Диагностика мотивационной готовности ребёнка к школе
методическая разработка (подготовительная группа)

Костюкевич Ольга Владимировна

Разнообразные диагностики готовности ребёнка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_gotovnosti_rebenka_k_shkole.docx230.83 КБ

Предварительный просмотр:

Костюкевич Ольга Владимировна  ГБДОУ 60

Диагностика мотивационной готовности ребёнка к школе

Методика диагностики №1

Мотивационную готовность можно выявить, беседуя с ребенком о школе, наблюдая за предпочитаемыми занятиями (например, предпочтение спонтанной игровой деятельности ребенком старшего дошкольного возраста может свидетельствовать о мотивационной неготовности к учебной деятельности). Для выявления отношения детей к предстоящему обучению воспитатель использует беседы о школе. Они включают вопросы, позволяющие выявить отношение и знания о школе, мотивацию школьного обучения, источники знаний о школе. Примерное содержание вопросов следующее:

1. Хочешь ли ты учиться в школе? Почему? (Вопрос выявляет желание поступить учиться в школу и его мотивировку.)

2. Расскажи, что ты знаешь о школе? (Вопрос выявляет объем сведений о школьной действительности, которыми располагают дети.)

3. От кого ты узнал о школе и школьниках? (Вопрос выявляет источники информации о школе.)

4. Как ты готовишься к школе? (Вопрос направлен на выявление представлений детей о содержании подготовки к школе.)

5. Как ты будешь учиться в школе? Почему ты так думаешь? (Вопрос выявляет осознание детьми своих возможностей с позиции готовности к предстоящему школьному обучению.)

(Бабаева Т.И. «Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду», Л., 1990, С. 77)

Если ребенок задает вопросы о школе, играет в школу (и при этом предпочитает роль ученика, а не учителя), если для ребенка значима положительная оценка взрослого, и он старается ейсоответствовать, если ребенок любит рассматривать книги, лепить, рисовать и может это делать достаточно длительное время (15-30 минут) -все это свидетельство развивающейся мотивации к школьному обучению

Методика диагностики №2

Методика Нежновой

Оборудование: 9 вопросов, вопросы в закрытой форме.

Цель:выявить мотивационную готовность ребёнка к школьному обучению.

 Оценка мотивов готовности к школьному обучению.

  1. Отношение к школе – 1, 2, 3 вопросы.
  2. Степень осознанности школьного содержания занятий – 4 и 7 вопросы.
  3. Ориентировка на школьные формы поведения – 5, 8, 9 вопросы.
  4. Готовность признания авторитета учителя – 6 вопрос.

 1 ответ – 2 балла

2 ответ – 0 баллов

3 ответ – 1 балл

 18 баллов – высокая шкала социального заказа (недостоверный ответ).

От 14 до 17 – высокая степень сформированности мотивационной готовности

От 13 до 9  – средняя степень сформированности мотивационной готовности.

Менее 9 баллов – низкая степень сформированности мотивационной готовности, несформированность мотивационной готовности.

 1. Хочешь ли ты идти в школу? 

(да – 2 балла, нет – 0 баллов, не знаю – 1 балл)

Я буду рассказывать маленькие истории, которые могли бы произойти с тобой, а ты мне будешь говорить, что бы ты сделал, как бы поступил, если бы эти истории произошли с тобой.

  1. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг тебе скажет: «Ты такой маленький, тебе трудно ходить в школу. Если ты хочешь, я пойду в школу и попрошу, чтобы тебя на месяц или на год отпустили?»  

(не хочу – 2 балла, да я посижу дома – 0 баллов, не знаю мне всё равно – 1 б.)

  1. Представь себе, что мама так и поступила и договорилась, чтобы тебя отпустили из школы. Ты встал, помылся, идти в школу не надо. Что бы ты стал делать? Чем бы стал заниматься, пока другие ребята в школе?

(стал бы писать, читать–2б.; стал бы играть, спать, смотреть телевизор – 0б.; не знаю – 1б.)

  1. Представь себе, что ты пошёл гулять и встретил бы там мальчика или девочку такого же возраста как ты, но он не ходит в школу. Он тебе позавидовал и спросил: «Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?» Что ты ему посоветуешь?

(научиться читать, писать, считать-2б.; играть, смотреть телевизор, нагуляться-0б.; не знаю-1б.)

  1. Представь себе, что не ты будешь ходить каждый день в школу, а к тебе будет приходить учитель домой. Что ты выберешь: школьный коллектив-2б.; домашнее обучение-0б.; не знаю-1б.?
  2. Представь себе, что учительница неожиданно уехала на 1 месяц. К вам приходит директор школы и говорит: «Мы можем предоставить вам другую учительницу или попросить мам, чтобы каждая по одному дню побывала в классе. Что лучше?»

(учительница – 2 балла, мама – 0 баллов, все равно – 1 балл)

  1. Представь себе, что есть две школы: школа зайчиков и школа медвежат. В школе зайчиков каждый день уроки математики, письма, чтения, а рисование, музыка, физкультура бывают редко. А в школе медвежат всё наоборот. В какой школе ты бы хотел учиться?

(в школе зайчиков, медвежат, не знаю)

  1. Представь себе, что есть ещё две школы: школа гномиков и школа шустриков. В школе гномиков от всех требуется внимательно слушать, не разговаривать, поднимать руку, если хочешь что-то спросить. А в школе шустриков можно вставать, ходить, разговаривать с соседом. В какой школе ты бы хотел учиться?

(в школе гномиков – 2 балла, шустриков – 0 баллов, не знаю – 1 балл)

  1. Представь себе, что в какой-то из дней ты так хорошо работал на уроке,

что учительница сказала: «Я хочу тебя наградить. Выбирай чем: игрушкой, шоколадкой или хорошей оценкой.

(игрушка, шоколадка-0б.; хорошая оценка-2б.; не знаю-1б.)

Методика диагностики №3

Проективная методика (цветовой тест) на определение мотивации учебной деятельности дошкольника

Цель методики: диагностика и исследование интереса дошкольника к учебе, развитие мелкой моторики руки.

Инструкция: дошкольникам предлагаются бланки-раскраски с нарисованными фигурами (смайлик, солнышко, облачко, сердечко и звездочка) и 3 цветных карандаша. Дети отвечают на вопросы, выбирают нужный цвет карандаша и закрашивают фигурки.

Вопросы для детей:

1. МОТИВ - Я в школу… (синий – хочу; красный - не хочу; желтый - не знаю).

2. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ - Я знаю о школе… (синий - все знаю; красный – ничего не знаю; желтый - что-то знаю).

3. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ - Почему я хочу в школу…(синий - получать знания, быть умным; красный – заставляют родители; желтый - найти друзей).

4. ЭМОЦИИ - Мои эмоции по отношению к школе…(синий - радость; красный – страх; желтый - нет эмоций).

5. ОСОЗНАННОСТЬ – Готов ли я пожертвовать некоторыми вещами ради школы (временем, прогулкой с друзьями, игрой, игрушками)…(синий – да; красный – нет; желтый – еще не знаю).

Методика диагностики физической готовности к школе

Методика диагностики №1

Готовность организма к выполнению длительных и постоянных школьных нагрузок можно определить через пробу: филиппинский тест.Его показатель положителен, когда ребенок пальцами правой руки, положенной сверху на головув ее вертикальном удержании, может полностью закрыть ладонью ушную раковину до мочки.Тест на задержку дыханияпозволяет оценить выносливости организма и волю ребенка. Проводится индивидуально. Для проведения теста необходим секундомер или часы с секундной стрелкой. Инструкция.Покажи, какой ты сильный. Положи руку чуть выше живота. По моему слову вдохни как обычно и задержи дыхание. Постарайся не выдыхать как можно дольше. Постарайся, ведь ты сильный. Раз, два, не дыши! ... Молодец, ты очень сильный!

Секундомер следует включить, как только ребенок задержит дыхание. В момент начала выдох, секундомер останавливают. В норме задержка дыхания составляет 18-22 секунды. Если показатель ниже 18 секунд, то ребенок будет сильно уставать от школьных нагрузок, что может негативно сказаться на его здоровье. Для таких детей целесообразнее выбирать школы с минимальной учебной нагрузкой. Если показатель выше –это свидетельствует о достаточно хорошей готовности к школе, в том числе и физической. На основании проведенной диагностики заполняется диагностическая карта, являющаяся основой проектирования работы

Методика диагностики № 2

 «Дорожки и мячи» Методика направлена на развитие моторики рук (автор А.В.Сазонова). Эта методика позволяет оценивать состояние моторики рук у детей, которое выявляется путем точного копирования, не отрывая карандаша от бумаги, изогнутой линии двумя руками попеременно. Инструкция: «Ты машинист скоростного поезда Елец-Москва. Тебе необходимо довезти всех своих пассажиров до конечной станции. Так как поезд скорый, то он нигде не останавливается и, конечно же, не съезжает с рельсов». После окончания одной дорожки предлагается поднять руки вверх и переложить карандаш в другую руку: «Поезду ведь необходимо вернуться в свой город? Так как он скорый, как поедем? А остановки делать будем?» Внимательно следим, чтобы дети не перекладывали карандаш в руку, которой делали линию на верхней строке.

