Конспект НОД. Познание. ФЦКМ в подготовительной группе "Животные Севера"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тиунова Татьяна Николаевна

В конспекте представлена игровая технология, ИКТ, технология исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД Познание. ФЦКМ в подготовительной группе

«Животные Севера».

(игровая технология, ИКТ, технология исследовательской деятельности)

Подготовил воспитатель:

Тиунова Татьяна Николаевна

Цель: обобщать знания детей о животных Севера. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных холодных стран.

Задачи: 

1. Уточнить с детьми названия животных, их внешние признаки, строение, чем питаются. Учить понимать образный смысл загадок.

2. Развивать связную речь и умение правильно строить предложение, обогащать словарь по теме, интерес к жизни животных и птиц Севера, слуховое и зрительное внимание, мышление, общую моторику.

3. Формировать представления о взаимосвязи жизни животных со средой обитания. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.

Материал: письмо от Северного ветра, разрезные картинки животных холодных стран, цветик-семицветик, картина тундры, наклейки, схема описания животного,  готовое тесто, 4 остро заточенных карандаша, 4 фломастера с крышками, 2 пластмассовых крышки, следы оленя, следы человека, муз.запись ветра, моря, медальки.

Предварительная работа:

- Рассматривание альбома, книг, журналов с иллюстрациями о Севере,

- чтение: эвенкийская сказка «Почему олень быстро бегает», стихотворений, отгадывание загадок о животных Севера, юкагирская сказка «Отчего у белого медведя черный нос?», рассказы Г.Снегирева «Пингвиний пляж», «Отважный пингвиненок», «Белек»,

- исследовательская работа «Нахождение местообитания животных холодных стран на карте»,

- беседа «Что мы называем Севером?», «Какие животные и птицы обитают в Арктике и тундре?»,  

- занятия: «Знакомство детей с климатом и природой Арктики и тундры», «Путешествие на Север», аппликация «Пингвин на льдине», оригами «Пингвин», рисование красками «Северный олень», лепка «Белый медведь», «Итоговая беседа о диких животных Севера»,

- игры: «Кто лишний», «Испорченный телефон», «Опиши животное по схеме», п/и «Белые медведи», п/и «Моржи», «Разрезные картинки»,  «Большой маленький»,

- коллаж «Обитатели Севера»,

- просмотр презентаций: «Где живут белые медведи» (viki.rdf.ruавтор И. Котова), «Животные Севера» (www.pochemu4ka.ru. Автор Н. Власова), «Северный олень».

Словарная работа: Север, безлесая, вечная мерзлота, ластоногие, северный олень, тундра, лишайник, белек, айсберг.

Ход:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Без рук, без ног, а ворота открывает»

Дети: Ветер.

Воспитатель: Оказывается, Северный ветер и писать умеет снежными ледяными узорами. Он написал нам письмо. (Воспитатель читает письмо). «Здравствуйте, дети, Я решил проверить, какие вы смышленые и смекалистые. Если сможете правильно ответить на мои вопросы и тот, кто больше всех наберет звездочек - получит звание «Умка» и медаль от северного медвежонка Умки».

Воспитатель:  Ребята, я уверена, что вы сможете ответить на любой вопрос Северного ветра. Сегодня мы отправимся в путешествие по станциям, а поможет нам в этом цветик – семицветик. Закрываем глаза, отрываем один лепесток и произносим волшебные слова:

«Ты лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Хотим оказаться на Крайнем Севере.

Звучит запись «Музыка ветра»

Воспитатель: Открыв глаза, дети и воспитатель начинают «трястись» от холода и, если быстро не согреться, то можно замерзнуть.

Дети становятся в круг.

Зарядка «Вы узнаете зиму?» 

