Консультация для родителей "Гиперопека и самостоятельность "
консультация (старшая группа)

примеры развития самостоятельности у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperopeka_i_samostoyatelnost.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Гиперопека и самостоятельность

Всякий родитель рано или поздно задумывается — где проходит граница между самостоятельностью детей и необходимым контролем за их действиями.

Любой родитель желает, чтобы дети избегали ошибок, и готов ради великой цели контролировать все их действия. Одновременно, все родители хотят, чтобы ребенок вырос в самостоятельную гармоничную личность.

Существует две крайности в стилях воспитания

Гиперопека

Первая (в большой степени распространенная в России) — гиперопека, когда родители (часто в сообществе с бабушками-дедушками) контролируют едва ли не любое движение ребенка.

Типичная картина на детских площадках — родители вместе с ребенком забираются на горку, сажают дитё, потом кричат:

— Ой, подожди, не скатывайся! — спускаются по лесенке, оббегают горку, встают у съезда, и разрешают ребенку съехать вниз — дабы дитятко не ушиблось, и его успели поймать. Хотя ребенок выглядит далеко не младенцем, а в горке метр длины.

Еще ситуация — ребенок стремится помочь взрослым на кухне, но натыкается на постоянные одергивания — помыть или вытереть посуду (не тронь, разобьешь!), разделать продукты (положи нож, порежешься!), банально помешать кашу (отойди, обожжешься!).

Множество примеров подобного поведения может увидеть любой, бывавший на детской площадке или аналогичном месте скопления детей и родителей.

Со стороны подобное смотрится весьма анекдотично и забавно, но примерно так строится жизнь в подобных семьях.

  • Не трожь, сама сделаю!
  • Положи на место, сломаешь!
  • Сюда не лезь, убьешься!
  • Послушай маму (папу/бабушку/дедушку — нужное подчеркнуть), я лучше знаю!

Постоянные запреты и ограничения рано или поздно приведут к весьма предсказуемому результату: ребенок начинает бояться .

Там слишком опасно, тут слишком сложно — в конечном итоге, дабы ребенок не допустил ошибку, родители выбирают для сына/дочки друзей, хобби, кружок, спортивную секцию, институт и жену/мужа.

Это приводит к закономерному результату — дети, воспитанные в данном стиле, часто склонны выдавать резкие протестные реакции в подростковом возрасте, а при поступлении в институт, когда контроль естественным образом снижается, испытывают громадные трудности с учебой — непросто жить в отсутствии внешнего контроля, ведь в их жизни отсутствует подобный опыт (плюс будущие сложности во взрослой жизни).

Отсутствие контроля

Вторая крайность (была распространена у “продвинутых” родителей 1980х и часто являлась реакцией на первую, сейчас встречается чаще как неосознанное явление) — противоположное поведение, т.е. предоставление ребенку максимальной свободы, отсутствие почти любой опеки и контроля.

На первый взгляд, логично — если не ограничивать самостоятельность ребенка, она разовьется и расцветет пышным цветом, в итоге получится самодостаточная гармоничная личность. Ребенок привыкнет все делать самостоятельно, быть независимым, не бояться запретов и ограничений. (Казалось бы, что может пойти не так?)

Но это так не работает. Ребенку нужно ощущать поддержку родителей, когда он в ней нуждается, необходимо чувствовать рядом возможность опереться на что-то в случае необходимости.

Запреты не должны быть чрезмерными, но ограничения должны быть

Все мы понимаем — существуют ситуации, чреватые серьезной опасностью для жизни и здоровья — не стоит засовывать железные спицы в розетку, играть с открытым огнем, прыгать из окна многоквартирного дома, укрываться от грозы под одиноко стоящим деревом или гулять рядом с автострадой.

Но количество подобных ситуаций ограничено, о них нужно рассказать ребенку (в помощь родителям сейчас существуют хорошие книги на эту тему), не драматизируя и не усложняя.

Вспоминая распространенные ситуации на детской площадке — часто можете увидеть, как ребенок гуляет, предоставленный сам себе, а мама/папа втыкает в гаджет, не обращая на дите внимания. И когда ребенку нужна помощь, и он прямо просит поддержки — от него отмахиваются, чтобы не мешал, либо угрожают, что сейчас закончат прогулку и пойдут домой. Хотя в данном случае достаточно потратить несколько минут, уделить минимум внимания, и ребенок почувствует, что поддержка рядом, и малыш может рассчитывать на помощь. Данного знания ребенку достаточно для ощущения уверенности в собственных силах.

Синяки, ушибы и прочие мелкие травмы, сопровождающие кроху на протяжении самостоятельной жизни — неизбежны, но они учат ребенка действовать правильно, разумно и верно оценивать различные факторы.

Радость от самостоятельно полученных знаний неизменно выше, а пользы гораздо больше, чем от полученных в теории.

Собственно говоря, (правильнее — неуничтожение, сохранение и развитие) во многом схоже с обучением детей ходьбе. Когда ребенок учится ходить, он делает множество ошибок: падает, встаёт, старается идти дальше, вновь падает, вновь встаёт начинает снова. Если оберегать дитя от падений, носить на руках — он не научится ходить, мышцы не разовьются, правильный навык не сформируется.

Напротив, если пустить дитя ползать, не придерживать, не помогать при необходимости, не успокаивать при неудачах и падениях, не подбадривать, не обеспечить безопасность окружения — ребенок испытывает не меньшие трудности, появляются неуверенность и страх перед новым опытом.

Подытоживая вышесказанное, главное — разумность и умеренность. Чрезмерная опека и чрезмерная свобода — обе крайности ведут к развитию повышенной тревожности у ребенка и, как следствие, страха перед самостоятельными действиями. Разница состоит исключительно в том, что в случае гиперопеки страх внушается извне, а в случае тотальной свободы и отсутствия поддержки — ребенок начинает бояться чрезмерной ответственности за совершенные ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности у детей"

Самостоятельность у детей вырастает из медленно накапливающихся простейших привычек вести себя самостоятельно с самого детства. Поэтому развитию активности и инициативы ребенка, выработке у него привы...

Консультация для воспитателей "Становление самостоятельности в физкультурно – оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста

Становление самостоятельности в физкультурно – оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей: «воспитание самостоятельности в самообслуживании через художественные произведения».

В формировании у детей навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения. В данной публикации мною предложены примеры некоторых ст...

Консультация на тему: "Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе"

Воспитатели должны внимателно наблюдать за развитием самостоятельности каждого ребёнка, вносить коррективы и давать соответствующие советы родителям.Ведь развитие самостоятельности очень важный фактор...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

КОНСУЛЬТАЦИЯВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ....

Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей»

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий ...