Выступление на муниципальном августовском совещании руководящих и педагогических работников образовательных организаций
материал (старшая группа)

Саая Шенне Дадар-ооловна

Доклад по образовательной области развитие речи на тему: "Развитие связной речи в старшей группе через игру"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Саая Шенне Дадар-ооловна,

Воспитатель,

МБДОУ д/с «Теремок»

«Развитие связной речи дошкольников через игру».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Кроме того, задачи развития речи включены в область «Социально – коммуникативное развитие»: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Основные  задачи  развития  речи  решаются  на  протяжении  всего  дошкольного  детства. Однако  на  каждом  возрастном  этапе  задачи  постепенно усложняются, меняются методы обучения. Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой.
Целевые ориентиры программы «От рождения до школы»,  как известно, также базируются на ФГОС ДО и являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации и на них основываются задачи речевого развития по всем возрастным группам ДОУ.

В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Особенно это актуально сейчас, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, гаджетом, смартфоном, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.

Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей. Я в в своей группе работала по двум направлениям: с помощью дидактических и сюжетно - ролевых игр. В  играх  ребенок  учится  правильно  общаться  со  сверстниками,  узнает новые слова, учится правильно строить предложения. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни.

Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, индивидуальный.

Игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, машины, голосам зверей и т. д. Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и вживаются в эти роли. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает наличие других участников и прежде всего сверстников. Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития ребенка. Детям, плохо владеющим речью, тяжело дается общение в игре: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий. Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Работу я начала по следующим направлениям:  изучение литературы; работа над созданием развивающей среды; занятия с детьми; взаимодействие с родителями.

В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме:

1. Быкова Н.М. «Игры и упражнения для развития речи». СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010.

2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации».-2-е изд., испр. и доп., М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3. Дьяченко В.Ю.  «Развитие речи: тематическое планирование занятий» Учитель, 2007.

4. Пименова Т.М.  «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки.», Учитель, 2013.

5. Степаненкова Э.Я. «Методика проведения игр», М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр в моей работе стали: «Магазин», «Семья», «Детский сад», «Больница», «Парикмахерская» и т.д.

В течение года мною были подготовлены и проведены:

  • Беседы с детьми о профессиях;
  • Настольно-печатные игры («Что из чего сделано?», «Профессии» и т.д.);
  • Игры и упражнения на развитие речи;
  • Составлены творческие рассказы, рассказы из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – шофер», «Парикмахер», «Моя мама (папа) врач») и т. п.;
  • Просмотрены  видеофильмы по теме «Профессии взрослых людей»;
  • Чтение художественной литературы по теме «Профессии»;
  • Консультации для родителей («Формируем умение ребенка общаться», «Роль игры в жизни дошкольника», «Играем вместе с ребенком»);
  • Тест-опрос для родителей «Можно ли назвать вашего ребенка общительным?»;
  • Родительское собрание в конце учебного года на  тему «Игровая деятельность, как средство формирования связной речи старших дошкольников», где я выступала с соответствующим теме докладом.  

Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. Прежде всего, моя работа была направлена на создание благоприятной комфортной атмосферы в группе: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, выстраивание партнерских отношений. Большое внимание было уделено обновлению и наполнению предметно - развивающей среды, оформлению игр, пособий.

Следовательно,  игра  является  неотъемлемой  частью  жизни  ребенка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать. Также было раскрыто значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в развитии детей.

Таким  образом,  игровая  деятельность  связана  со  всеми  сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и  развиваются  знания  и  умения,  полученные  на  занятиях,  закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Приложение 1.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Д/и «Приготовим салат»

Цель: учить детей проговаривать свои действия во время деятельности (кулинария).

Ход игры: во время приготовления салата воспитатель задает вопросы о разных овощах, какой формы? Какого цвета? Какого вкуса? Какой на ощупь? Где растет? Дети режут салат и проговаривают свои действия. Дети пробуют салат и называют последовательность приготовления. Записывают схему-рецепт.

2. И/у «Назови правильно»

Цель: научить детей составлять описательные рассказы

Ход игры: на столе лежат карточки с картинками,

-Назовите обувь (иная категория, её цвет; сезон, когда её носят.

3. Д/и «Магазин»

Цель: научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы

Ход игры: дети играют в «магазин», но для того, чтобы купить вещь или продукт - нужно описать предмет, не называя его.

4. И/у «Отгадай»

Цель: научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы

Ход игры: ведущий задумывает какой-то объект и описывает его, не называя названия самого объекта. Игроки должны узнать его по описанию.

5. И/у «Найди отличия».

Цель: сравнение предметов одежды и обуви, предметов посуды, интерьера, научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы

Ход игры: детям предлагаются картинки однотипные, но с отличительными особенностями. Ребенок ищет отличия и называет, что от чего отличается.

6. И/у «Путаница»

Цель: научить детей находить отличительные особенности признаков времен года, составлять описательные рассказы по картинкам с элементами юмора.

Ход игры: Предъявляется картинка «Зима», на которой есть отдельные признаки другого времени года. Дети объясняют, что перепутано. Для старших дошкольников возможно составление рассказа по картинке с элементами юмора.

7. Д/и «Новая квартира»

Цель: закрепить классификацию мебели, знать её назначение, учить составлять рассказ из личного опыта, по картинке-передвижке (фотографии, рисунку ребенка).

Ход игры: шаблон квартиры, комнаты, кухни., картинки мебели (лучше вырезанные по контуру). Ребенку предлагается расставить подходящую мебель и проговорить свои действия и соображения по поводу необходимости этой мебели и её расстановке.

8. И/у «А у нас»

Цель: составление описательного рассказа, из личного опыта с опорой на фотографию.

Ход игры: дети приносят домашние фотографии и делятся впечатлениями, воспоминаниями о прошедших событиях.

9. И/у «Сочинялки»

Цель: развитие речевого творчества детей, закрепление рифмы, знаний об изучаемых объектах.

Ход игры: дети придумывают самостоятельно стишки, загадки, частушки.

10. И/у «Кто, где живет?»

Цель: учить составлять рассказ по предложенному плану-схеме.

Ход игры: дети рассказывают го своем доме по графической схеме-плану:

Название улицы,

какой он? (материал: кирпичный, деревянный, блочный,

Сколько этажей?

Сколько комнат?

Что видно из окон?

За что вы любите свой дом?

11. Д/и «Новоселье»

Цель: закрепить знания детей о бытовых приборах, научить детей находить функциональные отличительные особенности объекта, составлять загадки.

Ход игры: дети играют роль новоселов. Они покупают в магазине необходимые предметы для новой квартиры. Заявки поступают продавцу в виде загадок - описание бытовых приборов их основных функций.

12. И/у «Диалоги»

Цель: учить детей диалогической речи.

Ход игры: воспитатель читает детям стихи-диалоги (см. хрестоматию для чтения в д/с и книги детской литературы, дети проговаривают ответы:

-Ты куда идешь, медведь?

-В город елку посмотреть.

-А зачем тебе она?

-Новый год встречать пора.

-Где поставишь ты её?

-В дом возьму к себе, в жильё.

-Что ж не вырубил в лесу?

-Жалко, лучше принесу.

13. Последовательные пересказы

Цель: учить детей последовательно пересказывать по опорным картинкам.

Ход игры: воспитатель читает детям небольшое произведение и дети пересказывают его по отдельным предметным картинкам, на которых изображены главные герои произведения.

 

Приложение 2.

Памятка для родителей по развитию речи детей.

 

  1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
  2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
  3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
  4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
  5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
  6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь,  пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
  7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук,  следовательно, и речь.
  8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
  9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.

10.  Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.

11.  Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.

12.  Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

13.  Играйте с ребёнком в разные игры.

14.  Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок»

Юридический адрес: индекс 668051, Республики Тыва, г. Ак-Довурак, ул. Центральная 21,

рабочий телефон: 8(39433) 2-12-49

Утверждено:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Заведующая МБДОУ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              детский сад «Теремок»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      ________ Ооржак А.А.

Муниципальное августовское совещание

руководящих и педагогических работников образовательных организаций

 г.Ак-Довурак

ДОКЛАД

по образовательной области: развитие речи

Тема: «Развитие связной речи в старшей группе через игру»

Выполнила:  воспитатель

Саая Шенне Дадар-ооловна

Ак-Довурак – 2020г

Тема: «Развитие связной речи в старшей группе через игру».

Цель: Создать условия для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно – ролевых игр. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей через игру.

Задачи:

1.    Развивать речевую среду посредствам словесных игр;

2. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи посредствам словесных игр;

3. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их;

4. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта посредствам словесных игр.

Актуальность темы: Проблема развития связной речи у старших дошкольников является одной из актуальных. Так как от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Дошкольное образование по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Проблема качества образования является весьма актуальной в современных условиях.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

С каждым годом растет число детей имеющих отклонение в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит.

В Концепции дошкольного воспитания отмечено, что главным орудием общения и обобщения опыта деятельности является речь. Она пронизывает всю жизнь ребенка. В детском саду должны быть созданы все условия для полноценного общения детей.

Развитие полноценной речи является наиважнейшим условием успешности обучения. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои суждения, воспроизводить содержание произведений художественной литературы.

Значение уровня сформированности таких качеств, связной речи, как связность, последовательность, логичность становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция языка и речи. Ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договорится со сверстниками о совместной игре. В посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. М. Леушиной А. П. Усовой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога. В связи с этим, большое значение приобретает своевременная и методически грамотно организованная работа по развитию речи. Анализ диагностических данных послужили основанием развития связной речи старших дошкольников, а так как ведущий вид деятельности дошкольника – игра. А в игре ребенок познает, общается, развивается.

В условиях современного дошкольного образования актуальной стала проблема наиболее сложного этапа овладения детьми родным языком - овладение связной речью.

Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С.Выготский).

В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской речи, последовательность и опытность, точность и ясность изложенной мысли, выразительность. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.

Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей. Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на НОД расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

Игры, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно – ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей последовательности действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Дидактические игры имеют большое значение для обогащения словаря и более старших детей. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

Игра средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое НОД (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др., является одним из занимательных элементов на прогулке. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

Игры, которые используются, как средство речевого развития должны основываться на следующих принципах:

1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

2. В игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Игра должна сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

Основные виды игр. Все игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.  Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.

Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др. Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В старших группах, целое делят на 8 - 10 частей. При этом для игры на картинке изображается сюжет из знакомых сказок, художественных произведений, знакомых детям.

         Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаете вопрос:

В: - Кошка бывает какая? А ребенок отвечает.

Р: - Пушистая, ласковая, разноцветная…

В: - Что еще бывает разноцветным?

Р: - Радуга, платье, телевизор…

В. Каким еще может быть платье?

Р: - Шелковым, новым, модным…

В: - Что еще может быть модным? и т. д.

Игра «Что с чем делают?

Цель. Обогащение словаря глаголами.

Песок сыпят, а воду…

Котлеты жарят, а суп…

Стол накрывают, а постель…

Цветы водой поливают, а огонь…

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену…

В каждой игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз ("воспитывать внимание, мышление, память и др.). Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других – мышления, в-третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять задачу.

Система современных игр для  развития связной речи  - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в различных условиях. Современная речевая дидактическая игра является теми условиями, в которых может быть реализована речевая практика.

Выводы

1. Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе.  

2. В дошкольном возрасте формируется  активная речь, которая становится средством общения, возникает описательная речь, появляется ситуативная речь, понятная из контекста ситуации, в которую включены собеседники. Формируется слушание и понимание литературных произведений. Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность. Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания. Речь становится особым видом произносительной деятельности, формируется сознательное отношение к ней. Речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждение и рассказы. 

 3. Система современных игр для  развития связной речи  - это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Дети усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в различных условиях.



Предварительный просмотр:

Развитие связной речи дошкольников через игру

Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.

Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложивших по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.

Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель»и т. д., а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т. д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.

Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети болтают без умолку, ещё, когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – «приохотить» ребенка говорить много и правильно.

Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.

Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.

Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.

Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похож пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка.

Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.

Следующий вид упражнений –скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книгах.

- Ткет ткач ткани на платье Тане.

- Три сороки – тараторки тараторили на горке.

- Орел на горе, перо на орле.

- Наш Полкан  попал в капкан.

Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\тпрп.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок»

Юридический адрес: индекс 668051, Республики Тыва, г. Ак-Довурак, ул. Центральная 21,

рабочий телефон: 8(39433) 2-12-49

Развитие связной речи

в старшей группе

через игру

(Клуб заботливых и ответственных родителей)

http://xn---99-5cdtbf0hi.xn--p1ai/images/vospital.jpg

Подготовила воспитатель:

Саая Шенне Дадар-ооловна

Ак-Довурак - 2020

Играем на кухне

«Придумывалки»

Мама говорит: «Давай придумаем сказку или историю про... старую кастрюлю (бананы, картофелину, кухонные часы)».

Если ребенку нужны подсказки, задайте ему наводящие вопросы. Например: «Вот картофелина. Как ты думаешь, откуда она взялась? А еще раньше? А когда она была в земле, кого она там могла видеть, с кем могла встретиться? Почему она выросла такая большая (коричневая, кривая)? Во что она хотела бы превратиться?»

«Охота на слова»

Какие слова можно достать из борща? Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т. д.) На слова можно «охотиться» «прицельно» (слова, которые можно «достать» из борща, винегрета, кухонного шкафа, плиты)

«Помощники»                                    

 Как можно одним словом назвать прибор, который ... варит кофе (режет овощи, чистит картофель, моет посуду, выжимает сок, убирает пыль)?                                                

«Готовим сок»

 Образуем слово: «Из яблок получается сок... (яблочный), из груш — (грушевый), из слив, из свеклы, из капусты, из...».

 «Охотимся на цифры и буквы»

Мама обращается к ребенку: «Посмотри, где на кухне есть цифры. Назови их. Для чего здесь цифры? Что они обозначают? В чем помогают?

А есть ли здесь буквы? Где ты их нашел? Зачем они? Есть здесь такие же буквы, как и в твоем имени? А какие еще слова начинаются с этой буквы?»

«Один – много»: 

взрослые называют предмет в ед.ч., а ребенок во мн.ч. (ложка-ложки);

«Назови ласково» 

Взрослые предлагают ребенку назвать предметы ласково (ложка-ложечка);

«Какой? Какая? Какое?»

взрослые предлагают ребенку описать игрушку или какой-либо предмет (ложка – большая, металлическая, красивая);

«Четвертый лишний»

взрослые предлагают ребенку определить лишний предмет и объяснить свой выбор. Необходимо назвать четыре предмета, три из которых относятся к одному обобщающему понятию (Ложка, вилка, нож, стол;  Картошка, свёкла, помидор, молоко; и т. д.

«Угадай первый звук в слове» 

взрослые предлагают ребенку определить первый звук в произнесенном слове (ложка – [л], кошка – [к]);

«Придумай слово на звук О»: 

взрослые предлагают ребенку придумать как можно больше слов на заданный звук;

«Топ-хлоп»

 взрослые произносят различные речевые звуки и предлагают ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит звук [а] и топнуть ногой, если он услышит звук [м].

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\тпрп.jpg



Предварительный просмотр:

ФОТООТЧЕТ

Муниципального августовского совещания

руководящих и педагогических работников образовательных организаций

г. Ак-Довурак

Тема: «Развитие связной речи в старшей группе через игру»

D:\рабочий стол\СТАРШАЯ КРЕПЫШИ\августовский-2020\IMG-6d6a3cdf505eab7ab348c6abad0a4049-V.jpg  D:\рабочий стол\СТАРШАЯ КРЕПЫШИ\августовский-2020\IMG-529cad0a85315b113109cfb743a185f0-V.jpg

D:\рабочий стол\СТАРШАЯ КРЕПЫШИ\августовский-2020\IMG-8101a8f611446e6d9c36e46c2c022768-V.jpg   D:\рабочий стол\СТАРШАЯ КРЕПЫШИ\августовский-2020\IMG-db3c5945e272294aace53ead62d52ce5-V.jpg

D:\рабочий стол\СТАРШАЯ КРЕПЫШИ\августовский-2020\IMG-a6a0d89df58887658a2948d3c834149c-V.jpg   D:\рабочий стол\СТАРШАЯ КРЕПЫШИ\августовский-2020\20200829_160723.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Введение нового порядка аттестации педагогических работников образовательных организаций Московской области"

Презентацию скачала с официального сайта аттестации АСОУ в помощь инструкторам по физкультуре, которым предстоит аттестация на первую и высшую категории....

"Организация кружковой работы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки".Выступление на Августовской конференции педагогических работников образовательных организаций МО "Кабанский район".

Реализуя вариативную часть программы, мы организуем работу по дополнительному образованию, создавая кружки коррекционной направленности, кружки, направленные на развитие одарённых детей и кружки на ра...

Особенности управления адаптацией педагогических работников образовательной организации

Особенности управления адаптацией педагогических работников образовательной организацииПроцесс управления адаптацией педагогических работников обусловлен специфическими требованиями, предъявляемыми к ...

Фестиваль по городошному спорту "Городки для всех" среди педагогических работников образовательных организаций г. Москвы 15.мая 2021 год

Целью Соревнования является:- популяризация и развития исконно русской народной игры «городки», как один из видов физического воспитания. Девиз соревнования – Играем в городки,...

Приказ "Об участии в конкурсе профессионального мастерства среди молодых педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют – 2021»

На основании годового плана, с целью обеспечения условий для развития кадрового потенциала, повышения престижа и значимости педагогической профессии в соответствии с актуальными задачами в сфере образ...

Приказ об утверждении списка победителей, призёров, финалистов конкурса профессионального мастерства среди молодых педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска"Педагогический дебют-2021"

Список победителей, призёров, финалистов конкурса профессионального мастерства среди молодых педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска"Педагогический дебют-2021...