Кругом глубокие снега                        шагают, высоко поднимая ноги

Куда я взгляд не кину                                смотрят по сторонам

Метет и кружится пурга                        взмахи руками в стороны, покружится

На лыжах мчимся мы с горы                        имитация езды на лыжах

Нет веселее той поры                                хлопки в ладоши

Вы узнаете зиму?                                плечи поднимать и опускать

Воспитатель: Теперь мороз не страшен, можно и оглядеться. Где же мы оказались, ребята? Какое задание приготовил нам Северный ветер?

На ковре разложена дорожка из следов человека. Педагог предлагает детям пройти по следам. В конце маршрута следы приводят к первой станции «Тундра».

Задание первое от Северного ветра: «Ребята, рассмотрите природу тундры и расскажите о ее растительности и обитателях».

Дети становятся полукругом.

Это тундра, безлесая равнина. Небо над ней серое, унылое. Мох и лишайники покрывают болотистые кочки. Лес в тундре, если и встретишь – то высотой по колено. Здесь растет много ягод. Корни растений уходят не глубоко в землю, потому что земля скована вечной мерзлотой. В тундре множество болот, озер, рек.

(вручение звездочек)

Воспитатель: ребята, вы молодцы справились с первым заданием. Продолжаем наше путешествие. Посмотрите, чьи это следы? (оленьи). Дети идут по следам.

Звучит запись «Шум моря»

Физминутка:

Мои руки – это волны                         (имитация волны руками)

Ветер гонит их вперед         (вытягиваем руки вперед волнообразными движениями)

Мои руки – крылья чаек                        (взмахи руками)

Небо их к себе зовет                         (вытягиваем руки вперед и вверх тянемся)

Мои руки – это крабы                         (растопыриваем пальцы и шевелим)

Плавают туда-сюда                                 (движение рук из стороны в сторону)

Вторая станция «Северные олени».

«Опиши северного оленя по схеме» (на мольберте) 

Дети садятся на стульчики напротив мольберта. Рассказывание по схеме (2-3 ребенка) (вручение звездочек).

Воспитатель: У северных оленей широкие копыта и для чего они нужны оленю мы с вами проведем опыт. Для этого мы отправляемся на следующую станцию.

Третья станция «Исследователи Севера».

Опыт с тестом «Для чего оленю такие копыта?» Дети становятся вокруг стола.

   Из теста, приготовленного заранее и положенного в целлофановый пакет или пластилина, делают две приблизительно одинаковые  лепешки, толщиной 1-1,5 см.

   Для опыта, заранее изготавливают два предмета с разной площадью опоры. Например, к одной их двух одинаковых пластмассовых крышек пластилином крепятся четыре остро заточенных карандаша, к другой - четыре закрытых фломастера. Каждый из полученных «столов» поставить на лепешку. Сверху положить одинаковые грузы. После этого грузы убрать и рассмотреть следы, оставленные опорами.

 - Что вы заметили?

- Теперь попробуйте объяснить, почему же у северного оленя широкие копыта?

Воспитатель: Ребята, а какие животные и птицы еще живут в тундре? (дети перечисляют обитателей тундры).

Четвертая станция «Загадки Северного ветра» с показом презентации.

В: Давайте теперь попробуем ответить на вопросы Северного ветра.

(Воспитатель читает вопросы, дети отвечают. За каждый правильный ответ ребенку дается фишка (наклейка).

Вопросы:

1. царство трескучих морозов, глубокого снега, толстого льда (Север).

2. корешки морощки гложем,

Мох грызем в конце концов

Но без тундры жить не можем

Хоть пугаемся песцов (лемминг)

3. плывет по морю глыба, словно вал из серебра (Айсберг).

4. что означает слово «Арктика» (медведь).

5. словно занавес цветной

В небесах мерцает

Над пустыней ледяной

Небо расцветает (северное сияние)

7. безлесая равнина, где царит холод, земля скована вечной мерзлотой (тундра).

8. Птицы, яйца, грызуны

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного (песец).

 

9. Как называются места, где гнездятся полярные птицы? (птичий базар)

10. Этот зверь похож на глыбу,

Ловко лапой ловит рыбу (белый медведь)

11. Как называют детенышей тюленей (белек).