Работы оцениваются по 5-уровневой шкале: высокий, средне-высокий, средний, средне-низкий и низкий результаты. Высокий результат – 1 балл: за точное копирование образца без отступлений, исправлений и грязи, при среднем нажиме. Средний результат – 3 балла: линия иногда не совпадает с образцом, может быть один-два отрыва карандаша от листа, при среднем нажиме. Низкий результат – 5 баллов: линия, проведенная ребенком, не совпадает с контрольной; очень сильный нажим или, наоборот, линия едва заметна; сильно выраженный тремор рук; частые отрывы карандаша от бумаги; много грязи; различные исправления. Промежуточные результаты были введены для более точной дифференцировки полученных показателей. Кроме того, данной методикой можно выявить скрытое левшество или амбидекстрию (то есть когда ребенок владеет и правой и левой рукой) рук.

Методика диагностики интеллектуальной готовности к школе

Методика диагностики № 1

Исследования словесно-логического мышления (по й. Ерасеку).

Одна из удачных методик исследования словесно-логического мышления как компонента интеллектуальной готовности ребенка к школе предложена Й. Ерасеком.

Цель: определение уровня вербального мышления, умения мыслить логически и выражать свои мысли.

Оборудование: бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.

Проведение: ребенку задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.

Инструкция: «Ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов».

Вопросы

Правильный ответ

Неправильный ответ

Другие ответы

Какое из животных больше - лошадь или собака?

0

-5

Утром люди завтракают. А вечером?

0

-3

Днем на улице светло, а ночью?

0

-4

Небо голубое, а трава?

0

-4

Яблоки, груши, сливы, персики – это что?

+1

-1

Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

Города +1

-1

Станции 0

Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это…

Спорт, физкультура +3

0

Игры, упраж. +2

Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь ?

Щенок, жеребенок +4

- 1

Кто-то один щенок или жеребенок 0

Почему у всех автомобилей тормоза?

2 причины из: тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1

-1

Названа одна причина

0

Чем похожи друг на друга молоток и топор?

2 общих признака +3

0

Назван один признак +2

Чем различаются гвоздь и винт?

У винта нарезка +3

0

Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2

Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково?

На кошку (с выделением признаков подобия) 0

На курицу - 3

На кошку (без выделения признаков подобия) – 1

Чем похожи друг на друга белка и кошка?

2 признака +3

0

1 признак +2

Какие ты знаешь транспортные средства?

3 средства: наземное, водное, воздушное и т.п. +4

Ничего не названо или неправильно 0

3 наземных средства

Чем отличается молодой человек от старого?

3 признака +4

0

1-2 признака +2

ИТОГО:

Обработка: У проводящего ключ. Ответы оцениваются по 3 параметрам: правильно, неправильно, другой ответ. Ответ считается правильным, если он достаточно разумен и отвечают смыслу поставленного вопроса.

I уровень – 24 и более – очень высокий

II уровень – от 14 – 23 - высокий

III уровень – от 0 –13 - средний

IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий

V уровень – (-11) и менее – очень низкий

Методика диагностики № 2

Методика А. Р. Лурии позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия.

Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести. Т. Е. рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний, таких как, например, грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка. Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.

Методика диагностики №3

Цель: Выявление общей ориентации детей в окружающем мире и запаса бытовых знаний.

  1. Как тебя зовут? (Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей? (Название уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?
  6. Какой у тебя номер дома и квартиры?
  7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние? (Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)
  8. В какое время года появляются, и в какое время года опадают листья с деревьев?
  9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?
  10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься. (Правильный ответ – тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 сек. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов.

Социально-личностная готовность к школе

Методика диагностики №1

Весьма показательны для оценки самоконтроля результаты задания Графический диктант (Д.Б.Эльконин).Проводится фронтально со всей группой детей. Цель:определить уровень произвольности детей, умение слушать, понимать, выполнять указания взрослого, действовать по его инструкции.

Процедура выполнения: Каждому ребёнку выдаётся тетрадный лист в клетку, на котором ему предлагают «поучиться рисовать красивые узоры». На листе отмечено точкой начало выполнения диктанта.«Две клетки вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две клетки вниз, две направо, две вверх, одна направо, одна вверх, две направо, одна вниз, одна направо, две вниз».Дальше ребѐнок продолжает узор самостоятельно.По окончании он оценивает свою работу и отмечает допущенные ошибки. Выполнение задания оценивается следующим образом:Безошибочное выполнение задания или задание, выполненное с ошибкой, замеченной ребенком –сформированный самоконтроль.Две-три ошибки, замеченных ребенком –самоконтроль формируется, требуется поддержка этого процесса.Четыре и более допущенных ошибок или/и неспособность замечать допущенные ошибки -самоконтроль не сформирован. Требуется активная помощь ребенку в формировании самоконтроля.

Методика диагностики №2

«Цветик-семицветик»

Методика направлена на выявление содержания и широты сферы основных осознаваемых ребенком собственных потребностей и желаний.

