"Чтение без принуждения"
консультация (средняя группа)

Кукушкина Марина Николаевна

Он взрослых изводил вопросом "почему"?

Его прозвали "маленький философ",

Но только он подрос, как начали ему

Предподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не досаждал вопросом "почему?"

                                                 С. Я. Маршак.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_bez_prinuzhdeniya.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Чтение без принуждения»

 Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и отвественный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть граматным письмом, не научаться решать задачи.Научить детей читать-значит подготовить их к самостоятельной работе с тестом, привить любовь к чтению. Следовательно. Овладение навыками чтения это и средство, и одно из условий общего развития детей. Процесс чтения очень сложен, поскольку в нем участвуют мышление, речь, восприятие, память, воображение, слуховые и звуковые анализаторы.

                          ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

-ребенок-школьник читает очень медленно, с ошибками, ни как не может перейти от слогового чтения к чтению словами;

-даже умеющий юегло и правильно читать ребенок категорически отказывается делать сверх школьной программы. Многие учащиеся уже с 1 класса твердят, что терпеть не могут читать,  и называют чтение, а потом и литературу в числе нелюбимых предметов;

-ребенок не способен пересказывать прочитанное, он не понимает и не запоитнает, что читал. В погоне за техникой чтения теряют смысл прочитанного как дети, читающие медленно, с ошибками, так и те, кто читает хорошо.

В чем причины такой повальной нелюбви детей к чтению. Специалисты называют две основные:

-результат раннего обучения, так как ребенока учат неправильно, отбивая интерес к чтению;

-спецефическя задержка развития навыка чтения-дислексия.

Различные  методики и множество упраженеий предлагаются в книгах, копютерных программах, но трудно найти такие, которые бы исключили названные причины неумения читать. А сколько грубых методических ошибок!. Как выполнить задание дошкольнику (незнакомому с правилами орфографии): найти слово, начинающемуся на букву «О» (или даже на звук «О»), среди картинок, на одной из которых, якобы правильнвй ответ: «Очки». Но говорим-то мы (А)чки!.Конечно, ребенок методом «научного тыка» выбирет правильный ответ, но, интересно, какие учебные дейчтвия при этом формруются? В продаже есть дисуи, авторы которых не имеют понятия о важности умения различать «мягкие» и «твердые» согласные, «звонкие» и «глухие». А сколько сейчас «добрых специалиствов», ринувшихся обучать детей чтению, используя модные методики!. Вот и становится для нашего ребенка русский алфавит китайской грамотой. В школе приходится не учить, а преучивать, это сложнее, а подчас это и невозможно-спасибо, неправильному способу обучения чтению.

                                           По какой методике учить ребенка читать?

На сегодняшний день разработаны и учпешно применяются различные матодики по раннему обучению чтению. Вам, родителям, предстоит сделать нелегкий выбор: на чем же остановиться, чему отдать предпочтение?

Бадьте критичны и помните, что формирование навыков чтения происходит благодаря восприятию, памяти, мышлению, вниманию и речи.

С поощью восприятия ребенок слышит звуки и знкомится с образом букв, которыми они обозначаются.Память помогает малышу запомнить буквы. Мышление дает ребенку возможность понять. Как складываются буквы в слоги и слова, а слова в предложения. Развитая речь и распределение внимания позволяют малышу осмыслить прочитанное. Внимание помогает сосредоточиться на выполнении задания. Для каждого возраста характерны свои особенности развития познавательных процессов. Выбранная Вами методика или программа должна отвечать некотрым принципам:

Должна быть грамотной, т.е. основываться на системе родного языка (ОСНОВНОЙ ЗАКОН РУССКОГО ПИСЬМА-ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ), а не на модных заграничных заимствованиях;

Должна быть доступной, ятобы ребенку было понятно;

Должна быть занимательной, игровой, чтобы ребенку было интересною

Игра, с одной стороны, действие непроизвольное, а с другой сторны, любая игра есть испытание воли, действие, подчиненное правилу, а значит, способ сформировать произвольность.

              Обучение чтению дошкольников по ситеме Д.Б.Эльконина.

Принципы обучения грамоте, разработанные детским психологм Д. Б. Элькониным и выдержавшие тридцателетнию проверку практикой, базируются на основом ЗАКОНЕ РУССКОГО ПИСЬМА. Игровая анжировка позволяет начмнать систематические занятия грамотной уже с четырехлетними детьми, если у ребенка нормально развита устная речь.. Огромное знасение придается здесь добуквенному. Звуковому периоду обучения. Буква-это знак фонемы. Знакоство с бувенным знаком кажется безрезультатным, елси ребенок не знает, что обозначается этим знаком. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Для того чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сначала сделать два важных открытия: обнаружить что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Огромную роль в этом процессе играет развитый фонематический слух, сформированный звукобуквенный анализ.

                                        Когда научить ребенка читать?

Учить ребенка читаь до школы? Когда лучше всего начать это делать и как? У вас есть желание и возможность заниматься ребенком,- пусть он придет в школу, умея читать. В 4-5 лет учиться читать легче, чем в 7-8. Родная речь тоько что освоена, слова и звуки еще не сделались для ребенка чем-то привычным. Будничным, не замечаемым, как дыхание. Ребенок еще экспериментирвет со словаи. Язык ему близко и интересн. Родителям остается придать этому интересу правильное направление.

Учеными установлено, что дошкольники обладают изобритательной восприимяиврстью к обучению: дети 4 лет восприимчивы к звуковой стороне речи, 5-6 лет-к чтению, важно не упустить благоприятный период и обучать ребенка звуовому анализу с 4 лет. Не следует начинать и слишком рано:ведь чтение не рождаетя автоматичеки из знания алфавита. Раннее оучение чтению (до 4 лет) может привести к перекосу развития ребенка. Не стоит спешить, если ребенок заговорил поздно или итеет серьезные дефекты произношения. Бедный словарь, сторит короткие фразы, неправильно использует формы слова. Если Вы человек образованный. Вы, несомнено, станете сторонником обучения дошкольника чтению. Ребенку тяжело освоить чтение, когда он приходит в школу «с нуля», не умея читать. Современные буквари рассчитатны на читающих детей. Поэтом ребенка следует обучать чтению до школы, чтобы тем самым помочь ему справиться пережить нелегкий перио адаптации к школьной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Чтение без принуждения"

Консультация для родителей.Чтение без принужденияУважаемые родители! Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют телеви...

Консультации для родителей: "Я сам", Маленький помощник", "Чтение без принуждения"

Консультации для родителей детей дошкольного возраста по темам: 1)воспитания у детей самостоятельности; 2)когда начинать приучать ребенка к труду; 3)когда и с чего начинать обучение грамоте.Возрастная...

Памятка для родителей дошкольника "Чтение без принуждения"

Данный материал поможет родителям дошкольника сформировать навыки звукового анализа слов и послогового чтения....

буклет "Чтение без принуждения"

В буклете представлены различные приемы, игры для обучения детей чтению....

Консультация для родителей: "Чтение без принуждения"

Сегодня мы с сожалением констатируем, что чтение занимает в жизни наших детей все меньше и меньше места. Его вытесняют телевидение и видео, компьютерные игры и многое другое. Закономерно, что наших ре...

консультация для родителей "Чтение без принуждения"

Роль игры в обучении чтению.Приёмы помоши ребёнку при переходе к беглому чтению. Развитие интереса к чтению....

Консультация «Чтение без принуждения»

Только играя, используя разнообразный речевой, азбучный материал, чередуя упражнения со звуками и буквами, можно добиться идеального варианта в семье – чтение без принужденияПривить ребёнку любо...