Картотека опытов, экспериментов для детей раннего дошкольного возраста в процессе ознакомления со свойствами воды
картотека по окружающему миру (младшая группа) по теме

Емельянова Наталья Александровна

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, одной из главных целей которого является экологическое воспитание - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мышление, память, воображение, стимулирует познавательную активность и любознательность. Особое внимание - опытам, экспериментам. Опыт-это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Каждый опыт – это возможность раскрыть взаимосвязи и причины наблюдаемых явлений. Позволяют получать новые знания практическим путем, обобщать и систематизировать уже имеющиеся представления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ОПЫТОВ - ЭКСПЕРИМЕНТОВ

С ВОДОЙ

ДЛЯ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

«Узнаем, какая вода?»

1.Прозрачность воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой)

Материалы: 3 стакана (1 с прозрачной жидкостью, 2 подкрашенный гуашью, 3 с молоком); камни среднего размера, фартуки.

Ход опыта: По предложению воспитателя один ребёнок опускает камень в стакан с прозрачной водой; другой в окрашенную жидкость; третий в молоко. Рассматривают. Отвечают на вопросы. Совместно с воспитателем сравнивают.

  Подведение детей к пониманию свойства воды - прозрачная

«Узнаем, какая вода?»

2. Запах воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой)

Материалы: 2 стакана с водой, лимон, фартуки.

Ход опыта: По предложению воспитателя дети нюхают воду в первом стакане, затем для сравнения предлагаем понюхать воду во втором стакане, куда предварительно (или в данный момент) был добавлен сок выжатого лимона.

Совместно с воспитателем дети сравнивают запахи. Отвечают на вопросы.

  Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха.

«Узнаем, какая вода?»

3. Вкус воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой); сравнивать.

Материалы: вода, 3 стакана, соль, сахар, ложка, фартуки.

Ход опыта: По предложению воспитателя дети пробуют в первом стакане простую кипяченую воду, затем для сравнения во второй стакан с жидкостью добавляется соль, соответственно в третий стакан сахар ( по возможности привлечение детей к выполнению данных действий), ложкой тщательно размешивается. Дети пробуют, сравнивают, отвечают на вопросы.

  Подведение детей к пониманию свойства воды – без запаха.

«Узнаем, какая вода?»

4. Переливание воды

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой), упражняя в переливании воды из бутылки в стакан и обратно в бутылку с помощью воронки.

Материалы: прозрачные белые пластиковые бутылки (ёмкостью 0,33 л) (4 шт.), наполовину наполненные водой; 8 высоких узких прозр. пластик. стаканов, прозрачная миска и широкая чашка (по 4 шт.); воронка (4 шт.); поднос; клеёнка, фартуки по количеству детей.

 Ход опыта: По предложению воспитателя дети переливают воду поочередно в разные ёмкости: стаканы, миски, широкие чашки. Воспитатель напоминает об аккуратности в процессе перелива.

  Подводит детей к пониманию того, что вода течёт, переливается из одного сосуда в другой, принимая его форму. Вопросы к детям: Что ты сделал? Во что перелил воду? Вода льётся?

«Разноцветная вода»

(Окрашивание воды)

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой).

Материалы: Прозрачные белые пластиковые бутылки (ёмкостью 0,33 л) (4 шт.) наполовину наполненные водой, крышки для каждой бутылки (на дно каждой бутылки нанесено немного гуаши 4-х основных цветов); поднос; салфетка, фартуки по количеству детей.

Ход опыта: Совместно с воспитателем дети рассматривают жидкость в каждой бутылке, затем воспитатель, взяв одну из бутылок, закручивает на ней крышку, и привлекая внимание детей встряхивает её. Вода окрашивается в цвет, нанесённой на крышке краски. По предложению воспитателя дети включаются в окрашивание воды, встряхивая свои бутылки. Отвечают на вопрос: в какой цвет окрасилась вода.

  Подведение детей к пониманию того, что вода окрашивается в любой цвет, если в неё добавить краску

«Вода – наша помощница»

2.Игровая ситуация «Девочка чумазая»

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды.

Материалы: кукла, кувшин с водой, салфетка, таз.

  Создание проблемной ситуации: внесение куклы с грязными руками. Обыгрывание ситуации (наблюдение детей за мытьём рук куклы из кувшина с водой над тазом, вытирание). Наводящие вопросы к детям, выслушивание ответов детей, поощрение, подсказывание нужных слов, затем совместное обобщение сказанного.

