагу можно мять , сомните ее, у нас получился колобок ,а теперь

разгладьте.

Вывод: бумагу можно мять и разглаживать, плотная бумага непрозрачная,

на ней можно рисовать.

Опыт№8

Тема: «Волшебная кисточка».

Цель. Познакомить детей с получением промежуточных цветов путем

смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного –

фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Материалы и оборудование. Красная, синяя и желтая краски; палитра;

кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя

нарисованными контурами воздушных шаров.

Ход. Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им

закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый

рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому

закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила,

предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый

предлагает детям смешать на палитре краски (в соответствии с

пиктограммой), закрасить новой краской третий шарик и назвать

получившийся цвет.

Результат. Дети познакомились с путем смешивания красок и получения

промежуточного цвета.

Вывод. Если смешать определенные цвета красок, можно получить

промежуточный цвет, новый оттенок, что удобно, когда на палитре нет

данного цвета.

Опыт№9

Тема: «Что в пакете»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Материалы и оборудование. Полиэтиленовые пакеты.

Ход. Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый

спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в

пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим.

Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь

спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего

нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот

перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает:

почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

Результат. Дети наполняют воздухом свои пакеты, закручивают их.

Вывод. Везде вокруг нас находиться воздух. Он прозрачный, невидимый,

легкий.

Опыт№10

Тема: «Что в коробке?»

Цель. Познакомить со значением света, с источниками света (солнце,

фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные

предметы.

Материалы и оборудование. Коробка с крышкой, в которой сделана

прорезь; фонарик, лампа.

Ход. Предложить детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как

обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и

отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Педагог спрашивает, что

нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь

или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри

нее). Открыть прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке

стало светло, рассказывают о других источниках света – фонарике и лампе,

которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели

10

свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно,

и делает вывод о значении света.

Результат. Дети знакомятся со значением света, с источниками света и их

использованием человеком.

Вывод. Свет необходим человеку, чтобы видеть лучше предметы его

окружения. Источниками света являются солнце, фонарик, свеча, лампа и т.п.

Все они светят по-разному. Свет не проходит через непрозрачные предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов, экспериментов для детей раннего дошкольного возраста в процессе ознакомления со свойствами воды

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, одной из главных целей которого является экологическое воспитание - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к п...

Картотека зрительной гимнастики для детей ранней группы № 2 «Медвежата» 23.01.2021 г.

Понедельник. Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту....

Картотека подвижных игр на улице зимой для детей ранней группы № 2 «Медвежата» 23.01.2021 г.

Цель: учить детей выполнять движения в соответствии с текстом (ходьба, прыжки, приседания); обогащать двигательный опыт....

Картотека дыхательной гимнастики для детей ранней группы № 2 «Медвежата» 23.01.2021 г.

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ. Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза. У...

Картотека гимнастики после пробуждения для детей ранней группы № 2 «Медвежата» 23.01.2021 г.

Комплекс № 1«Мы проснулись»В кроватиНаконец - то мы проснулись,(сидя, ноги скрещены)Протирают глаза кулачками.Сладко, сладко потянулись,Чтобы сон ушел, зевнули,Головой слегка тряхнули.(пов...

Картотека дидактических игр для детей ранней группы №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Игра «Подбери пару»Цель. Учить детей подбирать предметы разных по пропорции по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать память и внимание. Оборудование. Изображения вареж...

Картотека опытов - экспериментов для детей младшей группы

Картотека опытов - экспериментовдля детей младшей группы...