"Технологии развития эмоциональной сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи"
статья по коррекционной педагогике

Тарасова Наталья Александровна

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_razvitiya_emotsionalnoy.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии развития эмоциональной

сферы у дошкольников с общим недоразвитием речи

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников с ОНР — это развитие способности управлять эмоциями, т. е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребенок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. У дошкольника появляются высшие чувства—сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им. Адекватное эмоциональное реагирование в различных (в том числе и стрессовых) ситуациях формируется на основе умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению: через мимику, пантомимику, жесты, позы, эмоциональную дистанцию.

Эти представления легли в основу системы психолого-педагогических методов развития эмоционального контроля и коррекции эмоциональных процессов дошкольников.

Психокоррекционные технологии развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

1. Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций, а также развивают у детей их творческие способности, инициативность, наблюдательность и активность.

2. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения, совершенствование навыков самообслуживания, аккуратности, опрятности, формирует понимание необходимости и важности труда взрослых.

3. Театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.

4. Совместные праздники, досуги.

5. Чтение художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся) .

Можно использовать задания и игры: «удивись, как зайчик», «порадуйся, как Маша», «скажи, как Зайчик, жалобно – Собака, Собака, помоги мне!»

6. Слушание музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами .

7. Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.

8. Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.

9. Моделирование- использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:

·  пиктограммы;

·  графические изображения лица;

·  силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции;

·  «подвижные аппликации».

10. Развитие речи – активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.

Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)

11. Подвижные игры – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.

12. Психогимнастикаэтокурс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

13. Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития эмоциональной сферы, творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром .

Использование сказок в работе по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушениями речи является одним из современных методов, который используют логопеды и психологи для решения коррекционных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться значительных результатов в развитии эмоциональной сферы и психики малыша в целом .

Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомиться ребёнок. Любая сказка, даже самая простая, несёт в себе опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка помогает ребёнку не только взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

В настоящее время сказка стала всё чаще использоваться  в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: развитие эмоциональной сферы, обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.).

Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. 

 Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют ряд существенных особенностей, характерных для их эмоционального развития, так называемые эмоциональные комплексы: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам, страх, тревожность.

Литература

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности

в детстве: Норма и отклонения. М., Педагогика, 2000.

  1. Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков

эмоционального развития дошкольников. Учебно-методическое пособие. М., Педагогическое общество России, 2006.

3. Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., Издательский центр «Академия», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Система работы педагога ДОУ по развитию мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.В проекте участвуют дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы компенсирующей направленности, р...

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Вашему вниманию представлен опыт работы по развитию сенсорики у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе. Описаны основные формы и приемы работы по развитию связной речи чере...

Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Проектирование педагогической системы, которая позволит обогатить процесс речевой коммуникации за счёт овладения детьми с ОНР эмоциональной лексикой посредством организованной систематической поэтапно...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Создание условий для эмоционального благополучия старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством коррекционно-развивающего обучения

На сегодняшний день дети дошкольного возраста с нарушениями речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Анализ имеющихся теоретических трудов специалистов в ...

Использование современных технологий в автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование современных   технологий   в автоматизации звукову дошкольников  с общим недоразвитием речи....

Развитие двигательной сферы у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие двигательной сферы у детей с ОНР В настоящее время особую тревогу вызывает рост количества дошкольников с ОНР. Это понятие употребляется по отношению к детям с различными сложными речевы...