Обобщение опыта работы «Рефлексивный круг как один из способов развития саморегуляции поведения детей старшего дошкольного возраста»,
методическая разработка

Данный опыт поможет воспитателям старшего дошкольного возраста, реализующим технологии современной социализации. В данной методической разработке раскрыты способы развития саморегуляции поведения у старших дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_savinoy.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

«Рефлексивный круг как один из способов развития саморегуляции поведения детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 2

Развитие саморегуляции у детей одна из актуальных проблем современной педагогики. Эмоциональная сфера у детей формируется с самого рождения, и этап ее становления считается особенно важным. Приспособиться к какой-либо ситуации помогают ребенку эмоции, которые в будущем способствуют социальному и нравственному развитию и влияют на его поведение. Поэтому необходимо научить ребенка самому регулировать, управлять своими чувствами и эмоциями. Развитие у ребенка старшего дошкольного возраста произвольности является одним из основных показателей готовности к школе. Если у ребенка недостаточно сформирована саморегуляция, он плохо включается в процесс обучения, что при нормальном уровне интеллектуального развития может привести к отставанию в освоении школьной программы.

Слайд 3

Значение саморегуляции для достижения успехов в любой деятельности очевидно. Ее роль в развитии ребенка подчеркивали многие авторы, называя ее по-разному произвольное поведение, самоконтроль и т.д.

Ученые в своих исследованиях показали, как не сформированность саморегуляции порождает неуспеваемость в плане не усвоения знаний в заданном темпе, недостаточную продуктивность интеллектуальной деятельности и т. д.

Именно эта проблема нас беспокоила больше всего. Так как большинство детей нашей  группы не умели разрешать конфликты самостоятельно, не умели договорится, слушать и слышать взрослого и товарища, распределить обязанности, начинать и доводить до конца какое-то дело.

Решить данную проблему нам помогла технологии эффективной социализации  Н.П. Гришаевой, цель которой развитие у дошкольников саморегуляции.

Слайд 4

Давайте разберемся, что же такое  саморегуляция. В разных источниках такие толкования, но они очень похожи.

Саморегуляция – это самоорганизация различных видов психической активности человека.

Саморегуляция - это спланированное и разумное поведение, отслеживание и контроль собственных действий

Саморегуляция - это процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками

Слайд 5

Исследования таких ученых, как Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, В.В. Давыдов  доказывают, что к концу дошкольного возраста у детей должны быть сформированы такие новообразования как произвольность  и способность к саморегуляции.

А опираясь на ФГОС ДО, мы должны развивать у детей «становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»

Как  же создавать такие ситуации и формы активности, при которых развитие саморегуляции ребенка старшего дошкольного возраста, протекало бы в максимально адекватных для ребенка условиях? Каким  образом решить проблему развития саморегуляции детском саду, не прибегая к перестройке всей жизнедеятельности детей?

В этом нам помогла технология ЕРК (Гришаева Н.П ежедневный рефлексивный круг).

Всю работу мы разбили на этапы.

Слайд 7

На первом, подготовительном этапе мы через вебинары и методические пособия изучили данную технологию.

 Основная цель которой – развитие у дошкольников навыков саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей  и нравственных позиций.

Слайд 8

Провели мониторинг сформированности саморегуляции у детей нашей группы через наблюдение в ходе ЕРК.

Результаты получились следующие:

  • Детей заинтересовала новая форма бесед, её атрибутика;
  • Большинство детей активно включались в беседу, но часто перебивали, много говорили;
  • Вместе с тем, большое количество детей не могли поддержать беседу в круге, они кривлялись, падали, толкали друг друга, или молчали, а также закрывали лицо руками, стеснялись;
  • Не до конца выслушивали товарищей, перебивали, выкрикивали, смеялись;
  • Не умели договориться, прислушиваться друг к другу и т.д.

Слайд 9

В  методической литературе для себя я вычленила, что саморегуляция дошкольника состоит из нескольких сфер, которые необходимо ежедневно тренировать в ребенке:

  • Двигательная сфера, которая контролирует движения ребенка. Поэтому в ЕРК мы учились сидеть сначала на стульях, потом на ковре, на корточках, не толкая товарищей, не падая и не принимая не естественные позы. Учились выслушивать ответ товарища до конца, не перебивая его, учились не уходить из круга, пока не закончится беседа. Учились вовремя передавать мяч или клубочек, чтобы начал говорить другой ребенок. Контролирование двигательной сферы, очень трудная для дошкольников задача в силу возрастных особенностей, поэтому мы предлагали детям расслабиться, проводя  разнообразные дыхательные гимнастики и тренинги.
  • Эмоциональная сфера, её также трудно контролировать. Дети не умеют скрывать радость, огорчение, досаду, вину, страх. Поэтому в ходе ЕРК учили детей действовать по образцу, заданному воспитателем, то есть учили детей произвольно направлять свое внимание на ощущения и определять их характер (приятно-неприятно, спокойно-беспокойно, вкскло-грустно, радостно-обидно и т.д.),
  • Сфера общения. В ходе РК дети учились управлять своим состоянием – сопереживать, сочувствовать, чувствовать эмоциональное состояние товарища.
  • Сфера поведения. Эта самая сложная сфера, которую дети старались осваивать путем собственных проб и ошибок. Мы, взрослые, также учились вместе с детьми адекватно реагировать на истерики ребенка, кривляния, отрицания и т.д. Скажу честно, это очень трудно. У меня это часто не получалось. На помощь приходил старший воспитатель, показывал свои примером, пути выхода из сложившейся ситуации.

Тренировка данных сфер требует от педагога также навыков саморегуляции, т.е. не уходить от сложившихся проблем, а помочь ребенку справиться с ними, оказать ему должную помощь и поддержку. Также педагогам важно уважительно относиться к просьбам ребенка, не осуждать его, а понять его поведение, почему именно так он поступил в данной ситуации.

Слайд10

Чтобы данная работа принесла результаты я поставила перед собой следующие задачи:

  • научить детей взаимодействовать в коллективе, выстраивая дружеские отношения;
  • развивать умения контролировать свое поведение;
  • способствовать развитию умения выражать свои чувства и переживания публично;
  • учить детей слушать и понимать друг друга;
  • сплотить детский коллектив;
  • активно вовлекать родителей к жизни детей в ДОУ

Слайд 11

На втором, внедренческом этапе, мы начали активное ежедневное проведение ЕРК. Заранее были подобраны атрибуты круга (колокольчик, клубок, свечу),  а также музыка для рефлексии. С помощью колокольчика я собирала детей на круг, это был условный сигнал. Свечу ставили в центр круга. Дети располагались на ковре, сидя на корточках. Клубок, предавался тому, кто говорит.

Затем совместно с детьми приняли правила круга, которые нельзя нарушать:

  •  Говорит только тот, кто у кого в руках мячик;
  • Если не хочешь говорить, можешь пропустить свою очередь;
  • Не повторять то, что кто-то уже сказал;
  • Не уходить из круга, пока он не закончится;
  • Если правила нарушаются – нужно поднять руку.
  • Если поднята рука – все участники круга замолкают.
  • Задавать вопросы своим родителям по теме прошедшего круга.  

Ежедневный рефлексивный круг (ЕРК) мы начинали каждый день перед завтраком со всеми детьми, присутствующими в группе. Обсуждение занимало от 5 до 15 минут. Утренний круг начинали с приветствия, создавая контакт между детьми. Для этого я использовала клубочек, который дети передавали по кругу с ласковыми словами для каждого ребенка, так же использовали тактильный контакт. Тем самым, устанавливая дружескую атмосферу на целый день. В утренний отрезок времени обсуждали планы на день. И каждый день маленькими шажками учили детей важным способам саморегуляции.

Темы для бесед, планировали в соответствии с темой недели, или «Ситуацией месяца». Если же в группе возникал конфликт, то организовывался «экстренный круг», где обсуждали сложившуюся ситуацию. Что случилось? Почему так произошло? Как решить ситуацию? Для примирения мы использовали подушку «дружбы».

Мы стремились, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как  далее, дети привыкают и могут обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя.

Слайд 12

Каждый круг мы заканчивали технологией «К родителям через детей».  Дети должны были дома  задавать своим родителям   вопросы по теме прошедшего «круга» или  по ситуации месяца, например, «Мальчики и девочки»: «Мама, а был ли у тебя мальчик, который тебе нравился? Как вы с ним дружили»? Но в силу своих возрастных возможностей многие дети забывали спросить родителей, поэтому мы немного зашли в тупик, и работа «как бы встала». Тогда мы решили проводить рефлексивный круг еще и в вечерний отрезок времени, подводя на нем итоги прошедшего дня, все ли у нас получилось, что мы запланировали, что не забыть спросить дома у папы с мамой.

Слайд 13

С уверенностью можно отметить, что  внедрение данной технологии дало положительный результат, у половины детей группы саморегуляция сформирована или находится в стадии формирования:

  • Дети сохраняют круг в течение беседы, достаточно времени умеют сдерживать себя и сидеть, не мешая другим
  • Дети усвоили социальные нормы, характерные для их возраста.
  • Они не остаются равнодушными к происходящему вокруг, активно принимают участие в жизни группы, стараются  вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми,

Слайд 14

Однако нам необходимо продолжить данную работу, так как остаются на контроле такие навыки, как

  • сразу включаться в беседу,
  • бесконфликтно решать возникшие споры,
  • вести диалог, внимательно слушать и понимать друг друга и взрослых,
  • контролировать эмоциональную сферу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Разви­тие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы иг­рают важную роль в развитии...

Из опыта работы. Тема: Использование игровых технологий при подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Хабаровска «Детский сад комбинированного вида № 185»    Опыт работыТема:Использование игровых техн...

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Детское изобразительное творчество - это мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством ...

Педагогический проект "Экспериментирование, как один из методов развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Данная работа посвещена опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавате...

Обобщение из опыта работы на тему: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»...