  Подведение детей к пониманию свойства воды: вода смывает грязь

«Вода – наша помощница»

1. «Без воды нам никуда»

Цель: формирование познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой); умения устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Материалы: стол-поддон для экспериментирования с песком и водой; песочные наборы для каждого ребёнка, кувшин с водой, салфетки, фартуки.

Ход опыта: По предложению воспитателя дети делают поделки в формочках из мокрого песка, помогая себе руками («Испечём пирожки»); воспитатель обращает внимание детей на их руки. Вопросы к детям: Что же нужно сделать, чтобы руки стали чистыми? Может быть отряхнуть или подуть на них? Стали руки чище? Как очистить руки от песка? Выслушивание ответов.

Мытьё рук из кувшина, вытирание салфетками

  Обобщение сделанного, подведение к пониманию свойства воды: смывает грязь, делая предметы чище.

«Вода – наша помощница»

3.Вода может литься, а может разбрызгиваться»

Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой).

Материалы: лейка, комнатные растения, пульверизатор

     Организация наблюдения детей за поливом комнатных растений. Вопросы к детям: Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? Откуда она льётся? Выслушивание ответов. Знакомство со специальным устройством для разбрызгивания – пульверизатором. Объяснение, что он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обращение внимания детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень маленькие. Предложение подставить ладошки, побрызгать на них. Вопросы: Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.)

     Подведение детей к пониманию, что вода может литься, а может разбрызгиваться.

«Соберём водичку»

Цель:  формирование начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой)

Материалы: таз, стакан с водой, широкая чашка, разноцветные поролоновые губки, фартуки по количеству детей, салфетки, клеёнка.

Ход экспер-та: Каждому ребёнку раздается губка, активизация в речи названия цвета губки; показ воспитателем действий по сбору воды, вылитой на стол (небольшое количество) , покрытый клеёнкой из стакана; выжимание её из губки в широкую чашку; вовлечение детей в выполнение действий по образцу.   Подведение к пониманию свойства воды – принимает форму предмета, сосуда; свойств материалов – поролоновой губки – впитывает жидкость, помогая собрать воду.

«Кораблики»

Свойство предметов - плавучесть

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой)

Материалы: таз с водой, бумажные кораблики, кораблики из скорлупы грецкого ореха и коробочек, фартуки по количеству детей.

Ход экспери-та: По предложению воспитателя дети опускают (поочерёдно) на воду бумажные кораблики, кораблики из скорлупы и коробочек, наблюдая за ними. Вопросы к каждому ребёнку, комментирование результата. Обыгрывание ситуации, предложив детям сделать «ветер» и «волны» (имитация ветерка). Наблюдение за движением предметов по воде.

 Подведение детей к пониманию свойств плавающих предметов.

«Тонет - плавает»

Цель: формирование умения экспериментировать с материалами и веществами (водой); упражнение детей в вылавливании предметов с помощью сачков из воды

Материалы:  таз с водой; сачки; мелкие предметы из разного материала (ложки деревянная и металлическая , пластмассовый и деревянный шары, мелкие резиновые мячи); резиновые игрушки (в одной вырезано дно для сравнения, какя из игрушек тонет и почему); бумажный кораблик; небольшие камешки; поднос; салфетки; фартуки.

- Загадывание загадки о воде (см. картотеку худ. произведения о воде). Активизация детей на экспериментирование с водой и др. материалами. По предложению воспитателя дети берут в руки предметы, называя их, и аккуратно опускают в воду. Вопросы к каждому ребёнку, комментирование воспитателем результата (Что ты взял? Какого цвета шарик? Шарик утонул или плавает? – Это деревянный шарик, он не тонет, плавает на поверхности воды. Аналогичное опускание в воду остальных предметов,  наблюдение. По окончании эксперимента предложение детям выловить предметы из воды с помощью сачка.

- Активизация с помощью воспитателя вывода: какой предмет плавает, а какой тонет.

« Пар – это тоже вода»

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды.

Материалы:  термос с кипятком; зеркальце.

- Привлечение внимания детей к наблюдению за паром, поднимающимся из открытого термоса, знакомство со свойством воды - пар. Напоминание правил безопасности в процессе работы с кипятком.

Активизация познавательного интереса детей: поместив над паром зеркальце, показать появившиеся на нём капельки воды

«Заморозим воду»

1.«Знакомство со свойствами льда»

Цель: формирование умения экспериментировать с материалами и веществами(водой); упражнение в переливании воды ложкой.

Материалы: ложки, пиалы с водой окрашенной в 4 основных цвета, формочки для игр с песком, поднос, салфетки, фартуки, клеёнка.