 Для проведения методики потребуется лист бумаги с нарисованным на нем «Волшебным цветком» с семью разноцветными лепестками. Размер лепестков должен быть таким, чтобы ребенок мог записать в нем свое желание. С дошкольниками, у которых не сформированы навыки свободного письма, методика проводится индивидуально..

«Цветки» могут быть приготовлены заранее, но, если позволяет время и условия, лучше предложить их изготовить самим детям, поскольку в этом они полнее включаются в ситуацию и валидность методики повышается. Инструкция. «Представьте себе, что каждому из вас, как девочке Жене из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик» достался волшебный цветок с семью волшебными лепестками. Каждый лепесток выполнит одно желание. Этот цветок нарисован на листе. Напишите на каждом лепестке одно свое желание. А всего каждый из вас сможет написать семь самых заветных своих желаний. Все поняли, что надо сделать?»  Итак, начинаем...» Обработка результатов и интерпретация. Определяется направленность ответов на выполнение своих собственных желаний, ориентированных на благо других людей (сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др.), относящиеся к школе, и широкие “общечеловеческие” (“Хочу, чтобы люди никогда не болели”, “Чтобы никто не убивал других людей”, “Нашли все полезные ископаемые” и пр.). Поскольку само строение методики ориентирует детей прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний “для других” свидетельствуют о широте мотивации, выходе за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и/или формировании потребности в благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными являются варианты, когда желания “для себя” полностью отсутствуют.

Определяются качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений. Наиболее часто здесь встречаются ответы, о желании обладать определенными материальными благами, иметь какие-то новые качества, способности, приобрести друзей, повысить успеваемость, выполнять требования воспитателей и др. Неблагоприятными вариантами является фиксация всех ответов в сфере выполнения требований взрослых, а также совершенно конкретных (“мелких”) материальных благ (например, конфету, жвачку и мороженое). Следует обратить особое внимание на ответы, связанные с физической агрессией: как на открытые агрессивные тенденции (“Я хотел бы всех избить, уничтожить”, “Чтобы отомстить всем”, “Чтобы избили всех тех, кто меня обижает), так и жертвы агрессии: “Чтобы меня не били”, “Чтобы меня кто-нибудь защитил, когда меня снова начнут бить”).

Ответ “не знаю” является неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитии их рефлексии, о том, что ребенок не привык давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном “отказе” от желаний, их вытеснении, а также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда имеющей характер негативного протеста. Какой именно из вариантов имеет место в конкретном случае, следует выяснить в процессе дополнительной беседы. Определяется степень “протяженности” желаний во времени. Модальность высказывания (“Я хочу”, “Я хотел бы”). Использование сослагательного наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем “праве на желание”, является неблагоприятным симптомом.

Тест на развитие самоконтроля №2

Цель: изучить уровень самоконтроля, способность к оценке результатов этих действий и своих возможностей.

Инструкция: «Посмотри на картинки. Расскажи, что на них нарисовано? Объясни, почему так произошло».

Ситуации:

- на первой картинке изображено как девочка берет лейку, хочет полить цветы, но не может ее поднять;

- на второй картинке нарисована скамейка, через которую прыгает мальчик, но видно, что он зацепился и падает;

- на третей картинке девочка собирается качаться на качелях, но никак не может забраться на них;

- на четвёртой – нарисован мальчик на склоне снежной горы со сломанной лыжей.

Возможные варианты ответов

1. Если ребенок объясняет, что причина неудач в лейке, скамейке, качелях, горке, т.е. неудачи происходили по не зависящим от персонажей причинам, значит, он еще не научился оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с неудачей, он бросит начатое дело и займётся чем-нибудь другим – 1 балл.

2. Если ребенок видит причину события в самих персонажах и предлагает им потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит, у него хорошая способность к самооценке и самоконтролю – 2 балла.

3. Когда ребенок видит причину неудач и в персонаже и в объекте, это говорит еще и о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации – 3 балла.

Второй и тртий варианты ответов свойственны детям, прошедшим кризис 7 лет и способным более правильно (адекватно) оценивать себя и контролировать свою деятельность. Первый вариант ответов — типично «дошкольный», как правило, сочетается с неадекватно завышенной самооценкой, с неумением контролировать и оценивать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые методики диагностики готовности ребёнка к школе»

Консультация для воспитателей «Игровые методики диагностики готовности ребёнка к школе»...

Мотивационная готовность ребёнка к школе

Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребёнка....

Выступление на родительском собрании на тему: «Мотивационная готовность ребёнка к школе».

Мотивационная готовность к школе — это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил и степень их принятия....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....

Мотивационная готовность ребёнка к школе

Мотивационная готовность – это наличие выраженного интереса к учению, приобретению новых умений, знаний и получению новой информации об окружающем мире ...