Авторская программа "Путешествие с Мишуткой"
рабочая программа (старшая группа)

Светлана Анатольевна Устинова (Игнатович)

Рабочая программа  «Путешествие с Мишуткой»

 по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о различных материках

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ignatovich_s.a._programma_materiki.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                   

Заведующий МАДОУ                                                                                                                 «Детский сад № 4 комбинированного вида»

                                                                                                                                                                                                                                                           «        »                                 2020 г.

Рабочая программа

 «Путешествие с Мишуткой»

по формированию у детей старшего дошкольного возраста

представлений о различных материках

Разработала:

Воспитатель 1 кв.категории

Игнатович Светлана Анатольевна                                                                           

Срок реализации: 1 год

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

I. Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи Программы

1.3.

Принципы реализации Программы

1.4.

Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет,

влияющих на реализацию и результаты Программы

1.5.

Планируемые результаты освоения Программы

1.6.

Мониторинг освоения Программы

II. Содержательный раздел

2.1.

Содержание образовательной деятельности

2.2.

Методы и средства реализации Программы

2.3.

Используемые технологии

2.4.

Календарно-тематическое планирование

2.5.

Взаимодействие с родителями

2.6.

Взаимодействие с социальными партнерами

III. Организационный раздел

3.1.

Организация образовательной деятельности по Программе

3.2.

Материально-техническое обеспечение Программы

3.3.

Методическое обеспечение Программы

IV. Приложение

1.

Приложение I. Конспекты ООД

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Настоящая программа (далее – Программа) обеспечивает формирование у детей 5-6 лет представлений о различных материках.

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом основной образовательной программы МАДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида».

Нормативно-правовую основу для разработки программы составляют:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);

- Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Устав МАДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида».

- Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 4 комбинированного вида».

При разработке содержания в Программе учтены следующие моменты:

- социальный заказ общества на познавательное развитие детей дошкольного возраста;

- специфика освоения знаний о планете Земля в дошкольном возрасте;

- применение личностно-развивающегося и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из направлений познавательного развития дошкольников является: формирование у детей первичных представлений о себе, о других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов. (Раздел II, п. 2.6.).

Актуальность данного направления обусловлена тем, что в ребенке необходимо формировать элементарные представления о культуре и традициях других народов, природном мире, климате и географическом положении разных стран и материков.

Именно в дошкольный период у детей должно сложиться элементарное представление о целостной картине мира, понимание особенностей жизни людей и животных в разных частях Земли.

Также важно помочь ребенку разобраться и выявить причинно-следственные связи между географией, климатом и природными явлениями. Благодаря этому дети научатся сравнивать, обобщать, анализировать.

Если мир станет близким и понятным с детства, то у дошкольника сформируется необходимость в изучении географических и исторических сведений, высокая познавательная активность, желание ценить достоинства культур народов других континентов, что будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления и социального развития.

Актуальность разработки данной темы аргументируется ещё и возрастающей потребностью общества в познании исторического прошлого и особенностей различных национальных культур, а также интересом детей и их родителей к этому направлению.

Благодаря формированию представлений о различных материках воспитанники будут бережно и созидательно относиться к окружающей природе, у них разовьется познавательный интерес, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о планете Земля. У ребят быстрее сформируются эмоционально-ценностное отношение и активная жизненная позиция по отношению к людям разных стран. А самое главное, каждый ребенок поймет, что он - часть большого мира.   

Новизна Программы заключается в комплексном решении образовательных задач, а именно: формирование представлений детей о различных материках организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и творческих способностей, эмоций и психических процессов.  

Особенность Программы в том, что реализация задач происходит на основе деятельностного и личностно-ориентированного подходов. То есть, при взаимодействии с детьми педагог:

-  учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей;

- использует развивающие методы обучения;

-  вовлекает ребят в различные виды детской деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, продуктивную и др.;

- отдает предпочтение игровым методам обучения;

-  использует интегрированные формы проведения занятий.

