Программа кружка по ФЭМП "математический калейдоскоп" в старшей группе
рабочая программа (старшая группа)

Гажа Елена Александровна

Цель программы: Раскрытие основных направлений математического развития детей 5-6 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_kaleydoskop_st_gr.docx342.8 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Пояснительная записка – стр. 3

2. Цели и задачи программы – стр. 5

3. Принципы и подходы к формированию программы – стр. 5

4. Формы и методы – стр. 6

5. Возрастные особенности – стр. 6

6. Планируемые результаты как целевые ориентиры – стр. 7

7. Учебный план – стр. 8

8. Программное содержание – стр. 8

9. Календарно -тематическое планирование – стр. 9

10.Материально-технические условия – стр. 20

11. Программно-методическое обеспечение. Список литературы для родителей – стр. 20

12. Приложение. Педагогическая диагностика – стр. 21

1.Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», в соответствии с Основной образовательной программой МАДОУ «Детский сад №2 города Белогорск», с основными нормативно-правовыми документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012г, ст. 2, 48;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»

-Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2 г. Белогорск» от 17.10.2019., постановление № 1555

-Лицензия на право ведения образовательной деятельности от 03.12.2019. серия ОД № 5809, бессрочная.

Актуальность темы обусловлена тем, что современный мир требует от человека мыслить абстрактными категориями. Поэтому необходимо развивать у детей логическое мышление, чтобы в будущем они смогли решать любые задачи, которые ставит перед ними жизнь. Еще 20-25 лет назад ни родители, ни педагоги не задумывались над тем, зачем ребенку нужно логическое мышление. А сегодня в любом методическом пособии, детских развивающих книжках можно найти большое количество логических задач, над решением которых родители порой ломают голову. Между тем, многие дети справляются с ними легко и быстро!

Математика сопровождает нас всю жизнь. Поэтому, чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.

Основным требованием и условием научно – технического прогресса и социального прогресса является формирование творческой личности. Для успешного осуществления творческой деятельности важны быстрота умственной ориентировки, сообразительность и находчивость.  А так как в основе творческих способностей лежат умственные способности, все более актуальной становиться проблема развития мышления учащихся. Именно мышление способствует открытию учащимся новых способов действий и новых знаний.

Стремление к познанию нового является одним из условий успешного развития ребенка, основой для формирования учебной мотивации. Готовность учиться новому включает в себя готовность узнавать что-то новое, и готовность преодолевать трудности, и готовность получать удовольствие от процесса обучения. Ребенок учиться учится с рождения! И одна из задач взрослых: педагогов, воспитателей, родителей, психологов заключается в обеспечении адаптивности ребенка к жизни на разных уровнях развития: интеллектуальном, эмоциональном, физиологическом, сенсорном.

Всем известно, что математика обладает уникальными возможностями для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества детей – внимание и память, мышление и речь, аккуратность и трудолюбие, алгоритмические навыки и творческие способности.

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

В период дошкольной подготовки формируется мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности дошкольников.

Для того чтобы мотивация была успешной, необходимо обращать внимание на соблюдение следующих условий:

1.Процесс мыслительной деятельности должен иметь положительную эмоциональную окраску.

2.Результат мыслительной деятельности должен приносить видимую пользу в предметной деятельности.

В силу особенностей психологического развития детей этого возраста решение таких задач, как формирование умения работать в коллективе, эмоциональной направленности на получение совместного положительного результата внутри некоторой группы, мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности и др. невозможна без благоприятного эмоционального сопровождения образовательного процесса.

В ходе реализации кружка «Математический калейдоскоп» предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий, игры, общении и самостоятельной деятельности детей.

Данная рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по познавательному развитию (ФЭМП). Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики.

Программа кружка реализуется с помощью учебно-методического комплекта (УМК), который обеспечивает включенность детей в образовательный процесс по формированию математических представлений.

Использование информационных коммуникационных сетей, а именно сети интернет, позволяет дистанционно обмениваться информацией с коллегами, например, на личном сайте, находящемся на http://nsportal.ru/  и сайте ДОУ.

Новизна программы заключается в следующем:

Программа:

• соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;

• строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Отличительные особенности программы:

Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.

 Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.

Использование в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, помогают совершенствовать навыки счёта, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логическое мышление. Дети непосредственно приобщаются к материалу, развивающему воображение, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Использование информационных технологий побуждает детей к поисково-исследовательской деятельности, включая в сети-интернет самостоятельно или вместе с родителями.

2.Цель и задачи программы

Цель программы: Раскрытие основных направлений математического развития детей 5-6 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:

Образовательные:

- формировать общее представление о множестве и числе;

- формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10;

- знакомить с составом числа;

- учить детей решать простейшие арифметические задачи;

- учить соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- учить сравнивать множества;

- знакомить с математическими знаками;

Развивающие:

- развивать логическое мышление;

- развивать самостоятельность при выполнении поставленной задачи;

- развивать мелкую моторику, глазомер;

- развивать инициативу;

Воспитательные:

- воспитывать внимание;

- воспитывать организованность;

- воспитывать самостоятельность и интерес к познанию.

3.Принципы и подходы к формированию программы

При разработке Программы использовались следующие принципы:

Работа с детьми строится на основе системы дидактических принципов:

-создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);

-новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);

-обеспечивается возможность разно уровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);

-при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);

-у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности);

-процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);

-обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

4.Формы и методы

Формы проведения занятий:

- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;

- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;

- в занятия включены: использование ИКТ, работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.

Методы:

- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);

- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции);

- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).

Программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам:

1. «Речевое развитие» и «Познавательное развитие», где обогащают словарь детей прилагательными, обозначающими качества предметов (величину, цвет, форму, материал); активизируют в речи слова, обозначающие названия и форму предметов ближайшего окружения, расширяют кругозор, развивают познавательные интересы.

2. «Художественно-эстетическое развитие», где дети развивают умение сравнивать предметы между собой, изображать предметы, передавая их форму, величину, проявляют творчество.

3. «Физическое развитие», где детей учат ориентироваться в пространстве, относительно самого себя, во времени.

4. «Социально-коммуникативное развитие» - детей учат поддерживать порядок в помещении, помогать готовить к занятию и убирать после проведения занятия дидактический материал, осуществляется приобщение детей к способам и формам взаимодействия, выражение отношения к людям, природе, к себе.

Обоснованием выбора данной программы является то, что она в соответствии со структурой дошкольного образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания воспитанников в области математики.

5.Возрастные особенности детей.

Особенности развития детей среднего дошкольного возраста.

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками. С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону". Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.

На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое. У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. По общему мнению, детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой.

6.Планируемые результаты как целевые ориентиры

К концу года дети должны уметь:

- считать по образцу и названному числу в пределах десяти;

- понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

- писать цифры от 1 до 10;

- пользоваться математическими знаками +, -, =», <,>;

- записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;

- соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

- различать количественный и порядковый счет в пределах десяти;

- составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;

- понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

- знать геометрическую фигуру — трапецию;

- рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;

- располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;

- делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

- называть последовательно дни недели, месяцы;

- ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

- определять положение предметов по отношению к другому лицу;

- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

- понимать задание и выполнять его самостоятельно;

- проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;

- самостоятельно формулировать учебные задачи.

7.Учебный план

Занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон.

Занятия проводятся с сентября 2020 г. по май 2021 г.

Кол-во занятий

в неделю

Кол-во занятий

в месяц

Кол-во занятий

в год

Продолжительность

занятия

2

8

72

20-25 мин

Расписание кружка: 2 раза в неделю, во вторую половину дня.

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Количество и счет

12

6

6

Опрос, беседа

2

Геометрические фигуры

12

6

6

Конкурс

3

Величина

12

6

6

Беседа, игра- эксперимент

4

Ориентировка  в пространстве

12

6

6

Квест-игра

5

Ориентировка во времени

12

6

6

Викторина

6

Логические задачи

12

6

6

Математический конкурс

Всего

72

8.Программное содержание

Количество и счет

Закрепить: представление о числах и цифрах до 5.

Дать представление: о цифрах от 6 до 9 и числе 10 на основе сравнения двух множеств.

Продолжать учить:

  • считать по образцу и названному числу;
  • понимать независимость числа от величины, расстояния,
    пространственного расположения предметов, направления счета.

Учить:

  • воспроизводить количество движений по названному числу;
  • писать цифры от 1 до 9 и число 10;
  • отгадывать математические загадки;
  • записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр;
  • составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале;
  • из неравенства делать равенство;
  • различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
  • устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
  • решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.

Познакомить:

  • со стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года);
  • математическими знаками +,-,=,<,>.

Геометрические фигуры

Закрепить:

  • знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);
  • умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

Познакомить:

  • с геометрической фигурой — трапецией;
  • тетрадью в клетку.

Учить:

  • преобразовывать фигуры (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек);
  • рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры,
    символические изображения предметов из геометрических фигур;
  • выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция), символические изображения предметов (домик, лодка, елочка).

Величина

Учить:

  • располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, употреблять сравнения (большой, поменьше, еще поменьше, самый маленький; широкий, уже, еще уже, самый узкий; высокий, ниже, еще ниже, самый низкий);
  • делить предмет на 2, 4 и более частей;
  • понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Развивать: глазомер.

Ориентировка во времени

Закрепить и углубить: временные представления о частях суток, временах года. Учить:

  • называть последовательно дни недели;
  • определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.        

Познакомить с названиями месяцев.

Ориентировка в пространстве

Закрепить: умение ориентироваться на листе бумаги.

Учить:

  • обозначать словами положение предмета по отношению к себе, другому лицу;
  • ориентироваться в тетради в клетку.

Логические задачи

Продолжать учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

9.Календарно-тематическое планирование

месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Сентябрь

1 неделя

Занятие №1-2

Число и цифра 1 (один).

Большой, поменьше, маленький.

1.Закреплять:

- знания о числе и цифре 1;

- умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький), употреблять эти понятия в речи;

- выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку.

Учить:

- писать цифру 1;

- понимать учебную задача и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить:

- с пословицами, в которых упоминается число один;

- названием первого осеннего месяца – сентябрь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Сентябрь

2 неделя

Занятие №3-4

Число и цифра 2 (два)

Знаки «+», «-»

1.Закреплять:

- знания о числе и цифре 2;

- умение писать цифру 1;

- отгадывать математические загадки;

- записывать решение загадки цифрами и математическими знаками;

- ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур;

- Знакомить с пословицами, в которых упоминается число два;

- со знаками «+», «-», учить писать эти знаки;

- соотносить форму предмета с геометрической фигурой.

Учить: писать цифру 2.

Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки

Сентябрь

3 неделя

Занятие №5-6

Числа и цифры 1,2,3.

Квадрат

1.Закреплять:

- умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

- выкладывать квадрат из счетных палочек;

- рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку.

Учить:

писать цифру 3;

-решать логическую задачу на установление закономерностей.

Знакомить:

- с тетрадью в клетку;

-с пословицами, в которых упоминается число 3.

Формировать:

- умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- навыки самоконтроля и самооценки

Сентябрь

4 неделя

Занятие №7-8

Числа и цифры  4.

Круг.

Большой, поменьше, самый маленький

Учить:

- отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр;

- писать цифру 4;

- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять умение писать цифры 2,3.

Продолжать знакомить с тетрадью в клетку.

Формировать навык самоконтроля и самооценки

Октябрь

1 неделя

Занятие №9-10

Числа и цифры  1,2,3,4,5

Состав числа 5 из двух меньших.

Большой, поменьше, самый маленький

Учить:

- отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр;

- писать цифру 5;

- решать логическую задачу на установление несоответствия;.

Закреплять:

- умение писать цифры 1,2,3,4.

- понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов.

Знакомить:

- с составом числа 5 из двух меньших чисел;

- названием текущего месяца – октябрь;

- крылатыми выражениями, в которых упоминается число 5.

Формировать:

-умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-  навыки самоконтроля и самооценки.

Октябрь

2 неделя

Занятие №11-12

Число и цифра 6.

Знаки «=», «+»

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

Учить:

- отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью знаков и цифр;

- писать цифру 6;

-порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько? , на котором по счету месте?

- решать логическую задачу на установление закономерностей.

Знакомить:

- цифрой 6;

- с составом числа 6 из двух меньших чисел.

Формировать:

-умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-  навыки самоконтроля и самооценки.

Октябрь

3 неделя

Занятие №13-14

Числа и цифры 4, 5, 6.

Знаки < , > , = .

Квадрат, треугольник

Учить:

- отгадывать математические загадки;

- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

-выкладывать из счетных палочек треугольник, домик;

- рисовать треугольники в тетради в клетку;.

Закреплять умение писать цифры 3,4,5,6.

Знакомство со знаками < , > .

Формировать  навыки самоконтроля и самооценки.

Октябрь

4 неделя

Занятие №15-16

Числа и цифры 4, 5, 6.

Продолжать учить:

- устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

- понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

- решать логическую задачу на установление закономерностей;

- учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить с загадками, в которых присутствуют числа.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Ноябрь

1  неделя

Занятие №17-18

Числа и цифры  1,2,3,4,5,0.

Знак « - »

Учить:

-решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;

-решать логическую задачу на основе зрительного воспринимаемой информации;

-писать цифру 0;

- дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить :

- со знаком « - »;

- с цифрой 0

Ноябрь

2 неделя

Занятие №19-20

Числа и цифры 0,4, 5, 6.

Продолжать учить:

-решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков;

- устанавливать соответствие между  количеством предметов и цифрой;

-сравнивать смежные цифры, устанавливать зависимость между ними;

- находить различие в двух похожих рисунках;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- пользоваться знаками

< , >.

Знакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число 0.

Закреплять:

-умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе;

-навыки самоконтроля и самооценки.

Ноябрь

3 неделя

Занятие №21-22

Число и цифра 7.

Часть и целое.

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- писать цифру 7;

- порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? На котором по счету месте?;

- Выкладывать из счетных палочек прямоугольник;

- рисовать прямоугольник в тетради в клетку;

- преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания;

- понимать, что часть меньшего целого, а целое больше части;

- решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить с цифрой 7.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Ноябрь

4 неделя

Занятие №23-24

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7.

Состав числа 7.

Дни недели.

Продолжать знакомить:

- с цифрой 7;

- составом числа 7 из двух меньших чисел;

- пословицами, в которых упоминается число 7;

- дни недели.

Закреплять умение писать цифры от 1 до 7.

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Декабрь

1 неделя

Занятие №25-26

Числа и цифры 1 – 8.

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

- писать цифру 8;

- правильно использовать и писать знаки + или  - ;

- решать логическую задачу.

Знакомить :

- с цифрой 8;

- с названием месяца - декабрь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Декабрь

2 неделя

Занятие №27-28

Порядковый счет.

Состав числа 8.

Деление предмета на 4 части.

Упражнять различии порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько?, на котором по счету месте?

Учить:

-Составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале;

- понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-Решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- делить предмет на 2,4 части.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Декабрь

3 неделя

Занятие №29-30

Решение примеров на сложение и вычитание.

Овал

Учить:

-решать примеры на сложение и вычитание;

- решать логическую задачу;

- определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу;

-рисовать овалы в тетради в клетку;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Декабрь

4 неделя

Занятие №31-32

Знаки < , > ; порядковый счет

Закреплять умение правильно пользоваться знаками < , > .

Учить:

- видеть геометрические  фигуры в символических изображениях;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- правильно отвечать на вопросы: сколько? Который? На каком по счету месте?

Упражнять в различении количественного и порядкового счета.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Январь

2 неделя

Занятие №33-34

Числа и цифры 1-9.

Высокий, низкий.

Учить:

-отгадывать математическую загадку;

-писать цифру 9;

- записывать дни недели условными обозначениями (один кружок – понедельник, два – вторник и т.д.);

- решение с помощью цифр и математических знаков;

- решать математическую задачу на установление закономерностей;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит:

с цифрой 9;

-название месяца – январь;

- названиями дней недели.

Закреплять умение использовать в речи понятия «самая высокая», «пониже», «еще ниже», «самая низкая», «низкая», «повыше», «еще выше».

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Январь

3 неделя

Занятие №35-36

Порядковый счет.

Сравнение смежных чисел.

Часть и целое.

Учить:

- порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? Какой по счету? На котором по счету месте?;

- соотносить количество предметов с цифрой;

- сравнивать числа 7 и 8, понимать отношения между ними;

- складывать квадрат на 2,4,8 треугольников, разрезать по линии сгиба;

-понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-решать логические задачи на основе зрительного воспринимаемой информации.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Январь

4 неделя

Занятие №37-38

Число и цифра 10.

Трапеция.

Учить:

-отгадывать математическую загадку;

-писать цифру 10;

- выкладывать из счетных палочек трапецию;

- рисовать трапецию в тетради в клетку;

- находить различия в двух похожих рисунках;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит:

с цифрой 10;

-геометрической фигурой - трапецией.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Февраль

1неделя

Занятие №39-40

Цифры от 1 до 10.

Состав числа 10

Высокий, низкий.

Закреплять:

умение писать цифры от 1 до 10;

-знания геометрических фигур: трапеции, круге, квадрате, треугольнике.

Учить:

-понимать отношения между числами;

-составлять число 10 из двух меньших чисел;

- решать логическую задачу на установление закономерностей;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Февраль

2 неделя

Занятие №41-42

Решение задач.

Учить:

-решать задачи, записывать решение;

- отгадывать математические загадки, соотносить число и цифру;

- пользоваться знаками + , -  ;

- рисовать в тетради в клетку кораблик;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит с название месяца - февраль.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Февраль

3 неделя

Занятие №43-44

Решение задач на сложение и  вычитание.

Учить:

-отгадывать математические загадки, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, читать запись;

-решать логическую задачу на анализ и синтез;

- выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов (дом, елку, лодку);

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Упражнять в количественном и порядковом счете, отвечать на вопросы: сколько? на котором по счету месте?

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Февраль

4 неделя

Занятие №45-46

Решение примеров на сложение и вычитание.

Учить:

-решать примеры на сложение и вычитание;

- Составление числа 7,8,9,10 из двух меньших чисел;

- различать понятия «влево», «вправо», «вперед», «назад»; учить двигаться в указанных направлениях

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Способствовать развитию графических навыков – рисование машины.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Март

1 неделя

Занятие №47-48

Установление соответствия между цифрами и количеством предметов, знаки < , >.

Дни недели.

Учить:

-устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

-пользоваться знаками < , >;

- решать логическую загадку на установление закономерностей.

Закреплять знания о днях неделях.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Март

2неделя

Занятие №49-50

Решение задач на сложение и вычитание.

Четырехугольник, шестиугольник.

Учить:

-составлять задачи на сложение и вычитание;

- решать логическую задачу на сходство и различие;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-записывать и читать запись.

Знакомит:  с название месяца – март.

Закреплять:

-знания о зимних месяцах (декабрь, январь, февраль);

- навыки самоконтроля и самооценки.

Март

3 неделя

Занятие №51-52

Решение задач на вычитание.

Большой, поменьше, самый маленький.

Части суток.

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение;

-читать запись;

- устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

- рисовать символическое изображение кошки из треугольников в тетради в клетку;

- использовать в речи определения «большой», «поменьше», «самый маленький».

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять знания о последовательности частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Способствовать развитию глазомера.

Март

4 неделя

Занятие №53-54

Решение задачи.

Дни недели, времена года.

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение;

-загадки на основе зрительного воспринимаемой информации, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки;

- читать запись задачи;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

- развивать мышление.

Закреплять навыки порядкового счета, правильно отвечать на вопросы: сколько? какой по счету?

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Апрель

1 неделя

Занятие №55-56

Решение математической загадки.

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение, читать запись;

-решать логическую задачу на анализ синтез;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять:

- умение составлять число 10 из двух меньших;

-понятия «левый верхний / нижний угол», «правый верхний / нижний угол», «середина».

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Апрель

2 неделя

Занятие №57-58

Решение задач.

Учить:

-составлять задачи, записывать  и читать запись;

-решать логическую задачу на установление соответствия;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомит с название месяца – апрель.

Закреплять:

-знания о первом месяце весны – марте;

-о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Апрель

3 неделя

Занятие №59-60

Порядковый счет, решение математической задачи.

Упражнять в различии количественного и порядкового счета.

Учить:

- отвечать на вопросы: сколько? на каком по счету месте?;

-рисовать лягушку в тетради в клетку;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять:

 -умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать запись;

-умение ориентироваться относительно себя, другого лица.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Апрель

4 неделя

Занятие №61-62

Повторение.

Закреплять:

-навыки порядкового и количественного счета;

-умение правильно отвечать на вопросы: сколько? на каком по счету месте?

Продолжать учить:

-составлять число 10 из двух меньших чисел, записывать результаты составления;

-выкладывать из счетных палочек символические изображения предметов (дом, елка, лодка);

- решать логическую задачу на анализ и синтез;

- видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки;

- понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Апрель

5 неделя

Занятие №63-64

Решение задач.

Сравнение смежных чисел.

Ориентировка на листе бумаги

учить решать математические задачи;

записывать решение с помощью цифр, знаков и читать запись задачи;

закрепить знания о числах и цифрах от 1 до 10;

совершенствовать навыки порядкового и количественного счета;

учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними;

закрепить знания о геометрических фигурах;

формировать умение анализировать, находить признаки сходства и отличия и на их основе объединять предметы со сходными признаками и выделять из группы предмет, отличающийся по какому-либо признаку;

закреплять умение ориентироваться на плоскости листа;

совершенствовать умение составлять фигуры из частей.

окружающим.

Май

1 неделя

Занятие №65-66

Решение задач, примеров.

-Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

-Ознакомление с названием месяца - май

-Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Май

2 неделя

Занятие №67-68

Повторение

Закрепить порядковый и количественный счёт в пределах девяти, знание цифр в пределах девяти, умение ориентироваться в окружающем пространстве.

Май

3 неделя

Занятие №69-70

Повторение

-Упражнять умения детей сравнивать на глаз три предмета по высоте, находить предмет, равный условной мерке.

-закрепить умение опосредованно сравнивать предметы по высоте, используя условную мерку.

-упражнять в умении ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Май

4 неделя

Занятие №71-72

Повторение.

-Закрепить прямой и обратный счёт до 10;

 -продолжать учить детей решать логические задачи, соотносить количество предметов с цифрой, находить закономерность в изображении фигур;

-закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение сравнивать группы предметов по количеству.

 -развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, мелкую моторику развивать связную, выразительную речь детей, умение отвечать полными предложениями.

10.Материально-технические условия

В группе созданы условия для реализации программы.

Для проведения используется групповое помещение, оборудованное мебелью, соответствующей росту и возрасту детей.

В группе имеется информационно-компьютерное оборудование: телевизор, интерактивный комплекс: ноутбук, проектор.

Материал и инструменты:

-Наглядные пособия

 -Рабочие тетради

-Магнитная доска с   комплектом   геометрических фигур

-Предметные картинки.

-Раздаточный и счетный материал.

-Набор цифр.

-Набор геометрических плоскостных и объемных фигур.

- Набор счетных палочек на каждого ребенка.

- Карточки и схемы математических упражнений.

- Магнитные цифры.

11.Программно-методическое обеспечение

-Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

-Демонстрационный материал. Математика для детей 5-7 лет. Е.В.Колесникова Москва. ТЦ Сфера. 2014.

-Методическое пособие «Математика для детей 5-7лет». Е.В.Колесникова. Москва. ТЦ Сфера. 2007.

-Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет «Я считаю до десяти». Е.В.Колесникова. Москва. ТЦ Сфера. 2014.

-Методическое пособие «Играем в цифры от 0 до 10». И.Асеева. Новосибирск. Актуальная литература. 2009.

-Практическое пособие «Состав числа». Г.П.Шалаева. Москва. ЭКСМО. 2003.

-Практическое пособие «Сложение и вычитание». Г.П.Шалаева. Москва. ЭКСМО. 2003.

-Практическое пособие «Числа и цифры». Т.В.Чупина. Ярославль. Академия развития. 2009.

Интернет ресурсы:

http://tc-sfera.ru/

http://www.maam.ru/

http://ped-kopilka.ru/

http://nsportal.ru/

Список литературы для родителей

-Гордиенко С. «Большая книга маленького гения. 777 логических игр для детей»

            -Носова Е.А. Логика и математика. СПб., Детство-ПРЕСС,2002

      -Михайлова З.А., Иофе Э. Н. Математика от трех до семи. СПб.: Детство-    ПРЕСС, 2001.

-Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.

-Шалаева Г.П. «Иллюстрированные тесты для детей»

12.Приложение

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Виды и формы контроля

Педагогическая диагностика (мониторинг) математических способностей в индивидуальном развитии ребенка (2 раза в год: сентябрь и май).

Основные направления работы:

  1. Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
  2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
  3. Постановка и разрешение проблемных ситуаций.
  4. Экспериментирование.

 Критерии:

Высокий (3 балла) - Ребёнок самостоятельно считает, уменьшает и увеличивает число на единицу, сравнивает группы предметов. Имеет представления о порядковом и количественном назначении числа. Устанавливает связи между числом, цифрой, количеством. Решает простые задачи на уменьшение и увеличение.

Имеет чёткие представления о геометрических фигурах. Оперирует свойствами предметов (длина, ширина, высота предметов, их вес, глубина).

Самостоятельно осуществляет классификацию по 2-3 свойствам, обнаруживает логические связи и отражает их в речи.

Легко и свободно ориентируется в пространстве и времени.

Зрительно воспринимает и понимает предлагаемую последовательность действий и результат, а также самостоятельно осуществляет действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объясняет её и последовательность выполнения.

Проявляет инициативу и творчество, интерес к решению задач на логику, преобразование, комбинаторику, оказывает помощь сверстникам.

Средний (2 балла) - Ребёнок правильно определяет совокупность предметов на основе счёта, сравнивает числа, уменьшает и увеличивает число на единицу, считает в прямом и обратном порядке, соотносит количество предметов с цифрой, решает задачи, но допускает ошибки, которые в состоянии сам исправить.

Осуществляет классификацию фигур по 1-2 свойствам, самостоятельно выделяет признак (основание), по которому можно классифицировать, но затрудняется в высказываниях, пояснениях; прибегает к помощи взрослого для выражения в речи логических связей.

Имеет представления о временных и пространственных отношениях.

Затрудняется в понимании и объяснении последовательности действий.

Не проявляет инициативы и творчества, интереса к решению задач на логику, комбинаторику, преобразование.

Низкий (1 балл) - Ребёнок выделяет количественные отношения на основе сравнения предметов, чисел.

Классифицирует геометрические фигуры, величины по 1-2 свойствам, определяет форму предметов, ориентируясь на эталон. Логические связи не устанавливает. Затрудняется в речевых формулировках, касающихся определения свойств.

Путается в определении временных и пространственных отношений.

Выполняет действия в заданной последовательности.

Самостоятельности и творчества не проявляет, к задачам на логику, комбинаторику, преобразование интереса не проявляет.

1.Память.

Методика обследования.

1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.

2. Д/упр. «Зрительный диктант». Ребенок запоминает расположение фигур, затем по памяти рисует у себя на листе. (Можно проводить с группой) (Кратковременная память)

3. Вспомнить стихи про цифры, рассказать. ( Долговременная память)

Материал для обследования: панно с фигурами; чистые листы; простые карандаши.

2.Количество и счет.

Методика обследования.

1. Счет до 10 (прямой), Обратный счет от 10 до 1.

2. Сравнение двух групп предметов, разной величины расположенных в ряд, по кругу; в ответах использовать слова больше, меньше, поровну. Уметь отсчитывать количество на одну единицу больше, меньше.

3. Д/ упр. «Назови пропущенное число». В некотором промежутке чисел, который я называю, пропускается число, которое ребенок должен назвать.

Материал для обследования: дидактический материал в картинках.

3.Порядковый счет.

Методика обследования.

1. Упражнения на порядковый счет в пределах 20, счет с разным основанием.

2. Д/упр. «Кто первый? Кто пятый? На каком месте стоит Буратино?»

3. Д/упр. «Какое число стоит на третьем… месте в числовом ряду?..

Материал для обследования: карточка к заданию «Буратино».

4.Величина.

Методика обследования.

1.Выявить умение сравнивать предметы по длине. Пять полосок разной длины (разница между полосками - 0,5 см) лежат произвольно. Ответить на вопрос: одинаковы ли полоски по длине? Разложить полоски от самой короткой до самой длинной. Назвать, какие полоски по длине.

2.Выявить умение сравнивать полоски по ширине. Разложить полоски от самой широкой до самой узкой.

3.Выявить умение сравнивать предметы по высоте. Расставить домики по высоте.

Материал для обследования: 5 полосок разной длины; 5 полосок разной ширины; 5 домиков разной высоты.

5.Геометрические фигуры.

Методика обследования.

1. Д/упр. «Какие ты знаешь геометрические фигуры?» Ответить на вопросы: Сколько треугольников? Сколько квадратов? Все ли круги одинаковы? Назови зеленые фигуры и т. д.

2. Назови признаки сходства и различия квадрата и прямоугольника; круга и овала.

3. Работа со счетными палочками: выложи треугольник, выложи большой треугольник – ответь на вопрос, где понадобилось больше палочек; можно ли из палочек построить круг, овал.

Материал для обследования: набор геометрических фигур разного цвета; счетные палочки.

6.Формы.

Методика обследования.

1. Д/упр. «Найди крышку для каждой коробки». Почему ты так думаешь?

2. Д/упр. «Покажи предметы, которые имеют форму цилиндра»

3. Д/упр. «Покажи предметы, которые имеют форму конуса»

Материал для обследования: карточки к заданиям.

7.Ориентировка во времени.

Методика обследования.

1. Беседа «Какое время года сейчас?» Какой по счету идет месяц? Сколько всего месяцев в каждом времени года? Назови все месяцы по порядку.

2. Д/упр. «Что сначала, что потом?» Умение называть части суток, разложить картинки в нужной очередности.

3. Д/упр. «Неделька». Умение последовательно называть дни недели, соответствие данной цифры и дня недели.

Материал для обследования: карточки по частям суток; набор цифр от 0 до 9.

8.Ориентировка в пространстве.

Методика обследования.

1. Умение выражать словами местонахождение предмета (вверху, внизу, справа, слева, посередине). Д/упр. «Что находится справа (слева) от тебя?»

2. Выполни задание: пройди 3 шага вперед, 3 шага налево, 3 шага назад, 3 шага направо. Что ты нашел?

3. Д/упр. «Кто идет справа, а кто идет слева от Буратино? Кто стоит справа от Крокодила Гены, а кто – слева?»

Материал для обследования: карточки к заданию.

9.Знание цифрового материала.

Методика обследования.

1. Разложить числовой ряд от 1 до 10, показать числа, например: 9, 7. Какими цифрами записаны числа 10, 8.

2. Уметь соотносить количество предметов с числом.

3. Игра «Веселый счет»

Материал для обследования: карточки с числами, карточки с предметами, «Веселый счет».

10.Ориентировка на листе бумаги.

Методика проведения.

1. Д/упр. «Геометрический диктант». Под диктовку дети рисуют нужную геометрическую фигуру или записывают цифру на листе бумаги в середине, слева, справа, в верхнем левом, в верхнем правом, в нижнем левом, в нижнем правом углах, вверху, внизу. (Можно с группой).

Материал для обследования: чистые листы бумаги, простые карандаши.

11.Логическое мышление.

Методика для обследования.

1. Наблюдение за ребенком в повседневной жизни.

2. Уметь находить закономерности, логически мыслить, рассуждать. Д/упр. «Кто лишний?». Развивающая игра «Лабиринт». «Найди 5, 8 или … различий».

3. Выявление способности к творческому воображению, фантазированию. Игра «Волшебный квадрат». Ребенку предлагается придумать и сложить несколько фигурок и назвать их.

Материал для обследования: карточки к д/упр «Кто лишний?», лабиринты, игра «Волшебный квадрат», карточки к игре «8 отличий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "В мире оригами" (старшая группа"

     Дошкольный возраст  яркая,  неповторимая  страница в жизни каждого человека.  Именно в этот период  устанавливается связь ребенка с миром людей, при...

Программа кружка «Послушный ветерок» в старшей группе компенсирующей направленности

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциона...

Программа кружка по оригами в старшей группе «Волшебный квадратик»

Программа содержит пояснительную записку, цель и задачи кружковой работы, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе

Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе...

Программа кружка "Мир вокруг нас" старшей группы

Цель:Обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными,  острыми, колюще-режущими предметами, животн...

Программа кружка "Малыш и безопасность" Старшая группа.

Цели,задачи,актуальность,план мероприятий программы....