Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание"
консультация

Погоришная Наталья Евгеньевна

Дошкольный возраст – очень важный период становления личности. Этот период имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Исследования учёных в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются представления об окружающем мире, обществе и культуре. Приобретается значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам и нравственным ценностям общества, а на его основе – навыки поведения, в которых отражаются уважительное отношение к сообществу детей и взрослых, ответственное отношение к различным видам труда и творчества, осознание справедливости и объективности моральных норм, явлений, происходящих в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_nrav-patr.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственно-патриотических чувств, любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста.

 Дошкольный возраст – очень важный период становления личности. Этот период имеет огромное значение в формировании личности ребёнка. Исследования учёных в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются представления об окружающем мире, обществе и культуре. Приобретается значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам и нравственным ценностям общества, а на его основе – навыки поведения, в которых отражаются уважительное отношение к сообществу детей и взрослых, ответственное отношение к различным видам труда и творчества, осознание справедливости и объективности моральных норм, явлений, происходящих в обществе.

   В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка: он переживает то, что с ним происходит, что его окружает, что им совершается. В старшем дошкольном возрасте чувства всё чаще становятся мотивами поведения ребёнка, регулируют поступки, действия и желания сообразно установленным нормам и ценностям, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Эмоции и чувства становятся «механизмом эмоциональной коррекции поведения» (А. В. Запорожец).

   Дошкольный возраст – это возраст, когда формируются основы личности, возможность для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. В процессе разностороннего воспитания в сердце ребёнка зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребёнка уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых, любви и привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать бережное отношение к родной природе и всему живому; воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за её достижения; поощрять интерес к событиям, происходящим в стране; расширять представления о малой Родине; рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; углублять знания о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов; воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.

   Чтобы воспитать в ребёнке это многогранное чувство любви к Родине, попробуем представить, основываясь на какие чувства будет сформировываться эта любовь и без чего она не сможет появиться. Из приобретенного опыта сопереживания как человеческого чувства способно вырасти сопереживание бедам и проблемам Родины. Научившись видеть красоту вокруг себя, ребёнок начинает восхищаться просторами и красотой своей Родины. Из умения ответственно и добросовестно относиться к порученному заданию вырастает в возможность трудиться на благо своей Родины.

   Чувство Родины…. С чего начинается Родина в сердце каждого малыша? Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». С отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к семье. Запахи, звуки родного дома, вид из окна, улыбка матери и колыбельная на ночь, нежное прикосновение чуть-чуть шершавых бабушкиных рук, свежие стружки под верстаком отца. Родные улица и двор, и детский сад, и первые друзья, родная природа – всё это Родина. Сколько открытий совершает ребёнок каждый день! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. Чувство Родины начинается с того, что ребёнок встречает каждый день, что его поражает, удивляет и восхищает, с того, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления он до конца не понимает и не осознаёт глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они ведут к формированию личности ребёнка. Задача взрослых – обогащать опыт ребёнка впечатлениями и фактами, доступными пониманию ребёнка дошкольного возраста, отбирать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и животный мир родного края; труд людей; отношения людей, раскрывающие ребёнку наш образ жизни.   Что же доступно его пониманию? Что может вызывать интерес, будоражить воображение, волновать? Какой бы огромной ни была наша страна, чувство любви человек испытывает к тем местам, где он родился, рос, ходил в школу и детский сад, купался в речке или катался на санках с горки. Яркие впечатления и образы, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь.

   Один из факторов, который имеет сильное влияние на воспитание любви к Родине – это родная природа. Источниками формирования любви являются и любование красотой природы, и бережное отношение к ней, и понимание преобразующей роли труда человека в природе. Воспитание любви к природе способствует развитию эстетической отзывчивости на всё прекрасное, что окружает ребёнка вокруг. Недаром В. А. Сухомлинский придавал большое значение воспитанию красотой: от любования прекрасным и понимания прекрасного – к созданию прекрасного, к стремлению жить по законам красоты: через красивое – к человечному.

   Родной город… Важно, чтобы родной город предстал перед ребёнком во всём величии, как самое неповторимое, дорогое и красивое. Необходимо познакомить дошкольника с историей города, традициями, достопримечательностями, памятниками и памятными местами, которые связанны с историческим прошлым. Начинать знакомство с родным городом нужно с ближайших улиц, района, постепенно расширяя диапазон объектов. Внимание ребёнка надо привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: библиотека, бульвар Заречный, проспект Ленина, парк «Дубки», памятник лётчику – космонавту В. М. Комарову и другие достопримечательности Ленинского района. Воспитанию любви к родному городу способствуют экскурсии. Такие прогулки надолго остаются в памяти ребёнка. От того, какими глазами он впервые увидел окружающее, что поразило его воображение, что он извлёк для себя из объяснений об историческом прошлом, зависит становление личности. Родители имеют больше возможностей, чем детский сад, чтобы поехать с ребёнком на экскурсию в любую часть города.

Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц. В честь кого они названы. Он должен знать свой почтовый адрес, путь от дома до детского сада, уметь ориентироваться в ближайших улицах, быть знаком с отдельными достопримечательностями, историческими местами родного города, главными улицами и проспектами, архитектурными ансамблями и памятниками. Именно поэтому надо помогать ребёнку, открывать историческое прошлое Родины, рассказывать о её защитниках. Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начала патриотических чувств. Очень важно прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа; формировать общее представление о народной культуре, её красоте и богатстве.

 Детская художественная литература помогает расширять кругозор ребёнка, уточнять и углублять знания некоторых исторических фактов и понятий. Расширять представления о Родине, вызвать патриотические чувства помогает просмотр презентаций, обучающих видео роликов, познавательных мультипликационных фильмов, соответствующей тематики.

   Воспитанию патриотических чувств, любви к Родине способствует углубление знаний о Российской армии, воспитание уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов. Открывая занавес исторического прошлого Родины, мы раскрываем ребёнку связь его счастливого, беззаботного детства с героическим прошлым старших поколений. На конкретных фактах из жизни старейших членов семьи и своих предков, участников Великой Отечественной, их фронтовых и трудовых подвигах в послевоенные годы дети открывают для себя такие важные понятия, как «долг», «честь», «любовь к Отчизне», «военная доблесть».  Старшим дошкольникам можно рассказать о том, что в Великую Отечественную войну многие дети лишились родителей и того, что им принадлежало по праву,- счастливого детства. Для иллюстрации этого в распоряжении взрослых имеется немало материалов. Пусть не всё поймут дети сейчас, но останется след в их сердце, и они осмыслят это несколько позже. Воспитание признательности к тем, кто отстоял счастливое настоящее, формируется не только задушевными беседам, но и почитанием семейных реликвий.  Необходимо показать детям имеющиеся в семье ордена и медали, фотографии военных лет. Ребёнок должен гордиться тем, что его прадедушка или прабабушка были участниками великих исторических событий, великой битвы, благодаря которой страна победила врага, дав всем нам право на счастливое настоящее.

   Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство Родины должно проявляться в активной форме. Воспитывая в дошкольнике любовь к Родине, необходимо поддерживать детскую познавательную инициативу, предоставить ему возможность проявлять себя в чувствах, действиях, в разнообразных видах деятельности (играх, занятиях, труде, повседневном общении со взрослыми). Это помогает ему переосмысливать сумму получаемых знаний о Родине, выражать своё отношение к ней в делах.

   Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь всё, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество.

Стихи для заучивания с детьми.

Главные слова.

В детском садике узнали

Мы прекрасные слова.

Их впервые прочитали:

Мама, Родина, Москва.

Пролетят весна и лето.

Станет солнечной листва.

Озарятся новым светом

Мама, Родина, Москва.

Солнце ласково нам светит.

Льётся с неба синева.

Пусть всегда живут на свете

Мама, Родина, Москва!

Л. Олифирова

Родина.

Если скажут слово родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор.

А другим наверно вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

З. Александрова

Что мы Родиной зовём.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском.

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём.

И под небом синим-синим

Флаг России над кремлём.

В. Степанов

Родина.

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нём умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котёнок…и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щёчке родинка –

Это тоже Родина.

Т. Бокова

Наша Родина.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы.

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

В. Степанов

   

Консультация для родителей

«Формирование нравственно-патриотических чувств, любви к Родине у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад 160»

г. Нижний Новгород

Погоришная

Наталья Евгеньевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе".

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные ...

Консультация для родителей Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные по...

Консультация для родителей. Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.Личность ребенка начинает форми...

Консультация на тему: «Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Дошкольный возраст-это время, когда закладываются самые глубинные оценки окружающего мира, это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период...

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание - воспитание нравственности, духовности и интеллекта"

В консультации рассматриваются следующие вопросы:Что в природе оказывает влияние на духовно-нравственное развитие детей? Чем характеризуются взаимоотношения современных детей с природой? Как...

Консультация для воспитателей" Экологическое воспитание-это воспитание нравственности,духовности и интелекта"

Консультация для воспитателей" Экологическое воспитание -это воспитание нравственности,духовности и интелекта"...

Конспект индивидуальной консультации по вопросам семейного воспитания "Влияние семейного воспитания на нравственное развитие ребёнка"

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Несмотря на то, что в дошкольном возрасте формируются только зачатки подлинной нравственности - именно они, окрепнув, станут фун...