Мастер - класс для педагогов «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста».
материал (младшая группа)

 Мастер класс для педагогов с целью повысить профессиональное мастерство  по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей групп раннего возраста с некоторыми дидактическими играми, направленными на познавательное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_dlya_pedagogov.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов

«Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста».

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей групп раннего возраста с некоторыми дидактическими играми, направленными на познавательное развитие.

Задачи:

-        дать представление о «дидактической игре» и о её целях;

-        показать различные виды дидактических игр, упражнений направленных на познавательное развитие.

Ожидаемые результаты:

-        Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в области использования дидактических игр, направленных на познавательную активность воспитанников.

Ход мастер - класса

Уважаемые воспитатели! Я рада поприветствовать Вас на сегодняшнем мастер-        классе! Надеюсь, что он не оставит Вас равнодушным и Вы узнаете для себя много нового и интересного.

Коротко о теории. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого и ребёнка. В тоже время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая - игровая, ради которой действует ребёнок. Дидактические игры разделяют на 3 основных вида:

1.        Игры с предметами (игрушками).

2.        Настольную-печатные игры.

3.        Словесные игры.

Игры с предметами (или картинками)- основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой, в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Посмотри и запомни», «Назови цвет».

Настолько - печатные игры -это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото”, "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры - путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности - способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал интересным, создаст радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Изготовленная руками воспитателя игра, позволяет ребёнку раскрыть свой потенциал, используя анализаторы организма (слуховые, зрительные, тактильные) и направить образовательный процесс на достижение положительных результатов

На столе раскладываются предметы; вызванный ребенок внимательно осматривает то, что лежит на столе, затем отворачивается от стола и но памяти называет все предметы; воспитатель меняет набор предметов и вызывает следующего ребенка.

«Назови цвет»

Цель: Учить детей различать цвета, называть их, развивать умение обобщать предметы по признаку цвета. Развивать речь, внимание, логическое мышление, усидчивость. Развивать мелкую моторику пальцев.

Оборудование: 14 карточек с предметами основных цветов.

Ход игры:

Взрослый раскладывает карточки перед ребёнком и просит его найти предметы заданного цвета. Например, взрослый берёт карточку с машиной синего цвета и просит малыша найти любой другой предмет на карточке такого же цвета. Для того, чтобы он понял правила игры, необходимо показать ему как в эту игру нужно играть, указав на цветок синего цвета и пояснив, что машина и цветок одного цвета.

«Найди цветок для бабочки»

Цель: Продолжать учить выделять и называть цвет предметов, объединять предметы по группам, ориентируясь на цвет.

Описание игры: У каждого ребенка по четыре цветка разного цвета (красного, желтого, синего, зеленого) и по четыре бабочки таких же цветов. Цветки и бабочек воспитатель готовит заранее. Взрослый просит детей спрятать бабочек, и объясняет как это сделать (надо посадить бабочку на цветок такого же цвета). Взрослый спрашивает малышей: «Куда ты посадил бабочку?» (На красный цветок); Затем взрослый просит посадить бабочек под цветочки. Красную бабочку под красный цветочек, синюю бабочку под синий цветочек и т.д. «Куда посадил желтую бабочку?» (под желтый цветочек) Если ребенок не отвечает на вопросы, взрослый проговаривает ответ за него.

«Сравни разных зверят»

Цель: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.

Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий

Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.

- Мишка большой, а мышка ... (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая,

ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину), а мышка любит ...(сыр, сухарики).

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки ...(тоненькие). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки ... (короткий.

Аналогично можно сравнить и других животных из сказок - лису и зайца, волка и медведя.

«Собери картинку»

Цель: Упражнять детей в составлении целого предмета из его частей, развивать зрительное восприятие, воспитывать волю, усидчивость.

Материал: Две коробки- в одной лежат целые картинки с изображением разных предметов: овощей, фруктов, игрушек; в другой такие же картинка, но разрезанные на две части по диагонали.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем педагог показывает часть картинки и спрашивает:

-Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек?

-От яблока.

Воспитатель накладывает часть картинки на целую.

-А теперь найдём другую часть яблока. Дети вместе с педагогом ищут картинку с изображением воспитателя и дают её воспитателю. Получилось целое яблоко.

-А теперь вы сами соберите целые картинки из их частей.

- Благодарю Вас за активное участие!

Мастер - класс для педагогов

«Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средство...

Мастер-класс. Тема: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей старшего дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые родители! Всем вам хочется, чтобы ваш ребен...

Мастер –класс по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в развитии познавательной активности   детей старшего дошкольного возраста

Мастер –класс по теме: «Использование конструктора «ТИКО» в развитии познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста...

Конспект мастер – класса для воспитателей групп раннего возраста по теме: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста »

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов по вопросам использования дидактических игр для развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста. Познакомить воспитателей гру...

Обобщение из опыта работы на тему: «Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста»

laquo;Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей раннего возраста»...

Тема: «Бизиборды как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста».

СЛАЙД 1Тема: «Бизиборды как средство развития познавательной активности детей раннего дошкольного возраста». СЛАЙД 2         Работая с детьми р...

Мастер класс «Использование элементов проблемного обучения как условие развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Основная задача педагогов детского сада заключается в наполнении повседневной жизни детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в содержательную деятельность. Очень важ...