12.  Назови ластоногих животных. (Морж, тюлень)

13. Какая птица не умеет летать? (Пингвин).

14. Почему в тундре легко находить грибы?

15. этот зверь – пловец прекрасный,

Вместо лап у зверя ласты,

В море плавает весь день,

Угадайте, кто? (тюлень).

16. Почему казарки строят гнезда рядом с гнездами полярной совы?

17. он и сильный, он и быстрый,

Среди тундровых болот

Он лишайник ягель рвет (северный олень).

 

Воспитатель: Молодцы! На все вопросы Северного ветра смогли ответить (вручение звездочек).

Воспитатель: Оказывается, ветер прислал нам фотографии животных холодных стран. Только они были сделаны на льдинках, а льдинки раскололись на осколки. Давайте их соберем.

Игра «Разрезные картинки». (Дети собирают разрезные картинки на столах)

Воспитатель: Вы очень постарались. Но ледяные картинки такие холодные, я думаю, у вас замерзли руки. Давайте их согреем.

Зимняя разогревалочка

Если замерзают руки,                         Растираем ладони

Начинаем их тереть.                         согревающими круговыми движениями

Быстро мы сумеем руки                         Потереть ладони внутренней стороной

Как на печке разогреть.                         Потереть ладони внешней стороной

Сначала ладошки                                 Пальчиками одной руки обхватываем

Совсем как ледышки,                         и проводим по пальчику другой

Потом как лягушки,                         Так все пальцы

Потом как подушки.

Но вот по-немножку                         Потереть ладонь об ладонь

Горят и взаправду                                 Приложить ладони к щекам

А не понарошку.                                 Погрозить пальчиком

Я горю как от огня                                 Потереть ладонь об ладонь

Вот потрогайте меня.                         Вытянуть раскрытые ладони

Игра «Кто лишний?»

«Засели животное в его зону обитания».

Дети заселяют животных заранее сделанных в их среду обитания (коллаж).

Воспитатель: Ребята, пора в обратный путь. Открывают лепесток и вновь говорят волшебные слова: «Ты лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

Хотим оказаться опять в группе».

Открыв глаза, оказываются у себя в группе.

В: Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня внимательно слушали, запоминали, отвечали на вопросы. Что вам больше всего запомнилось, понравилось на занятии? А теперь подведем итоги нашего занятия и наградим «самого умного».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в мир Весны - что? где? когда? Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация" (развитие речи) + "Познание" (ФЦКМ) в подготовительной группе

   В данной работе представлена НОД по образовательной области "Коммуникация" (развитие речи) + "Познание" (ФЦКМ) в подготовительной группе.     Цель: выявление зн...

Конспект НОД «Познание ФЦКМ» «Культура Брянска»

Конспект занятия для детей старшей группы. Формирование элементарный представлений об истории города через знакомство с произведениями искусства...

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе "Зимняя Олимпиада в городе Сочи"

Конспект разработан в предверии зимних Олимпийских игр в городе Сочи. В ходе заимательной деятельности ребята расширяют  представления об Олимпийских играх, закрепляют названия зимних видов спорт...

«Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья!» (конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в подготовительной группе (6-7 лет))

Цель: расширять, развивать, разговорную речь, внимание, воображение, образное мышление по теме «Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья».Задачи НОД1. Создать теплое радостное настроение .2. ...

Конспект НОД. Познание. ФЦКМ в старшей группе "Путешествие по Космосу"

Беседа с презентацией для уточнения знаний детей по теме "Космос", задание на оринтировку на плоскости листа, Физ. минутка "Космонавт", загадки "Солнечная система", пальчиковая гимнастика "Планеты", р...

Конспект ООД «Познание» ФЦКМ в подготовительной к школе группе «Зимушка – зима» с использованиемздоровьесберегающих технологий.

Вид деятельности – интегрированный.Форма проведения – групповая.Интеграция ООД: «Познание» / формирование целостной картины мира /.«Коммуникация», «Речевое ра...