«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)
статья по развитию речи (средняя группа)

Мальцева Фируза Николаевна

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста  в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

Уренского муниципального округа Нижегородской области

«Речевое развитие детей

младшего дошкольного возраста  

в процессе ознакомления

с природным и социальным миром

родного края»

(из опыта работы)

Воспитатель средней группы

Мальцева Фируза Николаевна

Арья 2023 год

Введение

В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная программа направлена на создание условий всестороннего развития ребенка. Богатейшая кладовая для речевого, интеллектуального, нравственного развития ребенка – природа. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойства человеческой личности, как любознательность, наблюдательность, что порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, экспериментов, опытов.

Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности.

В развитии речи детей дошкольного возраста, незаменимую роль играет ознакомление с природой родного края. Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же познакомить с природой родного края? Конечно же, нужно говорить о том, что дети видели, наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, рассматривание альбомов, открыток, фотографий. Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует познавательные умения, интерес и самое главное, развивает речь.

В каждый момент времени вокруг нас в природе что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить этот момент, уметь отметить, полюбоваться, сделать выводы. Лучше всего развитие  и обогащение речи детей при ознакомлении с природой происходит не только в группе, но и на прогулках и экскурсиях.

Красота и многообразие природы в любое время года влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словоизменения, согласованием слов в роде, числе, падеже. Общение с природой оказывает благотворное влияние на развитие связной, фразовой, монологической, диалогической речи.

Актуальность

Природа окружает ребенка с ранних лет. Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В. А. Сухомлинский).

      Каждое знакомство с природой родного края  - урок развития детского ума, речи, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от воспитателя огромных знаний, умений, усилий, терпения. Результаты не заставят себя ждать.

Цель

Создание условий для речевого развития детей дошкольного возраста  в процессе ознакомления  с природным и социальным миром родного края.

Задачи

  • Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края.
  • Совершенствовать умения детей с помощью взрослого рассказывать об увиденном объекте живой или неживой природы в процессе наблюдений в природе.
  • Совершенствовать диалогическую форму речи дошкольников.

обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней.

  • Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов, рассказов, сказок о природе, через практическую деятельность.
  • Развивать память и связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
  • Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края.

Пополнение РППС

В развитии речи детей дошкольного возраста незаменимую роль играет ознакомление с природой родного края. Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает.  

Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, свою работу начала с пополнения РППС наглядно-выставочным материалом: игрушки, картины, натуральные предметы, коллекции, гербарии, фотоальбомы, лэпбуки, макеты.                                              Центр природы и мини-лаборатории также пополнила всем необходимым для  проведения опытов, экспериментов, проектной и исследовательской деятельности.  Дети получают представление о многообразии природного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу. А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей. К сожалению, нормативы СанПиНа не допускают содержания живых объектов в центре природы, в связи с чем, дети лишены возможности наблюдать, а главное – ухаживать за братьями нашими меньшими. В качестве альтернативы живых животных дошкольникам предложены животные - игрушки и иллюстративный материал в виде картинок, рисунков и фотографий.

Наблюдения во время прогулки

Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой, поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка, стараюсь вводить малышей во всё многообразие окружающего мира. Ведь непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. При этом процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах, рассказов по сюжетным картинам способствует формированию умения  детей  участвовать в беседах, совершенствует диалогическую речь, развивает умение отвечать на вопросы;  составлять описательный рассказ по картине на основе образца, данного воспитателем;  расширяет словарный запас детей; закрепляет представления детей о сезонных изменениях в природе   нашей местности; воспитывает любовь и бережное отношение к родной природе.  

Работа с коллажами  помогает формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью иллюстраций.

Работа по мнемотаблицам

В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотехника способствует формированию целостного восприятия окружающего

мира;  помогает формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники; формировать навыки культурного речевого общения; развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Дидактические  настольные игры

Речевое развитие детей является одной из главных задач, реализуемых в детском саду. Для лучшего усвоения материала и формирования грамотной речи, необходимо использовать такие средства и приемы, которые будут способствовать лучшему усвоению знаний в данной области. Лучшим (незаменимым) помощником в речевом развитии дошкольников является дидактическая игра. Использование в педагогическом процессе детского сада дидактических игр повышает эффективность воспитания и обучения.

Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактические игры являются эффективным средством для речевого развития дошкольников. Систематическое использование дидактических игр способствует лучшему усвоению материала.

В процессе игры у детей дошкольного возраста:

повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

обогащается и активизируется словарь детей;

развивается речевое дыхание и правильная артикуляция, логика речи, связная и образная речь;

совершенствуется диалогическая речь, ее грамотный строй;

развивается внимание, память, мышление, воображение;

дети запоминают большее количество речевого материала.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С помощью данных игр дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Данные игры способствуют активизации словаря, развитию памяти, логического мышления.

Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика.

Настольно печатные игры

Данные игры очень нравятся детям, они несут не только развлекательный характер, но и являются отличным помощником в речевом развитии детей. Настольно-печатные игры способствуют развитию связной речи, грамматического строя речи, обогащают словарный запас, развивают воображение, мышление, память.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Данные игры способствуют решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Данные игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки.

Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен никакой реквизит, играть в них можно по дороге в детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте («Съедобное — несъедобное», «Кто как кричит?», «Что лишнее?», «Назови одним словом», «Хорошо – плохо», «Кто где живет»).

Таким образом, мы можем говорить о том, что дидактическая игра даёт огромный простор для развития речевой активности старших дошкольников. Она направлена на владение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой активности.

Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т.к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной. Эффективность постоянного применения дидактических игр при развитии речи детей дошкольного возраста очень высока.

С большим интересом  играют дети в подвижные игры на прогулке, такие как: «Раз, два, три к дереву беги»; «Мы в густом лесу гуляли и медведя повстречали»; «Лови - назови»; «Дождик, дождик». Во время прогулки использую  дидактические, словесные игры и упражнения: «Детки с ветки»; «Узнай дерево по описанию», «Громко – тихо»; «Когда это бывает» и т. д. В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей, развивают речь при рассказах, обогащают словарный запас.

Чтение художественной литературы

Большое значение имеет и чтение художественной литературы: рассказы, стихи, потешки, загадки. С большим удовольствием дети слушают сказки, их очарованию поддаются дети всех возрастов. Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. В апреле мы планируем принять участие театрализованной деятельности: совместно с детьми старшей группы поставить экологическую сказку «Приключения Зайки». В этом виде деятельности формируется правильная речь  детей, пополняется и активизируется словарь, развивается память, внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного.

Разучивание стихотворений

Цель. Приобщать детей к поэзии. Развивать память детей, воображение, интонационную выразительность речи.

Взаимодействие с родителями

Ни одна образовательная деятельность в ДОУ не обходится без тесного сотрудничества с родителями. Наши родители являются активными участниками образовательной деятельности в области речевого развития детей. Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка приводит  к положительным результатам. Ведь речевой уровень культуры взрослых, их умение правильно использовать различные речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи.

Вывод

Развитие речи через экологическое воспитание и общение с природой помогает обогатить речь ребёнка, сделать её образной, выразительной, откорректировать имеющие недостатки, расширить лексико-грамматические возможности практического овладения навыками словообразования и словоизменения.

Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края» ( из опыта работы) Воспитатель средней группы Мальцева Фируза Николаевна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д етский сад «Сказка» Уренского муниципального округа Нижегородской области Арья 2023 год

Слайд 2

Введение В соответствии с ФГОС ДО дошкольная образовательная программа направлена на создание условий всестороннего развития ребенка. Богатейшая кладовая для речевого, интеллектуального, нравственного развития ребенка – природа. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойства человеческой личности, как любознательность, наблюдательность, что порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, экспериментов, опытов. Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку, развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем на его интеллектуальные способности, внимание, память, кругозор и другие аспекты жизнедеятельности. В развитии речи детей дошкольного возраста, незаменимую роль играет ознакомление с природой родного края. Мир природы огромен и разнообразен, красота окрестных мест завораживает. Как же познакомить с природой родного края? Конечно же, нужно говорить о том, что дети видели, наблюдение за живой и неживой природой, проведение опытов с природным материалом, проведение игр природоведческого содержания, рассматривание альбомов, открыток, фотографий. Всё это обогащает и обобщает знания детей о природе, формирует познавательные умения, интерес и развивает речь. В каждый момент времени вокруг нас в природе что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить этот момент, уметь отметить, полюбоваться, сделать выводы. Лучше всего развитие и обогащение речи детей при ознакомлении с природой происходит не только в группе, но и на прогулках и экскурсиях. Красота и многообразие природы в любое время года влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Это способствует расширению словарного запаса у ребенка, практическому овладению навыками словоизменения, согласованием слов в роде, числе, падеже. Общение с природой оказывает благотворное влияние на развитие связной, фразовой, монологической, диалогической речи.

Слайд 3

Актуальность Природа окружает ребенка с ранних лет. Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В. А. Сухомлинский) . Каждое знакомство с природой родного края - урок развития детского ума, речи, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т. е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в воспитании дошкольников. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от воспитателя огромных знаний, умений, усилий, терпения. Результаты не заставят себя ждать.

Слайд 4

Цель Создание условий для речевого развития детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края. Задачи Расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края. Совершенствовать умения детей с помощью взрослого рассказывать об увиденном объекте живой или неживой природы в процессе наблюдений в природе. Совершенствовать диалогическую форму речи дошкольников. обогащать у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней. Развивать познавательный интерес к объектам окружающего нас мира через чтение стихов, рассказов, сказок о природе, через практическую деятельность. Развивать память и связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности. Воспитывать у детей доброе отношение к природе родного края.

Слайд 5

Пополнение РППС

Слайд 7

Создание фотоальбома «Пейзажи природы нашего поселка»

Слайд 8

Изготовление лэпбуков

Слайд 9

Оформление выставки познавательной литературы

Слайд 10

Наблюдения во время прогулки Цель. Развивать речь детей, умение делать выводы, использовать в речи полные предложения. Расширять представления детей об изменениях в природе в разные времена года .

