Подвижные игры для детей раннего возраста в процессе ознакомления со свойствами воды
картотека по окружающему миру (младшая группа) по теме

Емельянова Наталья Александровна

Подвижная игра одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ПОДВИЖНЫХ ИГР

                          ДЛЯ  

ПЕРВОЙ  МЛАДШЕЙ  ГРУППЫ

        

«Солнышко и дождик»

Цель: развитие у детей способности концентрировать внимание; умения реагировать на сигнал; формирование ориентировки в пространстве.

Материалы: картинки с нарисованными на них солнышком и тучкой, зонт, см. картотеку худ. произведений о воде (потешка «Тучка и солнышко»)

Ход игры: Воспитатель показывает картинку «солнышко» и приглашает на прогулку. Дети «гуляют»: ходят и бегают по всему пространству группы (на прогулке – по участку).

По сигналу: «дождик», воспитатель показывает картинку с нарисованной на ней «тучкой», дети прячутся под зонт.

Малоподвижная игра: «Кран, откройся!»

Цель: развитие у детей интереса к играм-действиям под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

Материалы: картотека худ. произведений о воде: стих-е Э. Мошковской «Приказ»

Ход игры: Воспитатель читает стих-е и выполняет действия по тексту вместе с детьми.

1.« Через ручеёк»

Цель: развитие у детей координации движений, упражняя в перепрыгивании с ноги на ногу, через нарисованный на асфальте (на линолеуме)  «ручеёк» (палку, ветку, шнур).

Материалы: разноцветные мелки (цветной шнур (длиной 3-4 м), ветка или палка)

Ход игры: Воспитатель предлагает  детям перепрыгнуть через ручеёк, «не замочив ноги»

Рекомендации: Можно положить два-три шнура разного цвета на небольшом расстоянии друг от друга. Дети, перепрыгнув через один шнур, подходят к другому, прыгают через него. 

2.«Через ручеёк» (по мостику)

Цель: развитие вестибулярного аппарата; координацию движений.

Материалы: цветные мелки или 2 цветных шнура (река); мягкий модуль «Дорожка здоровья» (мостик через речку (дл. 2-3 м, шир. 25-30 см.)).

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «перейти с одного берега реки на другой по мостику»: осторожно, «не намочив ноги». Когда все дети перейдут «на другой берег реки – луг», предложить «погулять» им там; собрать «цветы» - разбросанные по полу цветные платочки (шарики, кубики) в корзинку. Затем возвратиться по «мостику» обратно в детский сад.

При повторном проигрывании игры можно усложнить правила, предложив детям пробежать по «мостику» или вместо модуля поставить 2-3 деревянных куба.

«Зайка серый умывается»

Цель: формирование умения выполнять игровые движения по тексту; развитие координации движений, мышц ног.

Материалы: маски зайцев.

Ход игры:

Зайка серый умывается, 
Видно, в гости собирается. 
(Дети «умываются».)
Вымыл носик,
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо. 
(Дети трут ладошками носы, «хвостики», уши.)
Вытер сухо!
И поскакал:
Скок-поскок!
Скок-поскок! 
(Дети скачут.)

«Караси и щука»

Цель: упражнение детей в ходьбе и беге; формирование умения менять направление движения, ориентируясь в пространстве, действовать по сигналу.

Материалы: маска «щуки» для водящего, маски «карасей» по количеству играющих детей, стульчики.

Ход игры: Воспитатель в роли «щуки» (впоследствии привлечение детей) сидит на стульчике посередине группы, дети «карасики плавают» вокруг неё. По сигналу воспитателя: «щука», дети убегают - «прячутся» на свои стульчики. «Щука» пытается их поймать. Игра повторяется 2-3 раза.

«Рыбки плавают в воде»

Цель: формирование у детей умения воспроизводить движения по образцу (по тексту), имитируя особенности перемещения рыб; умение ориентироваться в пространстве; развитие координации движений.

Материалы: маски рыб по количеству играющих детей.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям превратиться в «рыбок и поплавать в реке»

Рыбки плавают, ныряют –                          

Корм подводный собирают.                      

Раз, два, три –                                              

Со-бе-ри!                                                      

Рыбки плавают, ныряют –                          

И друг друга догоняют.

Раз, два, три –                                              

Догони, догони, догони...                           

Рыбки плавают по дну –                             

Не поймаешь ни одну.

Раз, два, три –                                              

Лови!                                                           

Сложив руки лодочкой дети

«плавают», как рыбки,

«Собирают» воображаемый корм,

присев, берут его с пола

(одной, двумя руками)

«Плавают», как рыбки 

Бегают за воспитателем, друг за другом

по комнате (на прогулке – по участку)

«Плавают», как рыбки

При слове «лови», дети «прячутся»,

убегая на свои стульчики (на прогулке к домику).

 « След в след»

Цель: развитие у детей внимания, упражняя в ходьбе друг за другом – «след в след»; координации движений.

Материалы: в групповом помещении – «Дорожки здоровья» («следы»); на прогулке – следы на снегу.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям пройти по дорожке, стараясь попадать ногой «в след», ориентируясь на действия сверстников, идущих впереди.

Логоритмическое упражнение:

 «Снежок»

  Цель: развитие интереса к играм-действиям под звучащее слово.

  Материалы: см. картотеку худ. произведений о воде: стих-е И. Винокурова «Снежок».

  Ход игры: Воспитатель предлагает детям: «Покажите, как…(кружатся снежинки)»

  На полянку, на лужок                              Лёгкий бег  по кругу

  Тихо падает снежок.

  Улеглись снежинки,                                Присесть на корточки.

  Белые пушинки.

  Но подул вдруг ветерок,                         Кружиться, «фонарики».

  Закружился наш снежок.

  Пляшут все пушинки,                              Хлопки в ладоши.

  Белые снежинки.

«Снег кружится»

Цель: развитие координации движений; вестибулярного аппарата; умения соотносить собственные движения с действиями сверстников.

Материалы: ободки с эмблемами – снежинками; стих-е А. Барто «Снег» (см. картотеку худ. произведений о воде)

Ход игры:

Снег, снег кружится,                            

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,                      

Завертелись, как снежок.      

Дети бегают по игровой площадке

Кружатся,

«падают на землю»  (приседают), как снежинки.

«По ровненькой дорожке»

Цель: формирование умения свободно ходить в колонне по одному по ограниченной поверхности; упражнение в прыжках с продвижением вперёд; развитие чувства равновесия; ориентировки в пространстве.

Материалы: ребристая доска, нарисованные мелом – камешки.

Ход игры:

По ровненькой дорожке,                               

По ровненькой дорожке!

Шагают наши ножки: раз, два, раз, два!

По камешкам, по камешкам,                          

По камешкам, по камешкам…

В ямку: Бух!                                                     

Дети идут за воспитателем, друг за другом

Прыгают с продвижением вперед

Присаживаются на корточки.

«Дед Мороз»

Цель: формирование у детей умения выполнять игровые действия, характерные для различных, знакомых детям животных, птиц; обогащение двигательной активности детей.

Материалы: ободки-маски различных зверей.

Ход игры: Воспитатель, предлагает вспомнить, что Дед Мороз живёт в лесу, озвучивает (грубым голосом):

Я Мороз Красный Нос, бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите зайчики!                                                                            

Воспитатель («Дед Мороз») со словами: «Заморожу!»,                

пытается поймать детей («зайчиков»)

Игра повторяется.

Каждый новый раз проигрывания игры,

«Дед Мороз» приглашает выходить из «леса»                                

«новых зверей» (мишек, волков и пр.).                                            

Действия детей:

Дети прыгают навстречу «Деду Морозу»

Разбегаются

Дети имитируют движения зверей,

затем убегают от «Деда Мороза»        

Игра малой подвижности «Пузырь»

Цель: активизация двигательной активности детей; закрепление умения строится в круг, делать его то шире, то уже, согласовывая свои действия с произносимыми словами текста.

Ход игры: Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой
кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,

Оставайся такой
Да не лопайся!

Играющие,  отходят назад ,  держатся за руки до тех пор, пока, воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!" Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: "Хлоп!" Можно также предложить детям после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук "ш-ш-ш" – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь - отходят назад, образуя большой круг.
Вот какой большой пузырь!

«Медведь»

Цель: поддерживание интереса к подвижным играм; способствование эмоциональной разрядке; профилактике нервного напряжения.

Ход игры: Воспитатель, выполняющий роль «медведя» (впоследствии привлечение детей), стоит в сторонке, прикрыв глаза и подложив под щёку сложенные вместе ладони: «спит». Дети идут. Воспитатель:

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на ёлке – снег, снег,

И под ёлкой – снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише… Не шуметь.

После слов: «Не шуметь», медведь просыпается и бежит, ловя игроков (детей).

Русская народная хороводная игра «Ручеёк»

Цель: формирование у детей навыка ходить хороводным шагом, держась за руки, не наталкиваясь друг на друга; приобщение детей к русской национальной культуре через игры, обряды, традиции.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям построиться в круг, взяться за руки, идти хороводным шагом, стараясь не наталкиваться на соседа, подговаривать слова:

В ворота ручей бежит                               Дети идут по кругу, взявшись за руки

И тихонько так журчит.                            Подговаривают слова.

Ты, дружок, остановись,                           Дети останавливаются

И друг другу поклонись.                           И кланяются друг другу (поклон в круг)

Повторяя игру, можно усложнить правила игры. Воспитатель в паре с младшим воспитателем, берут друг друга за руки, подняв их высоко и сделав воротики, предлагают детям пройти под воротами хороводным шагом, держа друг друга за руки и подговаривая слова потешки.

        

«На прогулку»

Цель: формирование у детей умения ориентироваться на действия сверстников; развитие ориентировки в пространстве.
Ход игры: воспитатель предлагает детям встать парами по желанию и пойти гулять по территории дет. сада, организуя целевую экскурсию: «Признаки весны»
Рекомендации: на площадке можно поставить два стула на небольшом расстоянии друг от друга – это ворота, через которые малыши должны проходить, отправляясь на прогулку и придя с прогулки. Воспитатель помогает детям стать парами, показывает, как надо идти в паре: не тянуть друг друга, не отставать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторских дидактических пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой

Об использовании авторских пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой...

Картотека опытов, экспериментов для детей раннего дошкольного возраста в процессе ознакомления со свойствами воды

Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, одной из главных целей которого является экологическое воспитание - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к п...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром природы».

Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающем мире....

«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.»

Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путем приобщения детей к культуре в целом. В современных условиях книгу заменили кино, телевидение, компьютер. Но как бы- то, ни было, ли...

Опыт работы воспитателя Кудряшовой С.Г МБДОО детский сад №20 "Дельфинчик" «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей раннего возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»

Опыт работы воспитателя Кудряшовой С.Г  МБДОО детский сад №20 "Дельфинчик" «Развитие познавательного интереса и наблюдательности у детей раннего возраста в процессе ознакомления с...

«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»

laquo;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»...