Консультация для воспитателей " Лего"
консультация (старшая группа)

Чумак Татьяна Петровна

Показать педагогам  как  Лего  раззвивает детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

« Лего»

Одним из самых распространенных видов развития не только мелкой моторики рук, но и мышления, речи, памяти, внимания, воображения, интеллекта у детей является – конструирование. Конструктор «ЛЕГО» появился в середине 19 века, произвѐл, скажем так, революцию, и является началом бурного развития конструирования. В отличие от предыдущих строительных наборов, конструктор «ЛЕГО» предложил множество деталей, которые хорошо и прочно скреплялись между собой. В конечном результате изготовленные постройки получались устойчивыми, что по достоинству оценили дети всего мира. Конструкторы «ЛЕГО» на сегодняшний день активно используются во многих дошкольных образовательных учреждениях, в большинстве из них предусмотрены целые «ЛЕГО» – комнаты. Овладение «ЛЕГО» конструктором и его применение должно нести направленный характер, но не как не спонтанный. Обязательным элементом процесса обучения в воспитательно-образовательной деятельности воспитателя является четкая стратегия применения этого конструктора. Для того, чтобы эффективно организовать занятия по Лего-конструированию, необходимо обустроить развивающую предметно-пространственную среду, где и будут проходить эти занятия. Занятия по Лего-конструированию можно начинать со средней группы, так как некоторые детали мелкие и детям более младшего возраста не рекомендуются, во избежание неприятных ситуаций. Вовлечение детей на этом этапе в системную конструкторскую деятельность можно считать одним из главных условий для формирования способностей воспринимать свойства предмета (цвет, форму, величину, пространственные и размерные отношения). Более широкие возможности для конструирования открываются перед детьми старшего дошкольного возраста. Дети достаточно хорошо строят на основе показа способа крепления, а так же на основе самостоятельного анализа готовой постройки. В этом возрасте можно использовать графические модели. У дошкольников хорошо развивается логическое мышление, появляется инициатива и самостоятельность при решении творческих задач. В течение всего года возрастает свобода в выборе сюжета, материала, оригинального использования многих деталей, а самое важное, что у них развивается речь, в наше время это достаточно актуально. Завершающий этап по развитию конструкторской деятельности – это подготовительная к школе группа. Занятия уже носят достаточно сложный характер, здесь могут включаться элементы экспериментирования, создаются условия для дошкольников в свободном выборе стратегии их работы, проверяются выбранные ими способы решения поставленной творческой задачи. Современные воспитатели причисляют Лего-конструкторы к игрушкам, направленным на формирование знаний, умений успешно действовать в социуме, способности освоить культурное богатство окружающего мира. Внедрение инноваций, глобализация образования, технологический процесс на сегодняшний день направлены на повышение эффективного обучения, воспитания, и при необходимости и на коррекцию детей дошкольного возраста. Лего-конструирование – это развитие интеллектуальных способностей и творческая практическая деятельность, которые проявляются в различных видах детской деятельности, таких как: коммуникативная, изобразительная, игровая, познавательно-исследовательская. Любая детская деятельность – это и воспитание социально-активной личности ребенка с большей степенью свободы логического и практического мышления, а также и развитие любознательности и самостоятельности, способности решать любые сложные задачи на этом периоде развития творчески. Технологию конструирования вполне можно считать интерактивной педагогической технологией, так как она задает направление познавательной деятельности детей дошкольного возраста. В игре, как, в ведущей деятельности ребенка формируется способность к созданию новых и новых образов, которые отражают генетические, функциональные, структурные связи предметов, явлений и действий, а также укрепляется в восприятии и сочинении сказок, в изобразительном творчестве. Новая система связей включает и выраженный в слове образ. Правильно сформировать и закрепить в процессе общения с ребенком эти связи – в первую очередь это очень важно для взрослого. Обучающие конструкторы «LEGO» играют особую роль, они созданы как для строительства различных моделей, так и для развития речи и умственных способностей детей. Их огромное количество: конструкторы для детей от 3 лет, они дают возможность детям строить модели, с помощью которых обыгрываются различные бытовые сюжеты. Дети учатся создавать конструкции с опорой на схемы. Это не только дает возможность развивать у детей навыки конструирования, но и решать задачи других образовательных областей, предусмотренные образовательной программой. Используя конструктор «LEGO», перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются. У ребѐнка необходимо развивать способности к конструированию, это способствует его стремлению к поиску нового и оригинального, стремлению проявлять изобретательность, самостоятельность, инициативность, интерес к творческому решению поставленных задач, активизирует мыслительные процессы ребенка, формирует волевые качества. В силу своей универсальности конструктор «LEGO» считается наиболее предпочтительным развивающим материалом, с помощью которого возможно разнообразить процесс обучения дошкольников. Решать логические задачи, принимать рациональное решение, быстро находить выход из затруднительных ситуаций, приспосабливаться к жизни – все это под силу человеку, который способен конструктивно мыслить. Дети придумывают удивительные и уникальные истории, участвуют в общем деле, воплощают в постройках свои идеи, видят на каждом этапе практический наглядный материал. Ребята приобретают все новые и новые знания и навыки. Конструирование – продуктивный вид деятельности дошкольников, который предполагает создавать конструкции по образцу, по схемам и по собственному замыслу. Конструктивная деятельность занимает огромное место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит речевое и умственное развитие детей: ребѐнок учится выделять существенные признаки предмета, устанавливать отношения между деталями, овладевает практическими знаниями и навыками. «ЛЕГО» в переводе с датского означает «умная игра». Лего конструирование один из наиболее любимых видов деятельности. Огромное количество конструкторов этой серии даѐт детям наглядно знакомиться с различными формами, предметами, объектами и явлениями. «ЛЕГО» - это открытие, путешествие, всегда новая идея! Занятия по лего-конструированию способствуют:

1 Развитию воображения и фантазии.

 2 Формированию пространственного, образного мышления.

3 Развитию внимания, памяти, речи.

4 Развитию познавательной, художественно-эстетической способностей. 5Самореализации собственных замыслов. Что дают занятия с Лего-конструктором?

 6 Умение планировать и организовывать свою деятельность.

7 Навыки коммуникации.

8 Взаимодействие со сверстниками и другими взрослыми людьми.

9Умение рассказывать истории.

10Творческое и независимое мышление.

11 Умение импровизировать.

12 Умение вести переговоры.

13 Знание и понимание окружающего мира.

14 Концентрацию и настойчивость. Какие навыки приобретают дети с помощью Лего-конструктора?

15 Понятие причинно-следственных связей.

 16 Умение взаимодействовать с воспитателем и детьми.

17 Опыт работы с приборами и обратной связью.

18 Способность анализировать ситуации успеха и неуспеха.

19 Основы программирования.

20 Опыт подготовки презентаций и выступлений.

21 Овладение основами умения учиться.

Какими должны быть занятия для детей дошкольного возраста? 1. Увлекательные. Разнообразие элементов конструктора «LEGO» означает то, что каждый ребѐнок действительно вовлечен в процесс обучения. Это способствует развитию любознательности на всю жизнь и побуждает к дальнейшему обучению. 2. Важные. Подготовка детей к жизни при помощи практического применения знаний с развитием личных умений в сфере общения. Сотрудничество и поиск креативных разрешений в затруднительных ситуациях. 3. Обучающие на практике. Обучение в форме построения и создания различных конструкций означает, что дети все чаще берут инициативу в свои руки, проявляют активность и становятся независимыми участниками процесса обучения. Развитие мышления и речи происходит только на практике. 4. Креативные. Система «LEGO» развивает в дошкольниках креативное мышление и умение систематизировано аргументировать. «LEGO» – это особая серия конструкторов, которая знакомит дошкольников с предметами и объектами окружающего мира. Такой вид подходит для старших дошкольников, когда моторика рук достаточно хорошо развита, и они могут что-то сконструировать. В результате этой деятельности у детей развивается воображение и образное мышление, они учатся планировать свои действия в определенной последовательности. С помощью различных сборных моделей дошкольники познают физические свойства предметов, у них развивается практическое мышление, а так же формируются элементарные трудовые умения и навыки. Без диалогового общения невозможна и интерактивная деятельность, которая ведет к взаимопониманию, а значит и к взаимодействию, к совместному решению общей задачи, одинаково значимой для всех детей. Дети старшего дошкольного возраста учатся анализировать ситуации, возникающие в ходе работы над постройками, мыслить конструктивно, и тем самым переходят на более высокую степень сотрудничества – умение отстаивать свою точку зрения и умения уступать в сложившейся ситуации. Дети вместе радуются своим результатам и получают огромное удовольствие от совместной работы. В этом и есть огромный развивающий потенциал «LEGO». Прежде всего, основой для формирования познаний о важном пласте человеческой культуры – взаимоотношениях между людьми является игра, как ведущий вид деятельности дошкольника. Игровая деятельность помогает детям учиться придерживаться каких-то правил, так как любая игра подчиняется каким-либо правилам. Какое значение для дошкольника имеет конструирование? Личностные черты ребѐнка формируются именно в конструкторской деятельности, именно с его помощью он проявляет свои способности, начинает стремиться к успеху, учится коммуникабельности и самостоятельно получает знания и находит решения. Кроме того, у ребенка развивается воображение и любознательность, он становится более уверенным в себе. Деятельность ребенка заставляет его думать и становится привлекательной, если носит творческий характер. Эта деятельность связана с обнаружением в самом себе новых возможностей и с открытием нового знания, а это сильный и действенный стимул к занятиям по лего-конструированию, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей в различных ситуациях. Процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали, выстраивать конструкции, изменять их – это и есть главная задача лего конструирования. Интеграция образовательных областей. Конструирование как творческая деятельность осуществляется в пространстве образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Без речевых навыков любая образовательная деятельность немыслима, поэтому лего конструирование тесно связано с образовательной областью «Социально коммуникативное развитие» и с областью «Речевое развитие»: беседы, описание объектов и разъяснение различных явлений. Дети не просто описывают и рассказывают о назначении своих моделей, но и отвечают на вопросы по ходу строительства, причем на вопросы как своих сверстников, так и на вопросы взрослых, и естественно сами их задают. В совместной деятельности дети не только интересуются тем, что и как делают другие, обмениваются деталями или даже объединяют свои модели для общей большой конструкции, а также получают или дают совет о способах крепления – это и развивает коммуникативные навыки. На занятиях по лего-конструированию дети приобретают навыки культуры труда: учатся распределять время и силы при изготовлении моделей, планировать свою деятельность, соблюдать порядок на рабочем месте. Конструирование тесно связано с «Познавательным развитием» (интеллектуальным и сенсорным развитием ребенка)- успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация), совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера. Дети дошкольного возраста (начиная с 5 лет) лучше управляют своими руками и способны выполнять тонкие и сложные движения пальцами, т.е. налицо связь с ОО «Физическое развитие». «LEGO» в системе образования в ДОУ является актуальным в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. Лего-конструктор применяется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей, не только в рамках НОД, но и при проведении праздников, досугов и развлечений, в проектной деятельности. Ведущий вид детской деятельности – игра, которая является основой образовательного процесса с использованием Лего-конструктора. Из выше сказанного можно сделать вывод, что лего-конструирование интегрирует со всеми областями образовательной деятельности. В Лего-конструировании предполагается участие родителей, которые способны повлиять на развитие способностей своих детей. Эта совместная творческая деятельность «на равных» имеет большой потенциал: даѐт возможность взрослым наладить взаимопонимание, раскрыть таланты и понять интересы своего ребѐнка, почувствовать родителям и детям свою значимость в общем деле. В таком участии взрослого и ребенка можно объединить игру с элементами экспериментирования, таким образом, происходит активизация мыслительно-речевой деятельности дошкольников. В дни календарных праздников в группе ДОУ возможно организовать для родителей тематические выставки с использованием конструктора Лего, в которых неизменно будут представлены творческие работы детей. Совместно с родителями можно устраивать различные мероприятия, например Фестиваль конструирования, на котором семейные команды представляют свои проекты. А в конце учебного года в ДОУ подготовить досуги, где дети вместе с родителями принимают участие в строительстве, например Лего-городка – с улицами, игровыми площадками и парками. Старшие дошкольники с большим удовольствием рассказывают о своих конструкциях, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию, проговаривают последовательность своих действий. Они выполняют задания, которые требуют активизации мыслительной и речевой деятельности. Речевые ситуации, возникшие в процессе создания конструкций и игр с ними, способствуют развитию речи детей, а речь для будущего школьника является залогом успешного обучения в школе и служит одним из важнейших средств активной деятельности человека. Решаются многие задачи обучения: развиваются коммуникативные навыки, расширяется словарный запас, совершенствуется умение обобщать и делать выводы. Таким образом, Лего-конструктор выступает в качестве универсального материала, работа с которым доставляет одинаковое удовольствие и детям, и взрослым. Конструктор «LEGO» в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие речевой и познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности ребѐнка в дальнейшем обучении в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Лего- педагогика: влияние на развитие мелкой моторики и интеллектуальных способностей дошкольников"

На протяжении многих лет, конструкторы лего остаются самыми популярными и востребованными, в них влюблены дети всей планеты. Лего является самым известным конструктором в мире. Мы привыкли к нему, как...

Консультация для воспитателей: "Лего-технология и детский сад"

Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике....

Консультация для воспитателей «Лего – конструирование в детском саду».

Консультация для воспитателей   «Лего – конструирование в детском саду». Цель: повышение профессионального мастерства воспитателей по ЛЕГО - конструированию в про...

Консультация для воспитателей «Лего – конструирование как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов - это конструктора «ЛЕГО». Конструирование из Лего – конст...

Консультация для воспитателей Лего конструирование в ДОУ

В современном мире мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы обучения и воспитания, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в ...

Консультация для воспитателей "Лего конструирование в ДОУ"

В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В систете образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения....

Консультация для воспитателей " Лего - конструирование в ДОУ"

 Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.Цель педагога- это развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех ...