ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
методическая разработка (старшая группа)

Юрова Наталья Геннадиевна

АЛГОРИТМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В МОЕЙ   ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_emots.sfery_.docx106.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

          «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 28 «Цветик-семицветик»

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     Педагог-психолог:                                                          

                                                                                    Юрова Наталья Геннадиевна

                                                 

Балашиха, 2020

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В соответствии с основными задачами ФГОС дошкольного образования, которые включают в себя  охрану и укрепление  физического и психического

здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, способностей творческого потенциала, создание для детей благоприятных условий для развития детей, с учетом их возрастных особенностей, большое внимание уделяется психолого-педагогической поддержке детей и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

       Всем известно, что основы, определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде, поэтому эмоциональное развитие считаю одним из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога -психолога в ДОУ.

Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру.  Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознавать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

      Ребёнок как единый организм реагирует на всё происходящее эмоциями. Благодаря эмоциям ребенок пытается регулировать своё поведение и соотносить его с поведением других людей, с которым он сам вступает в общение.

Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние другого человека может привести к психологической несовместимости и стать причиной конфликтов. А для маленького, растущего организма отрицательные эмоции очень вредны, они тормозят его рост и развитие, могут вызвать различного рода заболевания.

    Опыт моей педагогической деятельности показывает, что заниматься эмоциональным воспитанием надо начинать как можно раньше, со всеми детьми и постоянно, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

    Ребёнок ищет ориентиры, чтобы строить мир в своей душе и одновременно выстраивать себя в этом мире.

      Поэтому главной целью используемой технологии считаю   развитие    эмоциональной сферы ребенка, обучение его осознанию собственных эмоций,

распознаванию и произвольному их проявлению, развитию коммуникативных навыков.

                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Технология посвящена эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Технология составлена на основе авторской программы эмоционального развития детей дошкольного возраста Крюковой С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

Ценность занятий по данной технологии состоит в том, что благодаря развитию эмоциональной сферы, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.

Чтобы помочь ребенку понять свое эмоциональное состояние и научиться управлять собой, необходимо развивать у детей эмоциональную сферу посредством технологии.

ЦЕЛЬ: Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

  1. Учить детей пониманию собственных эмоциональных состояний,

умению выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;

  1. Адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен -                           пожалеть его, помочь, радуется -порадоваться вместе с ним, разгневан – постараться понять причину);
  2. Формировать коммуникативную компетентность и культуру общения у дошкольников ДОУ;  
  3. Обогащать словарь детей.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ

1. Не навязывайте себя никому, в том числе и детям, с которыми вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам детям не понравилось занятие, значит, отложите его до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.

2. Остановитесь – если не знаете, как воздействовать. В процессе занятий с детьми могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается. Проигнорируйте это событие, продолжайте вести занятие так, как будто ничего не произошло.

3. Исключите неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними.

4. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие, во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, показываете различные эмоции, рисуете. Вы – образец того свободного творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.

5. Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему.

6. Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. На занятиях не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.

7. Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное – не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие.

8. Используйте разные формы несловесной поддержки ребенку – улыбку, поглаживание по голове, обнимание за плечи и т.д.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

1. Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе;

2. Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга;

3. Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации;

4. Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств: радости, гнева и т.д.; направленное рисование, т.е. рисование на определенные темы;

5. Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.

Изучение разных программ, методических пособий и передового педагогического опыта по теме «развитие эмоциональной сферы дошкольников» позволило мне выбрать и применить на практике наиболее актуальную систему психолого- педагогической работы.

Технологию по развитию и коррекции эмоциональной сферы я внедряю через свою практическую профессиональную деятельность.

     

 АЛГОРИТМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ В МОЕЙ   ПРАКТИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Психолого-педагогический мониторинг по выявлению актуальных проблем в развитии эмоциональной сферы воспитанников ДОУ.
  • Взаимодействие с педагогами и родителями по формированию запросов на работу с детьми по актуальным проблемам.
  • Подбор психопрофилактических, коррекционно-развивающих программ и методик.
  • Проведение подгрупповых игровых занятий-тренингов с детьми по программам психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  • Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по темам эмоционального и коммуникативного развития.
  • Консультации для родителей и педагогов.
  • Разработка информационных папок для родителей по теме эмоционального развития детей.
  • Создание картотеки психогимнастических игр, релаксационных этюдов.
  • Семинары для педагогов.
  • Контрольный мониторинг развития эмоциональной и коммуникативной сферы воспитанников ДОУ.

 

Диагностика проводится в начале и конце учебного года с целью выявления детей «Группы риска» (гиперактивность, склонность к агрессии, тревожность, проблемы коммуникации) для определения психокоррекционной работы с этими детьми.

Диагностика с детьми проводится с использованием следующих диагностических методик и тестов.

  • Диагностика эмоциональной сферы ребенка (Л.П.Стрелкова);
  • Методика «Волшебная страна чувств» (Т.Грабенко, Т.Зинкевич -Евстигнеева, Д.Фролов);
  • Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен, методика «Выбери нужное лицо»;
  • Методика «Паровозик» (Велиева С. В.);
  • «Кинетический рисунок семьи» Р. Бёрнса и С. Кауфмана; 
  • Методика «Лесенка»;
  • Графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой;
  • «Два дома» И. Вандвик и П. Экбланд.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ

                           ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь. боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюковой, Н.П. Слободяник направлена на работу с «предметными чувствами».

В ходе реализации Программы дети знакомятся с разными эмоциями.  Обсуждения и «проживание» ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, что помогает ему легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и предлагает более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций. Дети овладевают навыками релаксации и саморегуляции.

В процессе коррекционно-развивающей работы по программе дети учатся осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать эмоции. Представленные в программе задания и упражнения способствуют достижению поставленной цели.

        Цель программы – развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

  • Познакомить детей с основными эмоциями;
  • Способствовать осознанию своих эмоций;
  • Формировать умение понимать эмоции других людей;
  • Способствовать снижению тревожности;
  • Развивать произвольную регуляцию своего эмоционального состояния;
  • Формировать умение выражать свои негативные эмоции социально-приемлемыми способами;
  • Повысить групповую сплоченность.

Описание группы: дети в возрасте от 5 - 6 лет.

Структура программы: Программа включает в себя 36 занятий, продолжительностью 25-30 минут.

Каждое занятие включает в себя:

  1. Ритуал приветствия;
  2. Игры-перевоплощения или игры-беседы;
  3. Упражнения, направленные на снятие напряжения, расслабление;
  4. Рисование по теме с диагностической, профилактической или коррекционной целью;
  5. Ритуал прощания.

Форма проведения:

Занятия проходят в форме занятия, 1 - 2 раз в неделю.

Форма работы:

- подгрупповая;

- индивидуальная (в качестве закрепления с некоторыми детьми).

Занятия состоят из нескольких частей:

Часть 1. Вводная:

Задача вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая:

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры. Они направлены на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Основные процедуры:

  • элементы сказкотерапии с импровизацией;
  • игры на развитие навыков общения;
  • игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
  • рисование, кляксография.

Часть 3. Завершающая:

Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций.

Каждое занятие обязательно включает:

- упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);

- дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);

- двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствует межполушарному взаимодействию);

- чтение детских потешек, с чередованием движение, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности).

Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер. Во время занятий дети сидят в кругу, на стульчиках или на полу. Круг – это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Также в своей психокоррекционной работе с детьми по развитию эмоциональной сферы я использую психогимнастику для дошкольников.

«Психогимнастика» М. И. Чистяковой - это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).  Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами.

 Одним из важнейших условий благоприятного эмоционального развития воспитанников ДОУ является взаимодействие педагогов и родителей. Большое значение имеет также повышение психолого – педагогической культуры родителей, поскольку не каждая семья способна в полной мере реализовать весь комплекс воспитательных возможностей.

Основными направлениями организации работы с родителями дошкольников являются следующие виды и формы:

  • участие и выступления на групповых родительских собраниях, где я (педагог-психолог) рассказываю о мире чувств дошкольников и роли родителей в формировании психологического здоровья ребенка;
  • психологические консультации для родителей;
  • разработка информационных папок для родителей по теме эмоционального развития детей.

Так же с начала учебного года для родителей готовятся методические рекомендации в виде буклетов и листовок, в целях просвещения и обогащения знаний в области эмоционального развития дошкольников.

Работа с педагогами детского сада проводится в соответствии с годовым планом по следующим направлениям:

  • консультативно-информационная помощь;
  • подбор игр и упражнений для дополнительных занятий с детьми «Группы риска»
  • семинары для воспитателей;
  • участие в работе ПМПк;
  • взаимопосещение непосредственной образовательной деятельности всех педагогов детского сада;
  • проведение совместных занятий НОД по развитию эмоциональной сферы и укреплению психологического здоровья воспитанников.

Таким образом, ранняя диагностика, своевременная коррекционная работа с детьми, тесное взаимодействие психолога с родителями, воспитателями детского сада и специалистами, обеспечивают результативность коррекционно-развивающей работы с эмоциональным миром дошкольников.

                     

                        ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Дети должны научиться:

  • понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;
  • иметь представление о способах выражения собственных эмоций;
  • уметь управлять своими эмоциями и чувствами.          

          У детей ожидается:

  • положительное развитие произвольной регуляции своего состояния и поведения;
  • положительная динамика по снижению тревожности;
  • повышение групповой сплоченности;
  • развитие способности к конструктивным формам общения со сверстниками и взрослыми;
  • гармонизация эмоционального состояния воспитанников;
  • укрепление психофизического здоровья воспитанников.

                                          ЛИТЕРАТУРА

1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь       и радуюсь. Практическое пособие. М.: Генезис, 2016.

2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У – Фактория, 2014.

3. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.

М.: Генезис, 2011.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Практическое пособие: 4 том. М.: Генезис, 2016.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольника с применением инновационных технологий

Развитие эмоциональной сферы дошкольника с примененм инновационных технологий...

Мастер-класс "Использование технологии "Песочная терапия" в развитии эмоциональной сферы воспитанников"

Цель мастер-класса: демонстрация способов песочной терапии в развитии эмоциональной сферы воспитанников....

Использование коррекционных технологий, арттерапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с логоневрозом

Пояснительная записка:В данной работе раскрывается необходимость работы над эмоциональной сферой детей дошкольного возраста с логоневрозом и разнообразные методы коррекционной работы.Цель: Через разви...

Технология развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (Л.А. Никифорова)

Эмоции выражают отношение человека к тому, что он познает, к поступкам, к окружающему миру. Благодаря эмоциям человек регулирует своё поведение и соотносит его с поведением других людей, с которым он ...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения

Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.Эмоции влияют на содержание и динамику развития...

Статья "Песочная терапия как инновационная технология развития эмоциональной сферы и творческих способностей дошкольников"

Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и творческой сферах. Посредством песочной композиции ребенок ...

"Технологии развития эмоциональной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет...