«Сказки – добрые друзья»
проект (средняя группа)
Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают, развивают, поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-sakzki_druzya.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Сказки – добрые друзья»
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: долгосрочный (октябрь – май)
Возрастная адресация: дошкольный возраст.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники городской детской библиотеки.
Актуальность: Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают, развивают, поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Они передают опыт, накопленный многими поколениями людей. Сказки делают это ненавязчиво, но эффективно. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, мы накапливаем некий символический «банк жизненных ситуаций». И если мы вместе будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, то у слушателей будет формироваться правильное представления о том, что хотел автор этой сказкой высказать или выразить. Так постепенно, всех нас готовят к жизни, формируют у нас важнейшие ценности. В сказках противопоставляются добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит. Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Актуальность решения этой проблемы очевидна. Вот поэтому мы решили обратиться за помощью к сказке.
Цель: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале сказок.
Задачи:
Для детей:
Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
Обучение детей установлению многообразий связей в тексте произведения, давая оценку действиям и поступкам героев.
Создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.
Поддержание и развитие детской эмоциональности.
Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
Воспитание доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками.
Для родителей:
Привлечение родителей к оформлению развивающей предметно-пространственной среды.
Активизация родителей к совместной продуктивной деятельности.
Обеспечение: художественная литература (сказки), иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи, методическая литература, материал для творчества детей, компьютер, музыкальный центр и др.
Формы и методы работы:
Развивающая предметно-пространственная среда:
подбор художественной литературы
дидактические игры
ТСО
Самостоятельная деятельность детей:
рассматривание иллюстраций
рассматривание книг
рисование, лепка, аппликация.
Совместная деятельность педагогов и детей:
беседы
чтение художественной литературы, сказок
работа по сказке по методике Л.Фесюковой
экскурсии
выставки
Совместную свободную деятельность детей и родителей:
чтение художественной литературы
пополнение книжного уголка
посещение выставок детского творчества в детском саду
совместная продуктивная деятельность
Схема работа со сказкой (методика Л.Фесюковой):
Название сказки.
- Нравственный урок.
- Воспитание добрых чувств.
- Речевая зарядка.
- Развитие мышления и воображения.
- Сказка и математика.
- Сказка развивает руки.
Этапы работы:
Этапы | Мероприятия | ||
Для педагога | Для детей | Для родителей | |
I.Подгото-вительный | Изучение и анализ материалов по проблеме детского чтения. Постановка целей и задач, определение методов и приемов. Составление перспективного плана. Оформление развивающей предметно-пространственной среды. Изготовление и комплектация посо-бий для проведения мероприятий. Составление информационных листов для родителей.
| Изучение особенностей литературного опыта детей. Выявление читательских интересов детей. Выявление возможностей использования детьми литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности. | Выявление уровня педагогической культуры родителей по приобщению детей к художественной литературе. |
II. Организа- ционны | Проведение мероприятий по теме (согласно, перспективного плана). | Участие детей в совместной деятельности. | Оказание помощи в оснащении развивающей предметно-пространственной среды. Оказание помощи в проведении мероприятий. |
Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом. | |||
III. Завершающий | Систематизация практического материала (игры, фото, детская продуктивная деятельность). | Сравнительный анализ уровня сформированности читательских интересов детей | Отзывы родителей Подведение итогов анкетирования. |
Ожидаемый результат:
Для детей:
- Повышение уровня речевого развития детей.
- Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
- Использование различных речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
- Повышение интереса к книге.
Для родителей:
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
- Повышение педагогической культуры родителей в проблеме приобщения дошкольников к художественной литературе.
План реализации проекта
1 раздел: «Вхождение в мир сказок»
Октябрь
- Опрос детей «Чтение художественной литературы дома»
- Экскурсия в городскую детскую библиотеку «В библиотечном царстве, книжном государстве».
- Виртуальная экскурсия в библиотеку С.Я. Маршака.
- Просмотр с детьми книг со сказками в группе.
- Беседа на тему «Бережное хранение книг», «Хранилище книг».
- Проведение игры «Книжкина больница».
- Чтение сказок: «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк».
2 раздел: «Русские народные сказки»
Ноябрь
- Изготовление с детьми закладок в книжку.
- Консультация для родителей «Художественная литература для дошкольников».
- Сочинение продолжения сказки «Лисичка-сестричка и волк».
- Дидактические игры.
- Игры с правилами «Хитрая лиса».
- Изготовлению с детьми конусных игрушек «Заяц-хваста»
- Чтение сказок: русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «У страха глаза велики», «Лиса и кувшин».
Декабрь
- Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».
- Инсценировка сказки «Маша и медведь».
- Рисование иллюстраций к русским народным сказкам «Рисуем сказку».
- Викторина по русским народным сказкам «Сказка ложь, да в ней намёк».
- Чтение сказок: русские народные сказки «Кот-воркот, Котофей Котофеевич», «Крошечка-хаврошечка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Лиса и козёл».
3 раздел: «Сказки народов мира»
Январь
1.Экскурсия в краеведческий музей «Ёжики»
2.Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в дошкольном возрасте.
3. Народные подвижные игры.
4. Изготовление с детьми из природного материала птицу по мотивам чукотской сказки «Ленивая птичка».
5. Чтение сказок: ненецкая сказка «Кукушечка», чукотская сказка «Ленивая птичка», индийская сказка «Соловей и хлопковый куст», мексиканская сказка «Вежливый кролик».
Февраль
1. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «По сказочным дорожкам».
2. Консультация для родителей «Зачем нужны сказочные истории».
3. Дидактические игры.
4. Чтение сказок: таджикская сказка «Листок и комочек», чукотская сказка «Как волк с горы катался», лаосская сказка «Чудодейственное снадобье», ненецкая сказка «Айога».
4 раздел: «Авторские сказки»
Март
1. Консультация для родителей «Значение художественной литературы в речевом и социальном развитии детей».
2. Рисование иллюстраций к сказкам К.И. Чуковского «Рисуем сказку».
3. Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол к чаю». Решение проблемных ситуаций.
4. Виртуальная экскурсия в музей мыши «Мышеловка».
5. Викторина «Угадай сказку (К.И. Чуковский)»
6. Чтение сказок: С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Двенадцать месяцев»; К.И.Чуковский «Бибигон», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Бармалей».
Апрель
1. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Хорошие книги – друзья навсегда».
2. Консультация для родителей «Сказки братьев Гримм»
3. Рисование и лепка персонажей из произведений братьев Гримм.
4. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
5. Чтение сказок: братья Гримм «Маленькие человечки», «Бременские музыканты», «Беляночка и розочка», «Горшок каши», «Госпожа Метелица», «Храбрый портной».
5 раздел: «По дорогам сказок»
Май
1. Презентация проекта для родителей
2. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
3. Итоговое мероприятие совместно с родителями – литературная викторина «По дорогам сказок».
4. Изготовление книжек со сказками совместно с родителями.
Список литературы:
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.
- Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
- Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
- Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
- Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
- Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
- Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.
Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/detskii-sad/;
http://zanny.ru/docs/100/index-15753.html;
http://doshkolnik.ru/pedagogika/;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»
Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления ...
"Сказки - добрые друзья"
Рабочая программа кружка...
Рабочая программа "Сказки - добрые друзья"
Программа включает пояснительную записку и планирование работы по возрастным группам....
Программа кружка «СКАЗКИ - ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ» (литературный) Для детей 4-5 лет
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что Федеральные государственные общеобразовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошк...
Проект в подготовительной группе "Сказки - добрые друзья"
Цель: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале сказок.Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задуш...
Сказки добрые друзья
Повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых сказок. Научить детей оригинально, непривычно, по-своему н...
Отчет по работе литературного кружка "Сказки - добрые друзья"
В современном обществе на смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках в библиотека...