Слайд 13

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах Цель. Учить детей составлять описательные рассказы об овощах (фруктах ), выращиваемых в нашей местности, определять последовательность изложения, используя в качестве плана модели-картинки. Развивать умение отвечать на вопрос полным предложением.

Слайд 14

Составление рассказа по сюжетным картинам Цель. Учить участвовать в беседах, совершенствовать диалогическую речь, отвечать на вопросы; составлять описательный рассказ по картине на основе образца, данного воспитателем. Расширять словарный запас детей . Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе в нашей местности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с коллажами Цель. Учить детей отвечать на вопросы, строить логически законченные предложения; упражнять в умении четко произносить слова, проговаривая все звуки . развивать связную речь. «Что нам осень принесла» «Осень»

Слайд 2

«Что будет, если не убирать снег зимой» «Как помочь птицам зимой»

Слайд 3

«Как человек готовится к зиме»

Слайд 4

Работа по мнемотаблицам Цель. формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники; - формировать навыки культурного речевого общения; - развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение). «Осень»

Слайд 5

«Зима» «Ранняя весна»

Слайд 6

Дидактические настольные игры Цель. Обогащать и развивать речь дошкольников, внимание, память. Учить называть признаки времен года; запоминать новые слова. Закреплять представления о природе.

Слайд 8

Д/И «Кто скорее соберёт» Цель. Учить детей группировать овощи, ягоды, фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность. Способствовать развитию общих речевых навыков, развитию грамматического строя речи.

Слайд 9

Цель. развивать связную речь; формировать и активизировать словарь: домашние животные и их детёныши; развивать любознательность, память и мышление детей; развивать зрительное восприятие. Игровая деятельность с сортерами «Домашние животные и их детеныши»

Слайд 10

Разучивание стихотворений Цель. Приобщать детей к поэзии. Развивать память детей, воображение, интонационную выразительность речи. Снеговик Гусарова Татьяна На дворе полно снежка. Я слепил снеговика. Руки, ноги, голова, Нос-морковка, глаза два. Нарисую краской рот. Пусть порадует народ!

Слайд 11

Цель. Развивать умение детей понимать смысл произведений; учить отвечать на вопросы полными предложениями по прочитанному ; умение пересказывать содержание; воспитывать любовь к художественной литературе. Углублять знания об особенностях природы в разные времена года; формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов. Чтение художественной литературы

Слайд 12

Взаимодействие с родителями Оформление фотоальбома «Дары осени» Цель. Расширять и активизировать словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи.

Слайд 13

Оформление выставки поделок из природного и бросового материала « Дары осени » Взаимодействие с родителями Цель. Развивать умение детей связно и последовательно рассказывать о своей поделке. Привлекать родителей к работе по формированию развития речи детей через совместное изготовление творческих работ из природного материала.

Слайд 14

Взаимодействие с родителями Участие в акции «Покормите птиц зимой» Цель. Развивать связную и последовательную речь. Закреплять знания детей о зимующих птицах, правилах подкармливания птиц; продолжать формировать правила поведения в природе .

Слайд 15

Взаимодействие с родителями Семейные наблюдения с детьми за природными изменениями. Прогулки по поселку в разные зимние погодные изменения (оттепель, мороз). Цель. Расширять представления детей о природе родного края. Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы родного края. Формировать умение детей составлять связный последовательный рассказ , используя свои наблюдения.

Слайд 16

Вывод Развитие речи через экологическое воспитание и общение с природой помогает обогатить речь ребёнка, сделать её образной, выразительной, откорректировать имеющие недостатки, расширить лексико-грамматические возможности практического овладения навыками словообразования и словоизменения. Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром происходит не только на занятиях, но и во время игры, в процессе трудовой деятельности, во время прогулки. Во всех этих видах деятельности идёт процесс углубления и систематизации знаний об окружающей действительности. Происходит совершенствование формы выражения мыслей: обогащение лексики, достижение чёткости и последовательности изложения, эмоциональной речи.

Слайд 17

Литература Инновационная программа дошкольного образования – «От рождения до школы. / Под ред. Н. Е. Вераксы , Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр . и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. Николаева С.Н. Программа “Юный эколог”. Творческий Центр. Сфера. М., 2003. 3 . Рыжова Н.А. “Наш дом – природа”. М.: Карапуз-Дидактика, 2005. 4. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Парциальная программа. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018 г. 5. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Дидактический материал для работы с детьми 4-5 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с ближайшим окружением

Непрерывным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родно...

Презентация на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста в проектной деятельности в изучении истории родного края"

Согласно с ФГОС  наша задача как педагогов  направлена не только на развитие  видов деятельности, но и на развитие личностно-ориентированных качеств дошкольника, которые формируются во ...

Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.  Детский сад- это первая ступень образования, ...

Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.  Детский сад- это первая ступень образования, ...

проект «Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста через приобщение к истории и культуре родного края»

Актуальность:Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний.Сегодня мы на многое начинаем смотреть иначе, многое...

Доклад ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В работе раскрывается тема влияния музыкальной деятельности на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста. Описано влияние видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыка...

Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Она является естественной средой для развития детей. Играя, ребёнок учится и развивается, а ни одно учение немыслимо б...