Семинар для педагогов "Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста"
консультация

Михайлова Галина Георгиевна

Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста

Уважаемые коллеги!

 Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию наблюдений за явлениями природы (растительным и животным миром, неживой природой), разнообразные игры; трудовую деятельность; спортивный упражнения и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам. Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. При этом необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельности, распределять физическую нагрузку во время прогулки. Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации. В методической литературе воспитатели могут найти немало подсказок, которые помогут организовать интересные прогулки с детьми. Основные требования к организации прогулок определены постановлением главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.40.1.30149-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации».

Так, согласно п. 11.5 рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 ч. Продолжительность прогулки определяется дошкольной организацией в зависимости от климатических условий. При t◦ ниже – 15 ◦С и скорости ветра более 7м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. В соответствии с п. 11.6 рекомендуется организовывать прогулку 2 раза в день – в первую половину дня и во вторую - после дневного сна или перед уходом детей домой. В нашем ДОУ используются в работе педагогов картотеки развивающих прогулок, систематизированных с учетом сезонов и тематики ознакомления дошкольников с природой. В современной методической литературе и отдельных нормативных документах прослеживается информация о том, что наряду с традиционной, сложившейся годами структурой прогулок с детьми можно проводить тематические прогулки, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе. Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности. Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов детской деятельности (игровым, коммуникативным, трудовым, двигательным, познавательноисследовательским, музыкально-художественным, продуктивным) без жесткой ее регламентации. Ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования можно использовать при организации индивидуальной, подгрупповой или фронтальной работы с воспитанниками.

Двигательная деятельность на прогулке также объединяется с игровой, при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей. Планировать прогулку необходимо с учетом следующих факторов: погодных условий, возраста детей, их познавательных интересов, имеющегося материала, тематики предыдущей образовательной деятельности. Также необходимо предусмотреть возможность оздоровительного эффекта в физическом и психическом плане. Правильно организованная прогулка - это наиболее доступное средство закаливания детского организма. На эти известные в педагогике положения и опиралась в ходе работы творческая группа под рук. К.Ю. Белой. Деятельность творческой группы предусматривала коллективный поиск новых решений для организации прогулок с детьми в процессе размышлений, споров, обсуждения мнений, аргументов в пользу того или иного положения, выработку единых подходов к решению проблемы и др. Результатом работы стало пособие "Тематические прогулки в детском саду" (Белая К.Ю., Каралашвили Е.А., Павлова Л.И., Солянникова О.И., Филиппова Н.Н., Бурба И.В., Запивахина Е.М., Антоненкова О.В., Никомарова Е.Ю.), рассчитанное на педагогов и воспитателей, всех, кто работает с детьми дошкольного возраста. По мнению членов творческой группы, не следует отказываться от традиционной формы проведения прогулок, более того, они должны занимать большую часть времени в практике организации работы с детьми. Но наряду с этим специалисты и педагоги предлагают еще пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки - трудовые акции. Рассмотрим прогулки каждого вида.

Прогулки-пoходы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.

Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.

Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников. Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.

В прогулках - трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.). На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех. Предлагаем каждой возрастной группе разработать по своему возрасту картотеку тематических прогулок. Данная работа будет проходить в рамках конкурса ДОУ на лучшую разработку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_kakimi_lodzhny_byt_progulki.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста 

Уважаемые коллеги!

 Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию наблюдений за явлениями природы (растительным и животным миром, неживой природой), разнообразные игры; трудовую деятельность; спортивный упражнения и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам. Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. При этом необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельности, распределять физическую нагрузку во время прогулки. Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации. В методической литературе воспитатели могут найти немало подсказок, которые помогут организовать интересные прогулки с детьми. Основные требования к организации прогулок определены постановлением главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.40.1.30149-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации».

Так, согласно п. 11.5 рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 ч. Продолжительность прогулки определяется дошкольной организацией в зависимости от климатических условий. При t◦ ниже – 15 ◦С и скорости ветра более 7м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. В соответствии с п. 11.6 рекомендуется организовывать прогулку 2 раза в день – в первую половину дня и во вторую - после дневного сна или перед уходом детей домой. В нашем ДОУ используются в работе педагогов картотеки развивающих прогулок, систематизированных с учетом сезонов и тематики ознакомления дошкольников с природой. В современной методической литературе и отдельных нормативных документах прослеживается информация о том, что наряду с традиционной, сложившейся годами структурой прогулок с детьми можно проводить тематические прогулки, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе. Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребенка. Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесное общение между ними во всех видах деятельности. Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов детской деятельности (игровым, коммуникативным, трудовым, двигательным, познавательноисследовательским, музыкально-художественным, продуктивным) без жесткой ее регламентации. Ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования можно использовать при организации индивидуальной, подгрупповой или фронтальной работы с воспитанниками.

Двигательная деятельность на прогулке также объединяется с игровой, при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей. Планировать прогулку необходимо с учетом следующих факторов: погодных условий, возраста детей, их познавательных интересов, имеющегося материала, тематики предыдущей образовательной деятельности. Также необходимо предусмотреть возможность оздоровительного эффекта в физическом и психическом плане. Правильно организованная прогулка - это наиболее доступное средство закаливания детского организма. На эти известные в педагогике положения и опиралась в ходе работы творческая группа под рук. К.Ю. Белой. Деятельность творческой группы предусматривала коллективный поиск новых решений для организации прогулок с детьми в процессе размышлений, споров, обсуждения мнений, аргументов в пользу того или иного положения, выработку единых подходов к решению проблемы и др. Результатом работы стало пособие "Тематические прогулки в детском саду" (Белая К.Ю., Каралашвили Е.А., Павлова Л.И., Солянникова О.И., Филиппова Н.Н., Бурба И.В., Запивахина Е.М., Антоненкова О.В., Никомарова Е.Ю.), рассчитанное на педагогов и воспитателей, всех, кто работает с детьми дошкольного возраста. По мнению членов творческой группы, не следует отказываться от традиционной формы проведения прогулок, более того, они должны занимать большую часть времени в практике организации работы с детьми. Но наряду с этим специалисты и педагоги предлагают еще пять видов тематических прогулок: прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки - трудовые акции. Рассмотрим прогулки каждого вида.

Прогулки-пoходы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.

Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдениям, труду.

Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню города, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников. Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных природных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формировании физических качеств, воспитании интереса к спорту и здоровому образу жизни.

В прогулках - трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (очистке веранды от песка, листьев, снега и пр.). На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех. Предлагаем каждой возрастной группе разработать по своему возрасту картотеку тематических прогулок. Данная работа будет проходить в рамках конкурса ДОУ на лучшую разработку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар для воспитателей «Русские народные игры с детьми дошкольного возраста»

Цель:   Познакомить  и заинтересовать педагогов  русскими народными играми, показать доступность их для детей дошкольного возраста, рекомендовать использовать их в работе с д...

"Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста"

 Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явления...

"Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста"

Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. при этом необходимо равномерно чер...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста"

Для того чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей, воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая образовательную составляющую и самостоятельную деятельность дошкольник...

Какими должны быть прогулки с детьми

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми....

Консультация для воспитателей "Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста"

Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растите...

Памятка для родителй "Что должно быть сформировано к концу дошкольного возраста"

С 01 сентября 2023 года вступает в силу Федеральная образовательная программа дошкольного и школьного образования.И частый вопрос родителей дошкольников:"Готовность ребенка к школе - какими знани...