Метод проектов как средство развития навыков исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста в соответсвии с ФГОС
проект (младшая группа)

Кувенева Ксения Александровна

Средство развития навыков исследовательской  деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Ромашка» г. Холмска муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области

694620, Сахалинская область,             тел. (факс) 8(42433)57-01-51

 г. Холмск, ул. Адм. Макарова, 12                                                                                     e-mail: kholmsk-dou6@mail.ru

Доклад на тему «Метод проектов как средство развития навыков исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Подготовила: Кувенева Ксения Александровна

воспитатель МБДОУ д/с №6 «Ромашка»г. Холмска

Актуальность

Слайд

2

Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования — гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Собственно, поэтому данный уровень образования заслуживает особого внимания и правильной организации учебного процесса.

Федеральный государственный стандарт образования является основным документом, на основе которого разрабатываются учебные программы. Именно стандарт определяет содержание всего образовательного процесса: чему и как учить детей, каких необходимо достичь результатов и в какие сроки .

В настоящее время одним из главных направлений является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование метода проектной деятельности, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности.

 Развитие познавательного интереса и самостоятельной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются познавательные интересы.  

Слайд3

  Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель:

 Становление у дошкольников научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности.

Задачи: 

1.Обеспечение психологического благополучия и развития детей

2. Воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую деятельность;

3.Развивать творческую активность познавательных процессов;

4. Учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и средства.

Слайд 4

В деятельности ДОУ используются следующие типы проектов:

1. исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде альбомов, буклетов, коллажей;

2. ролево-игровые (театрализованные постановки с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и

 реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, выставки т.д.);

4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.).

Проектная и исследовательская деятельность в детском саду неразрывны между собой.

Исследование

Проект

1.Исследоване — процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности;

2.Не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели, прототипа;

3.Является подготовительным  этапом к использованию проектной деятельности;

4.Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.

1.Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

2.Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

3.Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта.

Слайд 5

Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Природа творческого поиска едина как для взрослого, так и для ребенка.

Зачем нужны проекты

Они способствуют:

  1. развитию познавательных умений и навыков;
  2. умению ориентироваться в информационном пространстве,
  3. умению самостоятельно конструировать свои знания;
  4. умению интегрировать знания из различных областей наук;
  5. умению критично мыслить;
  6. Умению наблюдать, слушать, развивать воображение.

Слайд6

Проекты классифицируются:

1. по составу участников;

2. по целевой установке;

3. по тематике;

4. по срокам реализации.

Слайд 7

проектно-исследовательская деятельность детей организуется по той же схеме, что и взрослого человека и включает

следующие элементы:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- выработка гипотез;                                                        

- поиск и предложение возможных вариантов решения;

- сбор материала;

-обобщение полученных данных;

-подготовка и представление проекта (сообщение, доклад, создание макета и т. п.)

Слайд 8

Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи. Ведь исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения

Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.

Методы и приемы для развития познавательной, исследовательской активности у детей:

Игровой, наглядный, словесный, практический,исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели,презентации

Слайд 9

Для этого необходимо создать  оптимальные условия для экспериментально-исследовательской работы с детьми:

1. В группе созданы комфортные и методически грамотные условия для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.

2. Также создание уголки, зоны для экспериментирования, где дети могут повторить проделанные вместе с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время.

3. Используется уголок природы и огород на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.

4. Привлекали родителей к исследовательским детским проектам. Проводили консультации по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

Слайд 10

Хочу вам представить некоторые проекты,которые были использованы в моей работе:

1.”Мой город – мне очень дорог.”

   Основная цель – привитие патриотизма к малой Родине. В рамках проекта дети знакомились  достопримечательностями города, составляли рассказы “Моя прогулка”и “Каким я хочу видеть свой город”

Слайд 11-12

  • В рамках проекта дети познакомились гербом города Холмска, с достопримечательностями города, также были организованы экскурсии по городу,составляли рассказы «Моя воскресная прогулка», «Каким я хочу видеть свой микрорайон», сочиняли стихи загадки о родном городе. Дети рассматривали и читали книги.

 Таким образом у детей расширился кругозоро  своей  малой Родине и её достопримечательностях

Слайд 13

Слайд 14-15

Следующий проект на тему «Первые шаги в математику”

    Цель:

 Создать условия для формирования у дошкольников математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей посредством дидактических игр.

В результате включения дидактических игр не только в непосредственно-образовательную деятельность, но и в другие режимные моменты, а также в самостоятельную деятельность воспитанников,  дети стали более активны на занятиях, у них стала улучшаться память, мышление, умение рассуждать, думать, умение взаимодействовать с педагогом и другими детьми, проявлять инициативу. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

Слайд16

Слайд 17

“Воздух-невидимка”

Цель:

Раскрыть перед детьми понятие “воздух’’, его свойства(прозрачен,  невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения, роль воздуха в жизни человека, животных и растений).

В результате проведенной совместно с детьми деятельности по проекту достигнуты результаты:

  • У детей вызвался устойчивый интерес к неживой природе и они научились делать выводы на основе опытов.
  • Опровергнуты две гипотезы: “Воздух невидим потому, что его нет” и “Мы не можем поиграть с воздухом, потому что он не предмет” ;

Дети уяснилии закрепили для себя, что все пространство вокруг заполенно воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.  “Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым”

Т.о. ясчитаю , что проектно- исследовательская деятельность является актуальной, интересной и своевременной, потому, что знакомя детей с новыми понятиями, историческими фактами, педагог способствует расширению кругозора детей, формированию активного словаря, а значит развивает речевые умения и навыки личности, повышает уровень познавательных способностей, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к материальным и духовно-нравственным ценностям нашего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательно- исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

слайд № 1 Развитие познавательно- исследовательской  деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Подготовилавоспитатель Молчанова Ольга Сергеевнаг. Отрадный, д/с № 32015 гслайд ...

: ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих ...

«Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»

Доклад:«Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости...

«Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»

laquo;Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»...

«Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»

laquo;Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»...

«Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»

laquo;Использование современных методов и приемов формирования двигательных навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста для развития физических качеств, снижения заболеваемости»...