Выступление на педсовете "Проектная деятельность как форма экологического воспитания"
методическая разработка

Петухова Татьяна Сергеевна

Выступление на педсовете "Проектная деятельность как форма экологического воспитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petuhova_ekologiya2.docx23.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как форма экологического воспитания.

В Российской Федерации разработана общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей от того, какие ценности они будут они исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. А какими вырастут наши дети, зависит от нас взрослых, мы своим собственным отношением к природе можем научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее. 

Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Погрузить детей в увлекательную познавательную и исследовательскую деятельность по экологической направленности позволяет мне метод проектов. Он является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. При составлении плана проекта по экологическому воспитанию я использую  методические рекомендации по Л.С. Киселевой.  В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей. При составлении перспективного плана работы над проектом поддерживаю детскую инициативу. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаю игровую мотивацию, опираясь на интересы, опыт детей и их эмоциональный отклик. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваю тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Так возникли проекты «Природа наш дом» и «Зимующие и перелетные птицы родного края». Инициаторами тем проектов были дети.

Отправной точкой проекта «Природа наш дом», было осознание ребенком того факта, что он слишком часто сталкивается с разбросанным мусором во дворе его дома, своим негодованием он поделился на утреннем круге с детьми и со мной, его желание изменить ситуацию нашло поддержку у других детей. А дети поделились своими наблюдениями  о засорении и загрязнении своих  дворовых участков, природы, рассуждали, как это можно исправить. Мной было предложено изучить данную проблему и вместе найти пути решения, дети с радостью согласились. В непринуждённой беседе я узнаю и заполняю модель трёх вопросов: ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?

 ЧТО ЗНАЮ? - ПРОБЛЕМА. Выяснить, что дети уже знают по теме.

 ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? - ПРОЕКТИРОВАНИЕ. План по теме проекта.

 КАК УЗНАТЬ? - ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Источники новых знаний, т. е. средства для проекта. 

Тему проекта, модель трех вопросов и системную паутинку по проекту вывешиваю в приемной, чтобы родители включились  в совместную работу по проекту.

Так начался первый этап  проекта.

Работа по проекту осуществляется в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В основу работы двух проектов положена модель «Родитель – ребенок – педагог».

Для решения поставленных задач в тесном сотрудничестве с родителями была создана эколого-развивающая среда в группе и на открытой площадке, представляющая собой: «Огород круглый год» на окне, изготовление фото – альбома «Красота вокруг нас» в центре природы, помощь в изготовлении  на участке детского сада контейнеров для мусора. Родители совместно с детьми подобрали литературу по теме проекта, изготавливали поделки из природного материала, которая украсила приемную группы. В рамках проекта была проведены акции «Синичкин день», где родители с детьми изготовили кормушки и развешивали их возле своих домов для кормления птиц в зимний и предоставили фото-отчет и «Чистый город», дети раздавали листовки жителям микрорайона.

Для того чтобы не угас интерес к проекту предложила из детских рисунков о природе изготовить «Экологический путеводитель правил поведения в природе». Итогом проекта было проведение экологической гостиной «У солнышко в гостях», где родители готовили костюмы, атрибуты, а дети показывали театрализованное представление. Все участники проекта получили положительные эмоции.

Еще один интересный проект по экологическому воспитанию прошел осенью «Зимующие и перелетные птицы родного края». Предпосылками для этого проекта стали птицы, прилетавшие поздней осенью на единственную кормушку, которая находилась на открытой площадке.  Мы с ребятами вышли на прогулку и увидели, что  на картонной кормушке воробушки кричат, спорят из-за горстки семечек, которую высыпал один из детей группы. Ребятам стало интересно, почему птицы ссорятся? Почему им не хватает корма? Какие птицы остаются зимовать, а какие птицы улетают в теплые края? Вопросов было очень много. Я не спешила отвечать, дала им  возможность немного порассуждать, поспорить, предложила спросить у родителей, а потом поделиться информацией на утреннем круге, так возник этот проект.

Родители тоже активно поддержали и включились в проект. Важным этапом данного проекта являлись акции: «Собери птичкам корм»,  «Столовая для пернатых», «Подари пернатым дом».

Воспитанники  приносили из дома различные виды корма для пернатых соседей: несоленое сало, хлебные крошки, крупы, семечки. Родители даже сшили «Хлебную копилку», для хранения корма, у каждого был свой кармашек. Прилетающие на участок снегири, свиристели, синицы, воробьи с удовольствием угощались предложенным кормом.

Папы изготовили кормушки из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок, в назначенный день кормушки торжественно вынесли на улицу и разместили их на открытой площадке. После вывешивания кормушек дети не забывали подкармливать птиц. Заодно можно было, и понаблюдать за их предпочтениями и повадками. Свои впечатления и наблюдения дети зарисовывали и у нас получилась выставка « Наши пернатые друзья             », изготовление поделок из природного материала « Птичий двор».

Совместное изготовление дидактических игр «Зимующие птицы», «Чей хвост?», «Кто лишний?», «Птичья столовая», альбома «Птицы нашего города», стенгазеты: «Птицы - мои друзья» и модуля «Птица наши друзья» для верхнего пространства группы,  сблизило меня детей и  родителей.                                                                                                                                                                                                                                                                                

Итогом работы над проектом стало открытое  игровое занятие по познавательному развитию «Зимующие птицы». Занятие было приурочено ко дню открытых дверей в ДОУ для родителей. Проведенное занятие получило хорошие отзывы от родителей.

В процессе реализации проектов возникло теплое взаимодействие и творческое сотрудничество между мной родителями. Всегда учитываю интересы и возможности родителей, поддерживаю и поощряю их, после завершения проекта благодарю каждого участника проекта за его персональный вклад. В группе выделено специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.

Во время проектов я отметила сплочение детского коллектива внутри группы, дети стали более внимательными друг к другу, поддерживали и переживали друг за друга в трудных ситуациях (при выполнении практических упражнений, составлении рассказов). Научились планировать свою деятельность, выполнять совместные задания, делать умозаключения, подводить итоги.

Метод проектов убедил меня, что экологически ориентированная деятельность дошкольников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой. Я твердо убеждена, что любить, охранять и беречь можно только то, что хорошо знаешь и понимаешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как форма экологического воспитания»

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как форма экологического воспитания» Экологическое воспитание – важный компонент общего образования современного челов...

Выступление на семинар. «Инновационные формы экологического воспитания способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников»

Выступление на семинар. «Инновационные формы экологического воспитания способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников»...

Выступление с проектом «Приобщение дошкольников к экологическому воспитанию через экспериментально – исследовательскую деятельность»

Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о живом вокруг нас выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры ...

Презентация для педагогов "Проектная деятельность как форма экологического воспитания"

презентация для педагогов "Проектная деятельность как форма экологического воспитания"...

Доклад для педагогов «Проектная деятельность как форма экологического воспитания»

Экологическое воспитание – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания.Целью экологического во...

Презентация. Выступление из опыта работы для педсовета. "Экологическое воспитание дошкольников через исследовательскую деятельность."

Главной целью экологичекого воспитания является формирование личности характеризующийся развитым экологическим сознанием и культурой....