Результаты освоения Программы представляются в процессе различных образовательных и досуговых мероприятий:

- открытых показов образовательной деятельности;

- вечеров развлечений;

- совместных с родителями мероприятий познавательной направленности.

  1. Цель и задачи Программы

Цель: Формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о географических и природных особенностях материков.

Задачи:                .

Обучающие:

1. Формировать представления о разнообразии животного мира, о среде обитания и повадках животных разных материков.

2. Формировать представления об обычаях и культуре народов Евразии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии и Антарктиды.

3. Закрепить у детей знание особенностей разных климатических зон.

4. Активизировать словарный запас и глагольную лексику по теме.

5. Приобщать к изучению природного и социального мира других стран через элементы исследовательской, творческой, игровой и проектной деятельности.

 Развивающие:

  1. Развивать способность наблюдать, сравнивать, систематизировать.
  2. Развивать интерес к жизни народов на других материках.
  3.  Развивать познавательную и речевую активность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природному миру.
  2. Воспитывать уважение к народам, живущим на разных материках, к их обычаям и особенностям.
  3. Воспитывать доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми в процессе ознакомления с материками.

  1. Принципы реализации Программы

  1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием, отражающимся в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения. Это требует от людей умения ориентироваться в окружающем мире, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.

В связи с этим, Программа предполагает изучение материков для обогащения образовательного процесса. Содержание Программы выстраивается с учетом специфики дошкольного учреждения, социокультурной ситуации развития каждого ребенка в группе, его возрастных и индивидуальных особенностей, мнений и способов их выражения.

  1. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм и ценностей, приобщение к традициям других народов и стран происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми. Процесс позитивной социализации личности ребенка органично сочетается с такими видами детской деятельности как двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая.

Важно, чтобы в процессе образовательной деятельности ребенок усваивал знания и представления, но и овладевал способами действий, учился управлять своей деятельностью.

  1. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогов) и детей. Такой тип взаимодействия является составной частью социальной ситуации развития ребенка, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития. Этот принцип предполагает активное участие в реализации Программы всех субъектов образовательных отношений – детей, родителей и педагогов. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход любой игры, занятия, проекта, обсуждения, может проявить инициативу. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
  2.  Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.  Взаимодействие с семьей в вопросах образования и развития детей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом Программы. Предполагаются разнообразные формы сотрудничества с семьей по данному направлению, как в содержательном, так и в организационном планах.
  3. Сетевое взаимодействие с социальными партнерами, которые могут внести вклад в ознакомление детей с материками. Программой предполагается, что дошкольное учреждение устанавливает партнерские отношения не только с семьями воспитанников, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и культурного опыта детей, приобщению детей к истории, национальным традициям; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников и других мероприятий.
  1. Возрастная адекватность образования. Этот принцип подразумевает подбор педагогом содержания и методов по ознакомлению дошкольников с материками в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями. Используются все виды детской деятельности: игра, коммуникативная и познавательно-исследовательская деятельность, творческая активность, обеспечивающие познавательное развитие ребенка.

  1. Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет,

влияющих на реализацию и результаты Программы

  Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения - формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так, они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. Д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

  К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

  Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства.

5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное.

Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков других людей.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).

  1. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка 5-6 лет на этапе освоения данной Программы:

  1. У ребенка сформированы элементарные естественно-научные представления об окружающем мире.
  2. Сформированы элементарные знания о материках: Евразии, Африке, Северной и Южной Америке, Австралии и Антарктиде.
  3. Знает названия животных и растений, населяющих разные материки.
  4. Знает национальность и ремёсла народов, живущих на материках.
  5. Сформированы познавательные действия: умеет сравнивать, группировать и классифицировать.
  6. Сформировано бережное, созидательное отношение к окружающей природе.
  7. Умеет самостоятельно проводить простейшие опыты и эксперименты.
  8. Проявляет интерес к установлению причинно-следственных связей, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.
  9. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных исследовательских играх.

  1. Мониторинг освоения Программы

Реализация Программы предполагает мониторинг освоения знаний по всем темам.

