Проект в подготовительной группе "Сказки - добрые друзья"
проект по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Рябчевская Татьяна Васильевна

Цель: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале сказок.

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают, развивают, поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Они передают опыт, накопленный многими поколениями людей. Сказки делают это ненавязчиво, но эффективно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект
«Сказки – добрые друзья»

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность:  долгосрочный (октябрь – май)

Возрастная адресация: дошкольный возраст.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, сотрудники городской детской библиотеки.

Актуальность:

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. В течение многих веков сказки воспитывают, развивают, поучают ребенка, приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям. Они передают опыт, накопленный многими поколениями людей. Сказки делают это ненавязчиво, но эффективно.

В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, мы накапливаем некий символический «банк жизненных ситуаций». И если мы  вместе будем размышлять над каждой прочитанной сказкой, знания, зашифрованные в них, то у слушателей будет формироваться правильное  представления  о том, что хотел автор этой сказкой высказать или выразить. Так постепенно, всех нас  готовят  к жизни, формируют у нас важнейшие ценности.

В сказках противопоставляются добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние — в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное — они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Многие посчитают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Вот поэтому мы решили обратиться за помощью к сказке.

Цель: повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале сказок.

Задачи:

Для детей:

  • Воспитание у детей дошкольного возраста  позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
  • Обучение детей установлению многообразий связей в тексте произведения, давая оценку действиям и поступкам героев.
  • Создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.
  • Поддержание и развитие детской эмоциональности.
  • Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
  • Воспитание доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками.

Для родителей:

  • Привлечение родителей  к  оформлению развивающей предметно-пространственной  среды.
  • Активизация родителей к совместной продуктивной деятельности.

Обеспечение: художественная литература (сказки), иллюстрации к сказкам, репродукции картин, рисунков, фотографии, аудиозаписи, методическая литература, материал для творчества детей, компьютер, музыкальный центр и др.

Формы и методы работы:

Развивающая предметно-пространственная среда:

  • подбор художественной литературы
  • дидактические игры
  • ТСО

Самостоятельная деятельность детей:

  • рассматривание иллюстраций
  • рассматривание книг.
  • рисование, лепка, аппликация.

Совместная деятельность педагогов и детей:        

  • беседы
  • чтение художественной литературы, сказок
  • работа по сказке по методике Л.Фесюковой
  • экскурсии
  • выставки

Совместную свободную деятельность детей и родителей:        

  • чтение художественной литературы
  • пополнение книжного уголка
  • посещение выставок детского творчества в детском саду
  • совместная продуктивная деятельность

Схема работа со сказкой (методика Л.Фесюковой):

Название сказки.

  1. Нравственный урок.
  2. Воспитание добрых чувств.
  3. Речевая зарядка.
  4. Развитие мышления и воображения.
  5. Сказка и математика.
  6. Сказка развивает руки.

Этапы работы:

Этапы

Мероприятия

Для  педагога

Для детей

Для родителей

I.Подготовительный

  • Изучение и анализ материалов по проблеме детского чтения.
  • Постановка целей и задач, определение методов и приемов.
  • Составление перспективного плана.
  • Оформление развива-ющей предметно-пространственной среды.
  • Изготовление и комплектация  посо-бий для проведения мероприятий.
  • Составление информационных листов  для родителей.

 

  • Изучение особенностей литературного опыта детей.
  • Выявление  читательских интересов детей.
  • Выявление  возможностей  использования  детьми литературного  опыта  в  самостоятельной  творческой деятельности.
  • Выявление  уровня педагогической культуры родителей  по приобщению детей  к художественной литературе.

II. Организационны

  • Проведение мероприятий по теме (согласно, перспективного плана).

  • Участие  детей в совместной деятельности.

  • Оказание помощи в оснащении развивающей предметно-пространственной среды.
  • Оказание помощи в проведении мероприятий.

  • Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.

III. Завершающий

  • Систематизация практического материала (игры, фото, детская продуктивная деятельность).

