Статья «Формы проведения занятий.»
статья

Емец Татьяна Петровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon phpqsesvh_formy-zanyatij.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы проведения занятий.»

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так,                                                                                                                                                                 как учили этому вчера»

                                                                                  Джон Дьюи

Занятие — это форма организации процесса обучения.

Согласно «Общему толковому словарю русского языка» - «занятие» - то, что люди делают, чем заполняют своё время (синонимами слова «занятие» являются – «деятельность», «дело»)

Существуют разнообразные формы проведения занятий.

1. Занятие-сказка. Данное занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием  различных видов деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой. Для младшего дошкольного возраста в занятие используются 1-2 вида деятельности, а для старших дошкольников занятие усложняется использованием нескольких видов деятельности.

2. Занятия-сомнения (поиска истины). Предполагает исследовательскую деятельность детей. В младшем возрасте простейшие исследования по типу: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д. - ведущая роль педагога, закладываются начальные предпосылки к деятельности.  

В старшем дошкольном возрасте идет усложнение исследовательской деятельности и предполагает  способность у детей выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы.

3. Занятие-эксперимент. Для младшего возраста детям дается указание. Например смять бумагу или намочить и педагог подводит детей к выводам или  сам делает выводы . Старшим дошкольникам просто предлагается бумага. Дети делают с ней все что хотят – рвут, мнут, мочат и т.д. Затем самостоятельно делают вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

4. Занятия-путешествия. В младшем возрасте дети путешествуют по сказкам, картинной галерее, в театр, по родному городу. Старшие дошкольники путешествуют по родной стране,  в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге». Экскурсоводами уже могут быть сами дети.

5. Занятия - сюжетно-ролевые игры. На занятие у младших дошкольников педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения. В старшем возрасте дети  самостоятельно договариваются о теме игры, распределяют роли, намечают основное развитие сюжета, подготавливают игровую обстановку, а педагог является наблюдателем и ненавязчиво обогащает сюжет игры.

Следующие формы проведения занятий подходят только для старшей и подготовительной группы

1. Занятия- соревнования. Занятия выстраиваются на основе соревнования между детьми по типу кто быстрее.  Предполагают разделение детей на две или три подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина. Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и другими.)

2. Занятие-открытие (проблемное занятие). Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети ее сообща решают, делают открытие. Например:  «Что произойдет, если исчезнут деревья?», «Зачем нужно солнце?»)

3. Занятие – творчество. Данное занятие может происходить в форме словесного, художественного творчества детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку», «Придумаем несуществующее животное-  растение», а также как Мастерская художника, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ) 

4. Занятие – рисунки-сочинения. Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.

5. Занятие пресс-конференция. Дети задают вопросы «пожарному», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» делают зарисовки того, что их заинтересовало. 

6. Занятие - виртуальные экскурсии. Педагог, используя информационно-коммуникационные технологии проводит экскурсию. Например, путешествие по старому или новому городу; можно дать возможность детям сравнивать старый и новый город. Другой вариант, отправиться на экскурсию в музей А.С .Пушкина.

Существует современная программа виртуальных экскурсий, педагог  онлайн с помощью мышки руководит такой экскурсией, заостряя внимание детей на тех или иных объектах экскурсии.

Требования современного общества ведут к уходу от учебной деятельности,  повышение статуса игры. Педагог обязан включать в образовательный процесс    информационно-коммуникационные технологии, проектную деятельность, 

игровые и проблемно-обучающие ситуации.  

Согласно требованиям современности идеально подходят  слова Конфуция:

«Послушайте — и Вы забудете,

посмотрите — и Вы запомните,

 сделайте — и Вы поймете»

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы проведения занятий в ДОУ. Структура занятий.

 В процессе проведения занятия сочетаются несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.). Используются методы и приемы из разных педагогических методик....

Формы проведения занятий в ДОУ. Структура занятий.

 В процессе проведения занятия сочетаются несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.). Используются методы и приемы из разных педагогических методик....

Методическая статья о проведении занятий в условиях внедрения ФГОС Тема статьи: «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Методическая статья о проведении занятийв условиях внедрения ФГОС  Тема статьи:   «Непосредственно – образовательная деятельность в дошкольном образовательном учреждени...

Открытое занятие по физическому воспитанию «Нетрадиционная форма проведения занятия по физкультуре в младшей группе»

Программное содержание: продолжать учить детей ходьбе друг за другом, не держась за руки; учить перестраиваться из колонны в круг; учить перепрыгивать через предмет и приземляться на обе ноги; закрепи...