Мониторинг проводится на основе игровых заданий, диагностических вопросов и бесед.

 Также применяются дидактические игры (в том числе интерактивные): «Рассели животных», «Визитная карточка материка», «Пограничник», «Кто, где живет?», «Животные», «Что для чего нужно?», «Правда, это или нет», «Да» или «Нет». (ТРИЗ-технология), «Собери мир», «Планеты», «Жители разных стран», «4 лишний», «Природа Камчатки», «Достопримечательности разных стран», «Животные в лесу». «Чей детеныш», «С какого дерева листок», «Животные на льдине», «Оденем куклу на зимнюю прогулку».

Знания детей оцениваются по следующим показателям:

  1. Знание названия материка.
  2. Особенности климата.
  3. Животные, живущие на материке.
  4. Растения, которые растут на материке.
  5. Природные богатства материка.
  6. Народы, населяющие материк.
  7. Народные промыслы жителей материка.
  8. Достопримечательности.

Мониторинг проводится 2 раза в год: вводная – в начале учебного года, итоговая – в конце учебного года.  

Цель мониторинга – оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее планирование на основе полученных результатов.

Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации работы по формированию у детей представлений о материках;

2) оптимизации работы с дошкольниками.

Результаты мониторинга заносятся в таблицу.

Ф.И.О.

ребенка

Знание названия материка

Особенности климата

Животные, живущие на материке

Растения, которые растут на материке

Природные богатства материка

Народы, населяющие материк

Народные промыслы жителей материка

Достопримечательности

1.

2.

3.

Освоение знаний оценивается по уровням сформированности: сформированы, частично сформированы, не сформированы.

II. Содержательный раздел

  1. Содержание образовательной деятельности

Содержание Программы реализуется:

- в процессе непосредственно образовательной деятельности с детьми;

- в процесс взаимодействия педагога с детьми в режимные моменты;

- в самостоятельной деятельности детей.

Задачи конкретизируются по образовательным областям развития воспитанников:

Образовательная область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

  1. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природному миру.
  2. Воспитывать уважение к народам, живущим на разных материках, к их обычаям и особенностям.
  3. Использовать знания о материках в коммуникативно-игровой деятельности.

Познавательное развитие

  1. Формировать представления о природных богатствах, достопримечательностях и культурных традициях народов Евразии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии.
  2. Формировать представления о разнообразии животного мира, о среде обитания и повадках животных разных материков.
  3. Развивать познавательную активность и познавательный интерес к изучению материков.
  4. Развивать способность наблюдать, сравнивать, систематизировать.

Речевое развитие

  1. Обогащать словарный запас по теме.
  2. Формировать грамматический строй.
  3. Развивать звуковую культуру речи, связную речь, диалогическое общение.
  4. Развивать речевую активность дошкольников через знакомство с социальным и природным миром материков.

Художественно-эстетическое

развитие

  1. Приобщать детей к музыкальному и изобразительному творчеству народов, населяющих различные материки.
  2. Формировать практические умения в различных народных декоративно-прикладных видах деятельности.

Физическое развитие

  1. Развивать физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные народные игры и забавы.

Педагогическая работа проводится в разнообразных видах и формах детской деятельности:

Образовательные области

Приоритетные виды детской деятельности

Формы организации детских видов деятельности

Социально-коммуникативное развитие

- коммуникативная;

- игровая;

- познавательная

- игровые ситуации;

-  дидактические, компьютерные, подвижные, народные, творческие, сюжетные, конструктивные игры;

 - беседы;

- составление рассказов;

- ситуативные разговоры;

- ООД (организованная образовательная деятельность).

Речевое развитие

- речевая;

- коммуникативная;

- познавательная;

- игровая.

- рассказы, беседы, пересказы;

- речевые игры;

- ситуативные разговоры;

- сюжетные игры;

- речевые тренинги и речевые ситуации;

- чтение, обсуждение, разучивание стихотворений;

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- ООД.

Познавательное развитие

- познавательная;

- исследовательская;

- коммуникативная;

- игровая.

- наблюдения;

- решение проблемных ситуаций;

-  опыты, экспериментирование;

- коллекционирование;

- наглядное и схематическое моделирование;

- дидактические, конструктивные игры;

- ООД.

Физическое развитие

- двигательная;

- игровая;

- коммуникативная;

- познавательная.

- подвижные игры с правилами;

- подвижные игры народов разных стран;

- речедвигательные игры;

- имитационные игры;

- игровые упражнения;

- физкультурные минутки;

- соревнования, эстафеты;

- ООД.

Художественно-эстетическое развитие

- художественно-эстетическая;

- игровая;

- коммуникативная;

- познавательная.

- мастерские детского творчества;

- выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества;

- рассказы, беседы об искусстве разных стран;

- слушание и исполнение музыкальных произведений;

- музыкально-ритмические движения;

- музыкальные игры и импровизации;

- досуговые мероприятия;

- инсценировки, драматизации;

- ООД.

  1. Методы и средства реализации Программы

Методы

Средства

  1. Словесные методы:

Рассказ, объяснение, беседа, толкование (разъяснение понятия), анализ ситуаций, обсуждение, работа с книгой, пояснения, указания, подача команд, сигналов; вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, словесные инструкции (инструкции-констатации, инструкции-комментарии, инструкции-интерпретации), выразительное чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть.

Использование произведений художественной литературы, устного народного творчества: песни, сказки, пословицы, загадки и др.

Поэтические и прозаические произведения (стихотворения, рассказы, повести и др.)

  1. Наглядные методы:

Наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия, образцы, применение различных персонажей, географические карты, схематические модели.

Метод иллюстрирования

Предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, схематических карт и карточек, алгоритмов, атрибутов для игр

Метод демонстрации (в том числе, использование технических средств для аудио и видео ряда)

Связан с демонстрацией объектов, опытов, мультфильмов, кинофильмов, диафильмов, прослушивания музыки и др.

Метод показа

Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения, показ во время опытов и др.

  1. Методы практического обучения:

Упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики)

Приучение. Обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности. Технические и творческие действия.

Дидактические игры. Музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации.

Различный материал для продуктивной и творческой деятельности. Конструкторы. Знаково-символические обозначения ориентиров, материков.

  1. Методы проблемного обучения:

Элемент проблемности. Познавательное проблемное изложение. Диалогическое проблемное изложение. Элементарный анализ; сравнение по контрасту и подобию, сходству; группировка и классификация; моделирование и конструирование; приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы

Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова.

Картотека логических задач и проблемных ситуаций.

Объекты и явления окружающего мира.

Различный дидактический материал.

Материал для экспериментирования.

Задачи на решение проблемных ситуаций.

  1. Методы, вызывающие познавательную активность:

Воображаемая ситуация; игры-драматизации; сюрпризные моменты и элементы новизны; юмор и шутка; поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество; групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп

Сочетание разнообразных средств, использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, примет) и музыкального сопровождения, соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию; включение игровых и сказочных персонажей.

  1. Используемые технологии

Технологии, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии старших дошкольников.

В программе применена комбинация технологий:

  1. Здоровьесберегающие технологии.
  2. Личностно-ориентированные технологии.
  3. Технология деятельности.
  4. Игровые технологии.
  5. Информационно-коммуникационные технологии.

Перечисленные технологии обеспечивают выполнение программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.

  1. Здоровьесберегающие технология. Основной акцент уделяется формированию у детей привычки заботиться о своем здоровье. Для этого применяются: динамические паузы, подвижные игры, пальчиковые и дыхательные гимнастики, гимнастика для глаз, психогимнастика.
  2. Личностно-ориентированные технологии. Педагогическая ценность этой технологии в том, что в рамках ознакомления детей с материками учитываются психологические и возрастные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности.

Применение личностно-ориентированной технологии стимулирует раскрепощенность, творческую самостоятельность и познавательную инициативу дошкольников. Тем самым актуализируется ситуация успеха и эмоциональной вовлечённости детей в деятельность, создается атмосфера доброжелательности и непринуждённой обстановки в группе.

  1. Технология деятельности. Организуется такое взаимодействие с детьми, при котором происходит не передача готовых знаний, а организация деятельности, в процессе которой воспитанники самостоятельно узнают что-то новое путём решения доступных проблемных ситуаций. Они не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе познания.
  2. Игровые технологии

Чтобы помочь каждому ребенку развить те или иные способности, необходимо сформировать у него умение оптимально использовать социально-коммуникативные, познавательные и эмоциональные возможности в конкретных условиях деятельности.

Самым эффективным средством для этого являются игровые технологии. Педагог должен помогать организовывать взаимодействие детей со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений, а также педагог должен участвовать в играх и драматизациях детей на правах игрового партнера.

В результате, игровые технологии позволят:

- поддерживать самостоятельные игры детей;

- сформировать умения у воспитанников играть или заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;

- развить способности объединяться на основе интереса к деятельности.

  1. Информационно-коммуникационные технологии. Применение данных технологий способствует формированию основ информационной культуры педагога и воспитанников.

В программе ИКТ используются для:

- подбора иллюстративного и дидактического материала;

- разработки информационных материалов для презентаций, видеосюжетов, видеороликов;

-  для методического сопровождения образовательного процесса по программе.

  1. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

Знакомство с глобусом

Цель: Познакомить детей с глобусом – моделью Земли и картой мира

Задачи:

  • Образовательные. Сформировать представление о форме и поверхности Земли. Ввести понятия: суша, Мировой океан. Познакомить с материками и их названиями. Закрепить знания детей о солнечной системе.
  • Развивающие. Развивать мышление, память, внимание, познавательную активность.
  • Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе планеты Земля.
  • Оздоровительные. Укрепление психологического и физического здоровья детей.

Октябрь

Путешествие по России

Путешествие по материкам

Цель: Обобщать и систематизировать знания о России и о государственных символах России.

Задачи:

  • Образовательные. Формировать знания детей о географическом расположении России, закреплять названия крупных российских городов и рек; расширять и закреплять знания детей о декоративно - прикладном искусстве и истории его возникновения: Дымка, Гжель, Хохлома.
  • Развивающие. Развивать мышление, память, внимание, познавательную активность, мелодико-интонационную сторону речи.
  • Воспитательные. Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства 
  • Оздоровительные. Укрепление психологического и физического здоровья детей.

Цель: Познакомить детей с особенностями географического расположения материков.

Задачи:

  • Образовательные. Сформировать представление об особенностях географического расположения материков, продолжать формировать представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
  • Развивающие. Развивать память, внимание, познавательную активность, нестандартное мышление.
  • Воспитательные. Воспитывать любовь, бережное отношение к живой природе.
  • Оздоровительные. Укрепление психологического и физического здоровья детей.

Ноябрь

Путешествие по Азии

Путешествие по Европе

Путешествие по Евразии

Цель: Познакомить детей с особенностями природы и животного мира Азии.

Задачи:

  • Образовательные. Формировать у детей представление об особенностях природы в Азии, продолжать формировать представления о взаимозависимости живых организмов от среды обитания (животные гор), закрепить у детей знание особенностей разных климатических зон. Подвести к пониманию того, что Азия – это часть большого материка Евразия.
  • Развивающие. Развивать память, внимание, познавательный интерес к изучению природы разных частей света.
  • Воспитательные. Воспитывать любовь, бережное отношение к живой природе.
  • Оздоровительные. Укрепление психологического и физического здоровья детей.

Цель: Познакомить детей с отдельными Европейскими странами и элементами их культуры.

Задачи:

  • Образовательные. Учить понимать значение слов «достопримечательность», «архитектура», обогащать словарный запас детей. Научить конструировать «голубя» в технике «оригами».
  • Развивающие. Развивать познавательный интерес, монологическую речь, конструктивные способности детей. Развивать память, внимание, познавательный интерес к изучению природы разных частей света.
  • Воспитательные. Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальных принадлежностей, стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира. Воспитывать аккуратность, усидчивость.
  • Оздоровительные. Укрепление психологического и физического здоровья детей.

Цель: Познакомить детей с климатическими зонами Евразии.

Задачи:

  • Образовательные. Познакомить детей с климатическими зонами Евразии: тундрой, тайгой, средней полосой, степью. Закрепить представление о том, что Евразия состоит из двух частей – Европы и Азии. Закрепить представление детей о том, что Евразия состоит из двух частей – Европы и Азии
  • Развивающие. Развивать познавательный интерес, монологическую речь детей. Развивать память, внимание, познавательный интерес к изучению природы.
  • Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Оздоровительные. Укрепление психологического и физического здоровья детей.

Декабрь

Путешествие в Африку

Цель: Познакомить детей с особенностями природы и животного мира Африки, коренными народами Африки.

Задачи:

  • Образовательные. Формировать у детей представление о особенностях флоры и фауны в Африке, формировать представления о жизни коренных африканских народов, закрепить у детей знание особенностей разных климатических зон.
  • Развивающие. Развивать память, внимание, познавательный интерес к изучению природы разных материков.
  • Воспитательные. Воспитывать любовь, бережное отношение к живой природе.
  • Оздоровительные. Укрепление психологического и физического здоровья детей.

Январь

Путешествие в Южную Америку

Цель: Познакомить детей с географическим расположением Южной Америки.

Задачи:

  • Образовательные. Формировать у детей представление о особенностях флоры Южной Америки, формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.
  • Развивающие. Развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Способствовать развитию интереса к окружающему миру, его культуре и традициям.
  • Воспитательные. Воспитывать желание оберегать и охранять уникальные виды растений на планете.
  • Оздоровительные. Укрепление психологического и физического здоровья детей.

Февраль

Путешествие в Северную Америку

Цель: Познакомить детей с географическим расположением Северной Америки.

Задачи:

  • Образовательные. Формировать у детей представление о особенностях флоры и фауны Северной Америки, закрепить знания детей о Южной Америке, продолжать формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.
  • Развивающие. Развивать познавательную активность детей в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение. Способствовать развитию интереса к окружающему миру, его культуре и традициям.
  • Воспитательные. Воспитывать желание оберегать и охранять уникальные виды растений на планете, уважение к людям других стран.
  • Оздоровительные. Укрепление психологического и физического здоровья детей.

Март

Путешествие в Австралию

Цель: Сформировать общее представление о материке Австралия.

Задачи:

  • Образовательные. Формировать у детей представление о природе и животном мире Австралии, продолжать сформировывать представления о красоте и разнообразии растительного и животного мира, познакомить с традиционным занятием и одеждой народов Австралии.
  • Развивающие. Развивать познавательные и эмоциональные чувства детей, творческие способности, аккуратность, усидчивость, умения и навыки сотрудничества.
  • Воспитательные. Воспитывать толерантность между народами, уважение к народным традициям другой страны, интерес и любовь к окружающему миру.
  • Оздоровительные. Укрепление психологического и физического здоровья детей.

Апрель

Путешествие в Антарктиду

Цель: Сформировать общее представление о природе и животном мире Антарктиды.

Задачи:

  • Образовательные. Формировать у детей представления об особенностях географического положения, животного мира, природы Антарктиды.
  • Развивающие. Развивать познавательный интерес в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
  • Воспитательные. воспитывать интерес к природе, привычку к здоровому образу жизни.
  • Оздоровительные. Укрепление психологического и физического здоровья детей.

Май

Кругосветное путешествие

Цель: Продолжать формировать целостную картину мира.

Задачи:

  • Образовательные. Продолжать формировать целостную картину мира. Закрепить знания детей о нашей планете, о том, что на ней много разных народов, стран. Расширять и уточнять представления детей об окружающем мире. Продолжать учить размышлять и делать выводы
  • Развивающие. Продолжать развить умение ориентироваться по карте и глобусу, находить страны и материки. Продолжать развивать познавательные интересы детей, сообразительность, внимание, память. Продолжать развивать диалогическую форму речи детей.
  • Воспитательные. Продолжать воспитывать интерес к природе, привычку к здоровому образу жизни. Продолжать воспитывать уважение к языкам разных народов мира, к людям разных национальностей
  • Оздоровительные. Укрепление психологического и физического здоровья детей.

2.5. Взаимодействие с родителями

Изучение материков с дошкольниками происходит особенно продуктивно, если со стороны родителей встречается заинтересованность, понимание и поддержка. Поэтому работа с родителями предполагает совместные мероприятия, организацию бесед, проектов, тренингов, консультативно-информационную работу.

Основной целью взаимодействия педагога с семьями воспитанников является создание содружества «родители - дети - педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

В основу совместной деятельности родителей и педагога по данной Программе заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу ознакомления ребёнка с материками;
  • открытость работы педагога для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях, уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагога по отношению к воспитанию, обучению и развитию ребенка.

Задачи:

  1. Установление доверительных, партнерских отношений с каждой семьей.
  2. Создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду.
  3. Оказание психолого-педагогической поддержки родителям и повышение их компетентности в вопросах ознакомления детей с материками.

Формы взаимодействия с родителями

по формированию у детей представлений о различных материках

  1. Привлечение родителей к участию в развлечениях и праздниках (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие).
  2. Анкетирование, тестирование родителей с целью обеспечения обратной связи с семьёй.
  3. Проведение тренингов с родителями: способы решения нестандартных ситуаций с целью повышения компетенции в вопросах изучения различных материков.
  4. Распространение педагогических знаний через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические издания.
  5. Привлечение родителей к совместным мероприятиям.
  6. Совместное создание тематических альбомов, лэпбуков, экологических и географических мобилей.
  7. Разработка программы взаимодействия с родителями по познавательному развитию на основе изучения различных материков.
  8. Консультативные часы для родителей по данному направлению.
  9. Создание фотовыставок по окончании совместных мероприятий.  

Кроме основных форм работы, осуществляется постоянное взаимодействие родителей и педагога в процессе:

  • ежедневных непосредственных контактов, в утренние и вечерние часы;
  • неформальных бесед по вопросам изучения материков.

Темы консультаций для родителей:

  1. «Как знакомить детей с материками».
  2. «Формирование у детей экологической культуры посредством ознакомления с природными особенностями других материков».
  3. «Как знакомить детей с историей и культурой народов других стран».
  4.  «Как формировать знания у детей по глобусу и географическим картам».

2.6. Взаимодействие с социальными партнерами

Для обогащения знаний воспитанников используются различные формы взаимодействия с социокультурными и образовательными учреждениями: детской библиотекой, общеобразовательной школой, музыкальной школой, краеведческим музеем.

Тема

Формы работы

Знакомство с глобусом

 Игровое занятие в школе.

Путешествие по материкам

Экскурсия в музей: выставка-знакомство с природой, климатом материков, историей и культурой людей, которые населяют эти материки.

Путешествие в Евразию

Развлечение в школе.

Путешествие в Африку

Экскурсия в библиотеку.

Путешествие в Южную Америку

Интерактивная образовательная деятельность в библиотеке.

Путешествие в Северную Америку

Выставка предметов народного промысла жителей Северной Америки в музее.

Путешествие в Австралию

Развлекательно-познавательная деятельность в школе.

Путешествие в Антарктиду

Интерактивная образовательная деятельность в библиотеке.

Кругосветное путешествие

«Музыкальная гостиная» в музыкальной школе.

III. Организационный раздел

3.1. Организация образовательной деятельности по Программе

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Содержание Программы реализуется в процессе организованной образовательной деятельности (ООД), в режимные моменты, а также в процессе самостоятельной деятельности детей.

ООД проводится 1- 3 раза в месяц по определённой теме.