  • Сравнительный   анализ уровня сформированности читательских интересов детей

  • Отзывы родителей
  • Подведение итогов анкетирования.

Ожидаемый результат:

Для детей:  

  1. Повышение уровня речевого развития детей.
  2. Развитие  индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
  3. Использование различных речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни.
  4. Повышение интереса к книге.

Для родителей:

  1. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
  2. Повышение педагогической  культуры родителей в проблеме приобщения  дошкольников к художественной литературе.

План реализации проекта

1 раздел: «Вхождение в мир сказок»

Октябрь

  1. Опрос детей «Чтение художественной литературы дома»
  2. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «В библиотечном царстве, книжном государстве».
  3. Виртуальная экскурсия в библиотеку С.Я. Маршака.
  4. Просмотр с детьми книг со сказками в группе.
  5. Беседа на тему «Бережное хранение книг», «Хранилище книг».
  6. Проведение игры «Книжкина больница».
  7. Чтение сказок: «Царевна-лягушка», «Иван Царевич и серый волк».

2 раздел: «Русские народные сказки»

Ноябрь        

  1. Изготовление с детьми закладок в книжку.
  2. Консультация для родителей «Художественная литература для дошкольников».
  3. Сочинение продолжения сказки «Лисичка-сестричка и волк».
  4. Дидактические игры.
  5. Игры с правилами «Хитрая лиса».
  6. Изготовлению с детьми конусных игрушек «Заяц-хваста»
  7. Чтение сказок: русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «У страха глаза велики», «Лиса и кувшин».

Декабрь        

  1. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка».
  2. Инсценировка сказки «Маша и медведь».
  3. Рисование иллюстраций к русским народным сказкам «Рисуем сказку».
  4. Викторина по русским народным  сказкам «Сказка ложь, да в ней намёк».
  5. Чтение сказок: русские народные сказки «Кот-воркот, Котофей Котофеевич», «Крошечка-хаврошечка»,  «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Лиса и козёл».

3 раздел: «Сказки народов мира»

Январь        

1.Экскурсия в краеведческий музей «Ёжики»  

2.Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в дошкольном возрасте.

3. Народные подвижные игры.

4. Изготовление с детьми из природного материала птицу по мотивам чукотской сказки «Ленивая птичка».

5. Чтение сказок: ненецкая сказка «Кукушечка», чукотская сказка «Ленивая птичка», индийская сказка «Соловей и хлопковый куст», мексиканская сказка «Вежливый кролик».

Февраль        

1. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «По сказочным дорожкам».

2. Консультация для родителей «Зачем нужны сказочные истории».

3. Дидактические игры.

4. Чтение сказок: таджикская сказка «Листок и комочек», чукотская сказка «Как волк с горы катался», лаосская сказка «Чудодейственное снадобье», ненецкая сказка «Айога».

4 раздел: «Авторские сказки»

Март        

1. Консультация для родителей «Значение художественной литературы в речевом и социальном развитии детей».

2. Рисование иллюстраций к сказкам К.И. Чуковского «Рисуем сказку».

3. Сюжетно-ролевая игра «Накроем стол к чаю». Решение проблемных ситуаций.

4. Виртуальная экскурсия в музей мыши «Мышеловка».

5. Викторина «Угадай сказку (К.И. Чуковский)»

6. Чтение сказок: С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Двенадцать  месяцев»; К.И.Чуковский «Бибигон», «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Бармалей».

Апрель        

1. Экскурсия в городскую детскую библиотеку «Хорошие книги – друзья навсегда».

2. Консультация для родителей «Сказки братьев Гримм»

3. Рисование и лепка персонажей из произведений братьев Гримм.

4. Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.

5. Чтение сказок: братья Гримм «Маленькие человечки», «Бременские музыканты», «Беляночка и розочка», «Горшок каши», «Госпожа Метелица», «Храбрый портной».

5 раздел: «По дорогам сказок»

Май        

1. Презентация проекта для родителей

2. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

3. Итоговое мероприятие совместно с родителями – литературная викторина  «По дорогам сказок».

4. Изготовление книжек со сказками совместно с родителями.

Список литературы:

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ Под ред. Виноградовой А.М. –М.: Просвещение, 1989.
  2. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.
  3. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /  Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО  ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
  4. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.
  5. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.
  6. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ/ Е.С.Евдокимова – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  7. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с.28
  8. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2009.
  9. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.
  10.  Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.

Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/detskii-sad/;

http://zanny.ru/docs/100/index-15753.html;

http://doshkolnik.ru/pedagogika/;

http://detsad-kitty.ru/ 

Рябчевская Т.В.: 

Воспитатель  МАДОУ детского сада №11 ЦРР


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект « Сказки – добрые друзья » Сказка – ложь , да в ней намек , д обрым молодцам урок Рябчевская Татьяна Васильевна воспитатель первой квалификационной категории м униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 Центр развития ребенка

Слайд 2

«Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя» С.Я. Маршак «Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» С. Лупан «Чтение – вот лучшее учение!» А.С. Пушкин

Слайд 3

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий . Продолжительность проекта: октябрь 2015г. – май 2016 г. Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, сотрудники городской детской библиотеки.

Слайд 4

Цель проекта: Повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале сказок.

Слайд 5

Задачи проекта: Для детей: Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации. Обучение детей установлению многообразий связей в тексте произведения, давая оценку действиям и поступкам героев. Создание условий для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей. Поддержание и развитие детской эмоциональности. Активизация речевого и мыслительного творчества детей. Воспитание доброжелательности и контактности в отношении со сверстниками. Для родителей: Привлечение родителей к оформлению развивающей предметно-пространственной среды. Активизация родителей к совместной продуктивной деятельности.

Слайд 6

Формы и методы работы: Развивающая предметно-пространственная среда Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность педагогов и детей Совместную свободную деятельность детей и родителей

Слайд 7

Для детей: Повышение уровня речевого развития детей. Развитие индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности. Использование различных речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и повседневной жизни. Повышение интереса к книге. Ожидаемые результаты: Для родителей: Участие родителей в совместной продуктивной деятельности. Повышение педагогической культуры родителей в проблеме приобщения дошкольников к художественной литературе.

Слайд 8

Этапы реализации проекта Этапы Мероприятия Для педагога Для детей Для родителей I .Подготовительный Изучение и анализ материалов по проблеме детского чтения. Постановка целей и задач, определение методов и приемов. Составление перспективного плана. Оформление развивающей предметно-пространственной среды . Изготовление и комплек-тация пособий для проведения мероприятий . Составление информационных листов для родителей. Изучение особенностей литературного опыта детей. Выявление читательских интересов детей. Выявление возможностей использования детьми литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности. Выявление уровня педагогической культуры родителей по приобщению детей к художественной литературе (анкетирование)

Слайд 9

II . Организационный 1.Проведение мероприятий по теме согласно перспективного плана. 1. Участие детей в совместной деятельности . 1.Оказание помощи в оснащении предметно-развивающей среды. 2.Оказание помощи в проведении мероприятий. 3.Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом . III . Завершающий 1. Систематизация практического материала (игры , фото, детская продуктивная деятельность). 1.Сравнительный анализ уровня сформированности читательских интересов детей 1.Отзывы родителей 2.Участие в выставке совместных рисунков 3.Подведение итогов анкетирования.

Слайд 10

Определение уровня литературного развития ребёнка Вопросы: 1.Где тебе чаще читают книги: дома или в детском саду? 2.Читаешь ли ты сам книги? 3.Любишь ли ты, когда тебе дома читают книги? 4.Часто ли это бывает? 5. Кто именно тебе дома чаще читает книги? 6.Любят ли твои родители сами читать? Как часто читает книги мама (папа, бабушка...)? 7.Есть ли в вашей семье библиотека? Как она выглядит? 8.Каких книг там больше: для детей или для взрослых? 9.Достаточно ли тебе тех детских книг, которые есть дома? Где они хранятся? 10.Что ты любишь больше — когда тебе читают книги взрослые, читать книги сам или смотреть по телевизору фильмы и мультфильмы по литературным текстам? Почему?»

Слайд 11

Технологическая карта по реализации проекта «Сказки – добрые друзья» Схема работа со сказкой (методика Л.Фесюковой ): Название сказки Нравственный урок. Воспитание добрых чувств. Речевая зарядка. Развитие мышления и воображения. Сказка и математика. Сказка развивает руки.

Слайд 12

Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» № Раздел работы Примерное содержание работы по сказке. 1. Нравственный урок «У доброго человека дело спорится », « На чужой каравай роток не разевай». «Ленивые руки чужие труды любят », « Труд кормит, а лень портит». 2. Воспитание добрых чувств. - Жалко ли тебе девочку? Почему? - Какие чувства ты испытываешь к мачехе и её дочери? Что можно сказать об их характере? Можно ли их назвать «хорошими, добрыми людьми»? 3. Сказка и математика. - Сосчитать, сколько всего месяцев было в сказке. - Сколько месяцев в одном времени года? - Составить последовательность названий месяцев в виде геометрических фигур из блоков Дьенеша , не повторяя одинаковые свойства (цвет, форма, размер, толщина) для разных месяцев. 4. Речевая зарядка. - Назвать месяцы по порядку. - Повторить волшебные слова – заклинания братьев-месяцев (января, февраля, марта ). - Объяснить значение слов и выражений: бровастый; ветер снегом глаза порошит; перина; заповедный бор; видимо-невидимо; не чуя ног под собою; бурелом стеной стоит. 5 . Сказка развивает руки. - Сделать коллективное панно: весенняя лужайка с подснежниками. 6 . Развитие мышления и воображения. - Придумай другое название сказки. - Представь, что мачеха и её дочь были добрыми. Расскажи, как изменилась бы сказка? - Придумай сюжет сказки, где нужно было бы девочке вместо подснежников принести сочных ароматных яблок. - Какой была бы сказка, если бы девочка встретила в лесу не 12 месяцев, а например, Бременских музыкантов?

Слайд 13

Знакомьтесь, это наш волшебный мир книг «Вхождение в мир сказок»

Слайд 14

Информационные стенды для родителей

Слайд 15

Игровая деятельность, НОД

Слайд 16

Экскурсия в библиотеку «В библиотечном царстве, книжном государстве»

Слайд 17

Экскурсия в библиотеку «По сказочным дорожкам» «Хорошие книги – друзья навсегда»

Слайд 18

«Русские народные сказки»

Слайд 19

Мы не только читаем книги, но и создаём свои «Книжки – Самоделки» А это наши иллюстрации к будующей книге

Слайд 20

«Авторские сказки» Братья Гримм

Слайд 21

«Авторские сказки» К.И. Чуковский С.Я. Маршак

Слайд 22

Участники проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья!» (конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в подготовительной группе (6-7 лет))

Цель: расширять, развивать, разговорную речь, внимание, воображение, образное мышление по теме «Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья».Задачи НОД1. Создать теплое радостное настроение .2. ...

Краткосрочный проект в подготовительной группе "Наши друзья из леса"

данный проект представляет собой работу по ознакомлению детей с окружающим миром, развитие речи. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков по воспитанию бережного от...

Конспект проекта "Сказки добрые друзья" для подготовительной группы

В современном мире у детей падает интерес к литературе, чтению. проект направлен на развитие творческого патенциала, любознательности. Способствует расширению знаний детьми русских народных сказок.Спо...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РИСОВАНИЮ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ « ДОБРЫЕ ДРУЗЬЯ ИЗ СТРАНЫ СНОВ»

Программное содержание: Учить детей фантазировать, придумывать необычные сказочные образы животных и передавать их в рисунке, используя для этого гуашь, фломастеры и штампы из сырого картофеля.Развива...

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: Птицы – друзья человека для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)»

Расширить  представления детей о птицах, как о творениях Божьих, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

Долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию «Любовь. Добрые дела. Добрые друзья»

Долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию «Любовь. Добрые дела. Добрые друзья»....