«Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья!» (конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в подготовительной группе (6-7 лет))
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гладкова Евгения Александровна

Цель: расширять, развивать, разговорную речь, внимание, воображение, образное мышление по теме «Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья».

Задачи НОД

1. Создать теплое радостное настроение .

2. Развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.

3 .Учить детей видеть необычное  – в реальном и наоборот.

4. Развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное  мышление.

Материалы и оборудование:

Магнитофон,  кассета с записью «Звуки леса».

Иллюстрации: Фея четырех стихий, Вселенной, Земли, воды, огня, воздуха.

Чистые стаканчики, марля, вата, воронка, банка.

ИОО: Коммуникация, Познание, Социализация, Здоровье.

Предварительная работа:

Беседа на тему: Земля, Вода, Воздух, Огонь.

Чтение легенды о природе, рассматривание иллюстраций «Наша Земля».

Отгадывание загадок о четырех стихиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_ftskm.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МАДОУ

д/с «Юбилейный» г. Балашова

Гладкова Евгения Александровна

«Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья!»

(конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в подготовительной группе (6-7 лет))

Цель: расширять, развивать, разговорную речь, внимание, воображение, образное мышление  по теме «Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья».

Задачи НОД

1. Создать теплое радостное настроение .

2. Развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.

3 .Учить детей видеть необычное  – в реальном и наоборот.

4. Развивать слуховое и зрительное воображение, ассоциативное  мышление.

Материалы и оборудование:

Магнитофон,  кассета с записью «Звуки леса».

Иллюстрации: Фея четырех стихий, Вселенной, Земли, воды, огня, воздуха.

Чистые стаканчики, марля, вата, воронка, банка.

ИОО: Коммуникация, Познание, Социализация, Здоровье.

Предварительная работа:

Беседа на тему: Земля, Вода, Воздух, Огонь.

Чтение легенды о природе, рассматривание иллюстраций «Наша Земля».

Отгадывание загадок о четырех стихиях.

                                       Содержание НОД.

1. Организационный момент.

Доброе утро! Я Вам говорю

Доброе утро, я Вас всех люблю.

Желаю Вам хорошо заниматься

Слушать внимательно, ума набираться.

Сегодня у нас много гостей. А гостям принято что-нибудь дарить.

Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.

А чтобы много узнать, надо быть внимательными и поднимать руки.

2. Основная часть.

Воспитатель: Я Вам расскажу одну замечательную легенду о природе.

Жили-были во Вселенной Звезда по имени Солнце Красное и Планета Земля Прекрасная. Повстречало Солнце Красное, Землю Прекрасную приглянулись они и полюбили друг друга и больше никогда не расстались. Планета Земля кружиться вокруг Солнца окружая его своей заботой. А Солнце каждый день дарит свое тепло и свет. Народились у Земли и Солнца детки чудные четыре природных стихии: Вода, Земля, Воздух и Огонь.

Вот такая прекрасная легенда.

Воспитатель: Ребята эту легенду я вам рассказала не случайно. Сегодня мы снова поговорим с вами о природных стихиях. Вы помните, что означает слово «стихия»?

Дети: начало.

Воспитатель: Верно! Четыре клада, четыре стихии есть у природы.

- Вода и Воздух, Огонь и Земля – вот её основа.

- И чтобы не случилось – коли есть они, все возродиться снова.

- И Солнце засветит, подарит тепло .

- Четыре природных стихии -  это сила, свет и добро.

- Вода и Воздух Огонь  и Земля.

На нашей Планете всем людям – друзья!

А теперь, давайте проверим: насколько хорошо Вы знаете природные стихии.

К нам выйдет одна из стихий и загадает про себя загадку, а Вы попробуете отгадать - что это за стихия.

Дети:

Если руки наши в ваксе

Кто тогда вам первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Не готовить, не стирать,

Без чего мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без…(Воды)

Дети: Вода

Воспитатель: Правильно , молодцы .

Дети: Я – чудесница Водица!

Без меня вам не напиться,

Без меня Вам не умыться.

Смею я Вам доложить:

Без меня Вам не прожить!

Воспитатель: Ребята. Что вы знаете о стихии Вода?

Ответы детей:

Дети: Все, что знаем о Воде – вмиг расскажем мы тебе!

Вода путешествует  в природе, она не исчезает в никуда : то в снег превратиться, то в лед. Растает и снова в поход.

Вода прозрачная, не имеет запаха.

Вода нужна людям. Вода – наше богатство.

Вода – один из главных источников жизни на земле.

Воды на планете много, вода занимает одну треть  всей поверхности Земли.

Вода может принести людям беду, например, если случится наводнение или потоп.

Вода бывает пресная – это озера, пруды, ручьи, реки, болота, и горько-соленая – моря и океаны.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас выйдет вторая стихия и загадает загадку!

Дети: Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он неведомый и все же

Без него мы жить не можем! (Воздух).

Воспитатель: Правильно. Это воздух, но мы его называем по другому ,как?

Ответы детей:

Дети: Ветер.

Воздух – очень важный, нужный друг.

Воздух – это газ которым мы дышим.

Без воздуха мы не можем прожить и несколько секунд.

Все живое на Земле – дышит: животные, насекомые, растения.

Воздух – это ветер он бывает разным: шумным, холодным и теплым.

Ветерок дует от того, что теплый ветерок поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение теплого и холодного воздуха и есть ветер.

Воспитатель: Давайте попробуем провести с Вами маленький эксперимент: закроем носик двумя пальчиками, а ротик « на замочек» и посмотрим, что произойдет. Ребята как вам станет трудно дышать- разожмите пальчики. Вот видите, кто-то из Вас раньше, а кто-то позже разжал пальчики. Это и подтверждает то, что человек не может жить без Воздуха.

Воспитатель: А сейчас к нам выйдет третья стихия и загадает свою загадку.

Дети: Весь мир кормлю, а сама не ем. ( Земля ).

Дети: Земля.

Воспитатель: Правильно. Это Земля, а что Вы знаете о Земле?

Ответы детей:

Дети: Наша Земля – это опора, твердыня, основа, мы по ней ходим.

На Земле растут овощи, фрукты, хлеба – это все наша еда.

 Её нужно беречь и лелеять.

Бросить в Землю семена  - вырастут хлеба, леса, травинки и кусты – все на Земле должно расти .

Из Земли вырастает все красивое: цветы, кусты, деревья они украшают нашу жизнь.

 В подземных кладовых хранятся разные богатства: руда и уголь, нефть и газ, золото и камни самоцветные.

 На Земле трава, а в травке живут: букашки, козявки, жучки и паучки.

 Земля – наша кормилица!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы, действительно, хорошо знаете эту стихию. И вот к Вам выходит следующая – четвертая стихия, о которой Вы уже, наверное, догадались?

Дети: Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? (Огонь).

Дети: Огонь.

Воспитатель: Конечно, это Огонь.

Дети: Расскажите мне, друзья,

Для чего же нужен я?

Чем я важен?

Чем опасен?

Ответы детей:

Ты несешь тепло и свет.

Ты везде повсюду нужен,

Без тебя и жизни  нет.

Дом согреешь, кашу сваришь, ты в камине и в костре.

Благодарны мы тебе.

Ты – в движении машин, самолётов ,кораблей,

Человек - твой господин, ты помощник для людей.

Только знаем с малых лет: у тебя есть старший брат,

Появился он на свет много тысяч лет назад.

Он – огонь, не Огонёк, он коварен и жесток,

Ненасытен, беспощаден, всё сметает на пути:

Стены, двери и запоры-с этим братом не шути!

Пожар – всегда опасно!

Значит, с детства приучитесь и стихии берегитесь!

Воспитатель: Ребята! Вот мы и вспомнили о четырёх стихиях.

Вы о них всё знаете и рассказали много важного и интересного.

А теперь немного отдохнём.

Релаксация.

Воспитатель: Представьте себе, что вы наклоняетесь, берёте в руки песок, крепко сжимаете его в кулачках, делаете глубокий вдох- задерживаем дыхание .А теперь медленно разожмём кулачки, высыпаем песок , встали , сделали выдох и встряхнули ручки(повторить 3  раза).

3.

Воспитатель: Посмотрите, ребята! Какая у нас необычная картина. Расскажите, что на ней изображено?

Ответы детей: (девушка, женщина, фея).

Как Вы думаете, на что похожа эта картина?

Дети: На природу, окружающий мир, стихии.

Воспитатель: Кажется, эта картина может рассказать нам о далеком прошлом. Может заглянуть в настоящее и будущее. Эта картина может помочь нам услышать неповторимые звуки природы. Давайте представим с вами, что мы перенеслись в эту картину. (Звучит фонограмма шума моря, дождя, ветра).

Воспитатель: Ребятки, что Вы слышите?

Дети: Это звук моря, дождя, ветра и грозы.

Воспитатель: Ребята! Верно, Вы определили шум природных стихий. Молодцы.

Звучит мелодия.

 Входит астролог.

Воспитатель: Кто это?

Астролог: Здравствуйте, ребята! Я астролог.

Вы, наверное, уже слышали обо мне?

Я слышал, что вы сегодня говорили о стихиях. Я тоже изучаю стихии и очень дружу с Феей четыре стихий. Также я знаю, что у вас есть настоящая научная лаборатория. Меня прислала к вам Фея с просьбой о помощи. В одной из ее стихий случилась беда. Вода в ее реках была чистая, прохладная и прозрачная. Было множество жильцов: рыбы, раки, птицы и жучки. Но вдруг река помутнела, посерела. Стали пропадать ее жильцы. Что произошло? Фея очень просит помочь ей восстановить водную стихию и вернуть чистую воду.

Воспитатель: Уважаемый астролог, я думаю, мы с ребятами сможем помочь вам в этой беде.

Как Вы думаете, ребята, почему вода в реках вдруг стала мутной, серой?

Ответы детей: Люди оставляют мусор после отдыха, выбрасывают его в реку.

 Заводы и фабрики сбрасывают вредные вещества в реку, в реку поступают и бытовые отходы.

Воспитатель: А чем мы с вами, ребята, можем помочь речке?

Дети: Можем сделать фильтр и очистить речную воду.

Воспитатель: А как вы думаете, из чего в наших условиях мы можем сделать фильтр?

Дети: Из марли, ваты.

 Воспитатель: Уважаемый астролог давайте пройдем вместе с нами в нашу лабораторию.

Проходят к столам. (Опыт):

В стаканчиках речная вода. В первом – из чистой реки, а во втором – из грязной. Сравните, чем она отличается.

В какой воде могут жить рыбы, раки,  другие водные растения и животные, а в какой – нет?

Давайте очистим воду. Фильтр сделаем с помощью марли, ваты и воронки.

 Через фильтры дети сливают грязную воду в чистый стаканчик.

Воспитатель сливает очищенную воду в трехлитровую банку, которая стоит за картиной с изображением четырех стихий. В процессе очистки воды дети приносят стаканчики с очищенной водой, которую воспитатель «отдает» речке – сливает в банку.

4 .

Астролог: Благодаря вашим усилиям, ребята, речка выздоровела. Я думаю, Фея очень обрадуется, узнав, что ее водная стихия стала снова чистой и прохладной. Мы, с Феей, в свою очередь, хотим Вам сделать подарок. Эти предметы (показывает подарки) пополнят вашу лабораторию и пригодятся Вам для проведения научных экспериментов.

Сейчас, я думаю, мы отдохнем и нарисуем с помощью красок реку чистую и прозрачную.

5.

Рефлексия.

Воспитатель: Где мы путешествовали?  Что нового узнали?

Какой опыт мы проводили в лаборатории? ( Дети рассказывают и делятся впечатлениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в мир Весны - что? где? когда? Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация" (развитие речи) + "Познание" (ФЦКМ) в подготовительной группе

   В данной работе представлена НОД по образовательной области "Коммуникация" (развитие речи) + "Познание" (ФЦКМ) в подготовительной группе.     Цель: выявление зн...

Конспект НОД. Познание. ФЦКМ в подготовительной группе "Животные Севера"

В конспекте представлена игровая технология, ИКТ, технология исследовательской деятельности....

Проект "Воздух, солнце и вода - наши лучшие друзья"

Организация оздоровительного досуга детей в летний период с использованием естественных факторов – воздуха, солнца, воды...

Презентация ВОЗДУХ, СОЛНЦЕ И ВОДА - наши лучшие друзья.

ž1. Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей:ž- соблюдение санитарных и гигиенических требований;ž- сквозное проветривание (3-5 раз в день в отсутствие детей);ž...

Конспект занятия по познанию для детей подготовительной группы "Поможем нашим лесным друзьям"

Закрепить знания детей о диких животных; развивать любознательность к жизни животных; прививать любовь и бережное отношение к животным....

Конспект занятия "Воздух, солнце и вода – наши лучшие друзья"

Цель: создать условия для обогащения знания о воде, воздухе, солнце....

Воздух, солнце и вода - наши лучшие друзья!

Прогулка на участке группы....