В этот же период по этой же теме организуются различные формы детских видов деятельности:

- игровые ситуации;

- дидактические, компьютерные, подвижные, народные игры, игры-путешествия, беседы;

- составление рассказов;

- ситуативные разговоры и др.

Выбор форм и методов работы педагог осуществляет самостоятельно в зависимости от уровня освоения Программы детьми и решения конкретных образовательных задач.

Место проведения: групповая комната.

При организации совместной деятельности с детьми используется фронтальная, индивидуальная и подгрупповая формы. Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями СанПиН и не превышает 25 минут. В середине образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.

Мониторинг освоения программного содержания детей проводится дважды в год: в октябре и в мае.

Особенности организации образовательного процесса

Особенности организации образовательного процесса по Программе заключаются:

- в обеспечении вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса;

- в реализации образовательной области «Познавательное развитие» в игровой форме;

- в возрастной адекватности дошкольного образования для детей 5-6 лет (соответствие условий, требований, методов возрасту и индивидуальным особенностям развития каждого ребенка);

- в организации развивающего образовательного пространства как важнейшего условия успешной реализации ФГОС ДО.

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

Разделы

Обеспечение

Технические средства обучения

Ноутбук,

Проектор,

доска Activ Board,

программа ActivInspire,

интернет ресурсы

Наглядные средства обучения и материалы

Географическая карта мира, интерактивный глобус,

макеты и плакаты материков c изображением животного и растительного мира,

фигурки животных,

мягкие модули,

альбом «Великие путешественники», 

фотографии растений,

растения тропических лесов (Монстера, Санхеция, сингониум, спатифиллум, фикусы, эухарис, нефролепис),

схемы - алгоритмы посадки растений,

аромолампа,

указка,

слайды с природой и материков,

флаги разных стран,

Фли-чарты с презентациями по каждому материку, флип-чарты со звуковыми файлами

куклы в национальных костюмах, атрибуты одежды национальных костюмов,

оборудование и материалы для опытов,

художественная литература, иллюстрации,

тематические папки, рассказывающие о жизни людей на других материках, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны. Лэпбуки «Россия – наша Родина», «Путешествуем по миру»

Коллекции: 

изделия народного промысла,

игрушки разных народов.

Выставки:

выставки детского творчества (меняющаяся экспозиция),

фотоальбомы по разным материкам.

Постоянно действующая выставка-галерея «Материки планеты Земля»

3.3. Методическое обеспечение Программы

  1. Акимушкин И.И. Мир животных. – М.: Издательский дом Мещерякова, 2016.
  2. Алябьева Е.А. Дошкольникам о праздниках народов мира. Сказки и беседы для детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2017.
  3. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К.    Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – Москва  Баласс  2003.
  4. Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007.
  5. Географический атлас для детей «Я познаю мир» - М.: Издательский дом «ОНИКС» 2000.
  6. Иванова Н.В. Загадки для детей 5-7 лет «Про все на свете». – Новосибирск, 2008.
  7. Камини Хандури Кругосветное путешествие. – М. РОСМЭН, 2006.
  8. Картушина М.Ю.  Праздники народов мира в детском саду. Часть1. Лето - осень  – Москва Скрипторий 2009.
  9. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2002.
  10.  Леокум А. Скажи мне почему? Дет. энциклопедия.  - М.: «Багира» 1994.
  11. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  12. Соловьёва Е.В.  Дети планеты Земля: Тетрадь с заданиями и методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста.  – Москва Линка – Пресс 2001.
  13. Учебник для малышей. Владимир Степанов «Атлас животного мира». -М.:  Фолиант Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Авторская сказка "Как Мишутка нашёл подснежник"

Экологическое воспитание дошкольников неотемлимая часть всестороннего воспитания подрастающего поколения. В младшем дошкольном возрасте знакомим с правилами поведения в природе, чтобы не разрушать её,...

Авторская разработка: "Путешествие с Мишуткой"

Рабочая программа по ознакомлению детей подготовительной к школе группы со странами мира...