Обобщение из опыта работы на тему: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста»
материал

Цуканова Валерия Валерьевна

«Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение из опыта работы на тему: 

«Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»

       Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто носит воспроизводящий характер.

    Дети  раннего возраста не задают встречных вопросов. После занятий не всегда пытаются продолжать разговор на изученную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности. Познавательный интерес, потребность в новых знаниях и в целом познавательная активность детей постепенно снижается, у детей слабо развито мышление, они не умеют или не хотят думать.  

    А дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Это повышает познавательную активность ребенка. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

    Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. И большое  значение для обучения детей раннего возраста имеет дидактическая игра.

    Поэтому эффективность дидактической игры как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста очевидна. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно с помощью дидактической игры дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения.

В процессе работы мною были изучены научные труды Л. С. Выготского, А.К. Бондоренко, А. Ваалона, П.П. Дзюба, С. Л. Рубинштейна, К. Д. Ушинского, Г. И. Щукиной и др.

На основе изученного материала, работая по теме «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего возраста», я начала применять в своей профессиональной деятельности приемы и методы направленные на развитие познавательной активности  детей через использование дидактических игр.

 Целью моей работы является способствование гармоничному умственному развитию дошкольников. Повысить профессиональную компетентность по вопросу использования дидактических игр в развитии познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Развитие познавательных способностей у дошкольников посредством дидактической игры.

Мною были поставлены следующие задачи:

- изучить учебную, справочную, научно – методическую литературу по данной теме;

- разработать перспективный план работы по данной теме;

- посмотреть на практике применение дидактической игры как средство активизации познавательной активности дошкольников;

- взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей;

- познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры на них;

-развивать познавательную активность, любознательность,  наблюдательность.

Во время работы мною были разработаны:

- перспективный план работы, включающий в себя работу с родителями, воспитанниками и педагогами;

- дидактические игры и пособия: «Разложи грибы по тарелкам», «Поиграем с прищепками», «Найди цветок для бабочки», «Построй домик», «Тактильная коробка», «Светофор», «Найди пару»; лото «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые», «Птицы», «Растения», «Времена года»; альбомы с иллюстрациями: «Животные», «Рыбы», «Природа Орловского края», «Животный мир Орловского края», «Достопримечательности города Орла», «Глиняные игрушки Орловского края».

- оформила картотеки дидактических игр направленных на сенсорное развитие детей; на развитие зрительного восприятия (свет, цвет, форма, величина, количество); на расположения в пространстве; на развитие слухового восприятия; на развитие осязания.

- оформила в группе познавательный уголок с дидактическими играми, уголок сенсорики и моторики .

 На протяжении учебного года я проводила занятия с детьми с использованием дидактических игр, как в рамках НОД, так и в свободной деятельности детей в течение дня.

    Большое внимание уделяю работе с родителями. Каким бы не был замечательным детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет ребенку больше чем родители. Только от родителей зависит, внесет ли игра радость для ребенка познавать, любить и созидать мир, будет ли у него светлое детство.

    Работа с родителями была направлена на повышение их грамотности в данном вопросе, для этого была оформлены папки – передвижки: «Дидактические игры в детском саду и дома», «Игры и игрушки для детей 2-3 лет», «Значение дидактической игры в жизни детей»; проведены консультации на темы «Роль дидактических игр в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста», «Адаптация  детей раннего возраста к детскому саду», «Использование дидактических игр во второй группе раннего возраста», «Дидактические игры и их значение в жизни ребёнка», «Организация дидактических и развивающих игр в условиях семейного воспитания», консультация  - практикум для родителей «Как научить ребёнка играть в дидактическую игру». Раздала памятки для родителей «Дидактические игры на развитие памяти», «Использование дидактических игр в семье». Единство требований, скоординированная деятельность воспитателя и родителей, направленная на всестороннее развитие ребёнка, даёт возможность добиться хороших результатов в развитии дошкольника.

Совместно с родителями пополнили уголок дидактических игр.

 Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть.  Это можно  достичь  различными приемами: использование сюрпризов, загадок, считалок,  волнующего вопроса, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Организуя  дидактическую  игру  с детьми раннего возраста обязательно осуществляю показ игровых действий, знакомлю с функцией  игрушки, проговариваю конкретных игровые ситуации; использую разнообразный наглядно - игровой  материал и постепенное усложнение игрового содержания. Использование потешек, загадок, художественного слова – привлекает малышей. Организуя игру, всегда помню, что это не занятие. Секрет успешной организации игры заключается в том, что, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать предметы.

 Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Поэтому в начале  игры знакомлю детей с правилами, игровыми действиями, учу, как их важно выполнять.

Занятия с предметами играют важную роль. Малыши получают навыки «работы» с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки и т.п. собираются в простых и усложненных вариантах. Обращаю  внимание на выполнение мелких и точных действий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках.                                                

Различные дидактические игры с игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка раннего возраста: умственному и эстетическому воспитанию, формированию работоспособности, усидчивости, воли; учат действовать в коллективе сверстников. Если в начале года я использовала, в основном, наглядные методы, рассчитанные на подражание, то к концу года  воспитанники могут  действовать по инструкции, выполнять часть  действий по представлению.                                                                                            

 В своей работе использую различные  дидактические игры и упражнения, в ходе которых  дети знакомятся  с цветом, формой, величиной, положение в пространстве;  Широко применяю игры на развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие мышления, памяти, воображения, познавательной активности.                                                                      

В играх с детьми раннего возраста  использую разнообразный наглядный материал: погремушки, игрушки-вкладыши, природные материалы, неваляшки.

     Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей.  Дети моей группы любят играть в  парные картинки, картинки - половинки, «найди детеныша».         

     Игры с предметами: для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д.

    Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, расширяют  знания о них. Дети решают разнообразные мыслительные задачи; рассматривают и учатся  выделять характерные признаки предметов; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия.                                                                                  
   
Сущность дидактической игры заключается в том,  что для взрослых она - средство развития детей, а для детей - игра.

     В результате использования дидактических игр у детей сформировалась качественная положительная динамика в развитии познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей.

       Дети стали лучше ориентироваться в предметах разной формы, различать один и много, много и мало предметов, различать предметы контрастных размеров (большие и маленькие предметы), называть их размер, ориентироваться в плоскостных и объёмных фигурах, подбирая формы по предлагаемому образцу и слову, в цвете и величине предметов и т.п.

      Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра  является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития...

План работы по самообразованию На 2020-2021гг. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических те...

Мастер - класс для педагогов «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста».

Мастер класс для педагогов с целью повысить профессиональное мастерство  по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраст...

Конспект мастер – класса для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста »

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей гру...

Тема: «Бизиборды как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста».

СЛАЙД 1Тема: «Бизиборды как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста». СЛАЙД 2         Работая с детьми р...