Главные вкладки

    Из опыта работы: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью»
    методическая разработка по рисованию (подготовительная группа) на тему

    Сосновских Татьяна Валентиновна

    Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства.

    Научиться видеть и понимать прекрасное – эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте. Именно она может стать основой формирования мировоззрения. С другой стороны, народное искусство влияет на декоративно-прикладную деятельность – доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Большие возможности используемых материалов способствуют формированию художественно-практических навыков и умений, работа с ними обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon Презентация294.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия» М. И. Калинин Из опыта работы: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью»

    Слайд 2

    Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира. Народное искусство, как и искусство, вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере

    Слайд 3

    Актуальность личного вклада педагога в развитие образования Актуальной проблемой современного образования и воспитания детей является развитие эстетического восприятия средствами народного декоративного искусства. Научиться видеть и понимать прекрасное – эту способность особенно важно развивать в дошкольном возрасте. Именно она может стать основой формирования мировоззрения. С другой стороны, народное искусство влияет на декоративно-прикладную деятельность – доступную и притягательную для детей дошкольного возраста. Большие возможности используемых материалов способствуют формированию художественно-практических навыков и умений, работа с ними обогащает знаниями о свойствах и качествах материалов, расширяет эстетическое восприятие, образное видение, развивает детское творчество

    Слайд 4

    Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Известный педагог Е.А. Флёрина много внимания уделяла развитию идеи внедрения народного искусства в практику детского сада. Она считала, что, обучая детей декоративному рисованию, надо использовать приёмы народных мастеров, усваивая которые, дети овладевают разнообразными способами создания изображения, это в свою очередь способствуют приобретению свободы действия, свободы творчества. Т.Я. Шпикалова отмечает такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающую полнокровное и оптимистическое восприятие мира. Говоря о народном искусстве, Н.П. Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего возраста, даёт большую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений». Подчёркивая значение искусства для разностороннего развития человека, а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, что представляет само собой разумеющееся, но и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения, поэтому-то эстетическое воспитание и является одним из могучих средств, содействующих гармоничному и всестороннему развитию личности»

    Слайд 5

    Цель: формирование и развитие основ художественной культуры дошкольника через народное декоративно-прикладное искусство (хохломскую роспись) Задачи: Приобщать детей к хохломской росписи в условиях детской практической творческой деятельности; Знакомить с закономерностями, выразительными средствами хохломской росписи; На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности; Формировать умение использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы; Развивать эстетическое, образное восприятие; Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству, как эталону красоты Цель и задачи педагогической деятельности

    Слайд 6

    Ведущая педагогическая идея Ознакомление дошкольников с народным искусством, в том числе с хохломской росписью, должно занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности, так как оказывает большое влияние на формирование художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитие эстетического отношения к искусству, природе, окружающему миру

    Слайд 7

    Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Интеграция образовательных областей прослеживается через следующие виды деятельности: Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие»: Нравственное воспитание; Развитие общения; Образовательная область «Познавательное развитие»: Сенсорное развитие; Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация), умение складывать из частей целое; Формирование целостной картины мира, расширение кругозора; Ознакомление с природой; Образовательная область «Речевое развитие»: Развитие всех компонентов речи; Формирование интереса и потребности в чтении; Образовательная область «Физическое развитие»: Развитие движений; Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: Художественное творчество; Эстетическое развитие

    Слайд 8

    Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Создание условий для приобщения детей и родителей к народной культуре: оформление помещения группы под Хохлому; подбор разнообразной познавательной литературы о народном промысле Хохлома, об особенностях хохломской росписи, об истории этого промысла. На основе научных методов и принципов: последовательно – от простого к сложному, – необходимо подводить детей к самостоятельному составлению элементов узоров на плоскости – силуэтах и на объемных формах

    Слайд 9

    В создании педагогических условий художественно-эстетического развития дошкольников в процессе ознакомления с хохломской росписью важную роль играет работа с родителями, которой уделяется большое внимание. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. Родители совместно с детьми изготавливают дома посуду в технике папье-маше, которую мы расписываем на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Также родители принимают активное участие в подготовке мероприятий, организованных в детском саду. Например, для развлечения на тему: «Это чудо Хохлома», целью которого было создать радостное настроение у детей, воспитывая художественный и музыкальный вкус, родители помогли изготовить костюмы мышки, зайца, петушка. К итоговому занятию по освоению хохломской росписи на тему: «Перецветы хохломы», родители разучили с детьми стихотворения и разгадали кроссворд , а на самом занятии принимали активное участие в создании неповторимых изделий в стиле хохломской росписи. Работа была организована так, чтобы дети могли свободно общаться друг с другом и со взрослыми, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями

    Слайд 10

    Методы работы Художественно-эстетическое развитие детей обеспечивается с помощью разнообразных методов: метод побуждения к сопереживанию; метод убеждения при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству. Одной из увлекательных и интересных форм ознакомления детей с произведениями народного прикладного искусства является метод тематических творческих заданий . В основе методики творческих заданий лежит принцип постепенности, связанный с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. Ознакомление детей с народным прикладным искусством в форме тематических творческих заданий наиболее полно отвечает особенностям детского восприятия и тем возможностям, которые могут проявиться в декоративно-прикладном творчестве детей. Отчасти этому способствует и то, что многие творческие задания воспитанники выполняют совместно с родителями

    Слайд 11

    Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны Подобран материал по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством: дидактические игры для закрепления полученных знаний о различных народных промыслах ; физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики для развития крупной и мелкой моторики; Разработаны конспекты занятий (игровые, обучающие и др.) ; Для родителей разработаны рекомендации по изготовлению изделий в технике папье-маше для НОД по ознакомлению дошкольников с хохломской росписью; В уголке для родителей размещена статья , рассказывающая об истории народного промысла «Хохлома»

    Слайд 12

    Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты Эффективность художественно-эстетического развития детей средствами народного искусства, где мы рассматривали основные компоненты, это: эстетическое восприятие, эстетическая оценка, эстетическая деятельность, определялась на основе критериев, разработанных Б.Т. Лихачевым: Развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств; интереса к народному творчеству определялись на основе диагностики развития навыков изобразительной деятельности и творческих проявлений Т.С. Комаровой:

    Слайд 13

    В процессе создания предметов хохломской росписи у детей закрепились знания эталонов формы и цвета, сформировались четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей , при применении декоративно-прикладного искусства, развились в следующих направлениях: предварительное создание эскизов на бумаге; продумывание элементов узора; расположение их на объемах; создание предметов декоративного характера; умение найти способ изображения и оформления предмета; способность перенесения задуманного декоративного узора на изделие. Занятия хохломской росписью, способствовало формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Включение детей в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства, – одно из главных условий полноценного нравственного и эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей

    Слайд 14

    Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника С учетом анализа данного опыта можно сделать вывод, что система проведенной работы оказалась эффективной и может быть использована другими педагогами. Мы же планируем продолжать работу по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством, включать больше занятий творческого характера. Продолжать использовать разные формы работы по ознакомлению детей с народным искусством: занятия-путешествия, посиделки, занятия-экскурсии, совместное творчество детей и родителей, презентации Использование в оформлении эстетической среды дошкольного учреждения детских творческих работ; Оформление наглядной информации в родительском уголке

    Слайд 15

    Литература Спасибо за внимание! Бадаев В.С. Русская кистевая роспись: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. Ветлугина Н.А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему / Н. А. Ветлугина // Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. М.: Педагогика, 1980. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада «Мозаика-синтез», М-2014. Комарова Т.С., Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет. «Мозаика-синтез», М-2015. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М.: Просвещение, 2006. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. – M .: Педагогическое общество России, 2005. Народное искусство в воспитании детей. / Под редакцией Комаровой Т. С. – М.: Педагогическое общество России, 2005. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством, 2003. Соломенникова О.А. Радость творчества. «Мозаика-синтез», М-2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с Городецкой росписью"

    Мною было разработана совместной работы с детьми и родителями по ознакомлению с Городецкой росписью(начиная со средней группы)...

    Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью

    Проблема художественно-эстетического воспитания дошкольников рассматривается в современных исследованиях. Опираясь на взгляды Е.И. Васильевой, Е.Г. Ковальской, Г.П. Новиковой, Н.А. Александровой, А.В....

    Из опыта работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

    Сегодня мы представим наш опыт работы по речевому развитию детей старшего возраста. Уже несколько лет мы с детьми снимаем видео ролики, делаем анимационные открытки и снимаем мультфильмы. Во время это...

    Опыт работы воспитателя по развитию художественного вкуса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью

    Народное прикладное искусство, в частности хохломская роспись, имеет большое значение для развития художественного вкуса, творческого воображения и эстетического развития у детей, помогает ближе понят...

    Из опыта работы по социокультурному развитию детей старшего дошкольного возраста

    Дошкольное детство- это период активного вхождения ребенка в социальный мир....

    Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

    Отчет по самообразованию «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»...