- Показ и объяснение воспитателем способа выполнения работы - переливания ложкой окрашенной воды из пиалы в формочку для игр в песок. Предложение детям выполнить задание самостоятельно в конце формочки переносятся и устанавливаются на поднос. Затем поднос ставится в морозильную камеру. На следующий день, перед прогулкой, поднос с формочками вносится в группу, организуется наблюдение детей за тем, что произошло с водой (вода замёрзла, превратилась в лёд, потому что в холодильнике очень холодно). Затем воспитатель с детьми достают лёд из формочек, выносят его на улицу и украшают им снег на участке во время прогулки.

- Подведение детей к пониманию свойства воды – вода может замерзать в лёд, лёд – это твёрдая вода.

«Лёд»

2. «Знакомство со свойствами льда»

Цель: формирование умения экспериментировать со льдом; называть свойства льда: скользкий, мокрый, холодный.

Материалы: формочки со льдом (неокрашенные и окрашенные), таз с водой, сачки, поднос, фартуки, клеёнка.

- По предложению воспитателя дети берут в руки лёд, рассматривают его, делятся своими впечатлениями. Вопросы воспитателя индивидуально к каждому ребёнку: Льдинки скользкие? Льдинки хотят выскользнуть из рук? Какой лёд: тёплый или холодный?

 Затем дети вместе с воспитателем кладут лёд в таз с водой (напоминание об аккуратности во время опускания льда в воду, для того чтобы руки не намочить). Обращение внимания детей на их руки: мокрые. Почему? Руки в воду не окунали? Почему же ваши руки мокрые?

- Подведение детей к пониманию того, что лёд от тепла тает, а руки тёплые (предложение вытереть руки салфетками)

- Организация наблюдения детей за льдом в воде: плавает, не тонет.

- Подведение детей к пониманию, что лёд легче воды.

 Предложение воспитателя выловить сачком льдинки на поднос, помощь детям в вылавливании. С помощью вопросов активизация речевой активности детей, уточнение много ли льдинок на подносе.

В течение дня привлечение внимания детей к процессу, происходящему с льдинками, оставленными воспитателем в ванночке (без воды), отмечая изменения (лёд тает, появляется вода; растаяли все льдинки, в ванночке – вода).

- Подведение детей к пониманию , что вода превращается в лёд, когда очень холодно, в воду, когда очень тепло.

«Снег»

«Знакомство со свойствами снега»

Цель: формирование умения экспериментировать со снегом; представления о зимних природных явлениях; развитие тактильных ощущений; температурных различий (холодный снег)

Материалы: ванночка со снегом, игрушка – собака.

- В группу вносится ванночка, наполненная снегом. Активизация детей на экспериментирование со снегом: рассматривание, предложение взять в руки, вопросы: Что это? Какого он цвета? Какой снег: холодный или тёплый? Почему руки у вас стали мокрыми?

Подведение детей к пониманию, что снег от тепла тает, а руки тёплые.

- Организация игровой ситуации: вносится игрушка – собака, с помощью которой на снегу в ванночке появляются следы (воспитатель перемещает игрушку по снегу, вдавливая её в снег, чтобы следы были хорошо видны).

Напоминание детям о наблюдениях за оставленными (животными, человеком) следами на прогулке; уточнение о размере следов: следы могут быть большие от больших ног и маленькие от маленьких. Активизация игровых действий детей под звучащее слово (пальчиковая игра: «Большие ноги шли по дороге»).

- В конце экспериментирования со снегом обращение внимания детей на то, что снег в ванночке почти растаял, его стало меньше, но появилась вода  – грязная вода.

- Подведение детей к пониманию элементарных представлений о снеге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика современных инновационных педагогических систем: «Формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных экологических представлений о свойствах воды через опытно-экспериментальную деятельность».

Наши современные дети - это нанодети, требующие каждый день новых знаний, и новых необычных способов получения этих знаний. Одним из таких методов, который наиболее интересен детям, является поисково-...

Из опыта работы: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью»

Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.Научиться видеть и понимать прекрасное – эту сп...

Подвижные игры для детей раннего возраста в процессе ознакомления со свойствами воды

Подвижная игра одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре ...

Формирование познавательных действий у детей раннего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с песком и водой

Опыт работы воспитателя первой младшей группы по формированию познавательных действий у детей в процессе экспериментирования с песком и водой...

Схемы проведения опытов, экспериментов для детей среднего дошкольного возраста

Схемы проведения опытов, экспериментов для детей среднего дошкольного возраста...

Опыты-эксперименты (для детей младшего дошкольного возраста)

Исследовательское поведения дошкольника – главный источник получение представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из о...