Педагогический очерк
методическая разработка (старшая группа)

Немченко Наталья Анатольевна

Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей современных дошкольников: мой личный опыт»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_ocherk.docx68.63 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей современных дошкольников: мой личный опыт»

Немченко Наталья Анатольевна, МАДОУ Детский сад № 21 «Иволга», Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста: мой личный опыт», воспитатель

На свете есть много и разных профессий,

И в каждой есть прелесть своя,

Но нет благородней, нужней и чудесней,

Чем та, кем работаю я!

Я уже 30 лет работаю воспитателем, и ни на секунды не усомнилась в своём выборе.  Помню, с какой радостью и волнением я шла на свой первый рабочий день, было ощущение полёта и вместе с тем неуверенности: а всё ли получится? И вот уже много лет я «лечу» на свою работу, потому что знаю, что меня там ждут мои маленькие друзья. Именно друзья, потому что мы всегда поддерживаем друг друга в любой ситуации.

Быть воспитателем – не просто. С одной стороны это огромная ответственность. С другой – полный драйв! Любить всем сердцем детский смех, детскую речь, непосредственность, чувствовать в себе море творческого потенциала – это для меня удовольствие! А разве можно отказать себе в удовольствии?!

Хотя с каждым годом работать становится сложнее. Я помню как мы, педагоги изучали федеральный государственный стандарт, учились разрабатывать различные программы, обучались компьютерным курсам, впервые услышали слово «Проект». На мой взгляд, в работе есть как плюсы, так и минусы. Плюс в том, что появились современные технологии и инновации, которые помогают развиваться как педагогам, так и воспитанникам. А минус в том, что меньше времени уходит на воспитание и обучение детей, так как больше появилось документации.

Я работаю в детском саду по основной образовательной программе дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным стандартом с детьми старшего дошкольного возраста. В центре данной программы - современный ребенок, его уникальная и творческая личность. Программа обеспечивает поддержку индивидуальности каждого ребенка, его социальное, нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие.

 Для того чтобы моя работа имела положительный результат, я ставлю перед собой задачи:

  •  охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;
  • развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;
  • формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
  • формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
  • воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

В этом возрасте расширяются интеллектуальные возможности детей. Дети не только выделяют существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинают устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов.

Продолжает совершенствоваться речь. Совершенствуется связная, монологическая речь. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, замок принцессы, события, волшебников и др.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут несколько аз поменяться). Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразнее, включает сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Существует мнение, что современные дети развиваются быстрее, чем наше поколение детей. Хочу с этим не согласиться. Да, может с гаджетами они, и разбираются, даже лучше взрослых. Но не всегда современный дошкольник перед выходом в школу показывает хорошие результаты освоения программы. И виноват в этом не педагог, а гаджеты, которые привлекают детей больше, чем например чтение перед сном сказки.

Я хочу отметить суть своего подхода к детям в своей работе. У каждого педагога есть своя определенная методика воспитания детей. У некоторых воспитание строится по принципу «как меня, так и я», некоторые, наоборот, стараются не повторить ошибок своих родителей. Я для себя определила свой подход к воспитательно — образовательной деятельности, который использую в своей работе. К ним я отношу доброжелательное отношение к своим воспитанникам и их родителям, взаимопомощь, приветливость, доброту. Всему этому я и учу детей. Самая главная задача моей педагогической деятельности — разглядеть в каждом ребенке индивидуальные и психологические способности, и дать ему возможность развивать эту индивидуальность, чтобы он вырос сильной личностью. Веду сотрудничество со специалистами: педагогом – психологом и логопедом.

Помните, несколько лет назад мы проводили с воспитанниками занятия школьного типа. А сейчас, мы ушли от этого, и обучение в детском саду осуществляем в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, а также свободной деятельности детей. Считаю это очень важным, ведь дети должны получать знания и навыки не только на занятиях, но и в течение всего дня.

В своей работе, прежде всего, я испытываю повышенный интерес к обновлению предметно – пространственной развивающей среды группы. Необходимо моделировать среду так, чтобы она способствовала максимальному развитию личности каждого ребёнка. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. В своей работе я уделяю большое внимание развитию игровой деятельности. Игровая технология реализуется через такие методы как: игры с правилами, подвижные игры, игры - драматизации, сюжетно – ролевые игры, режиссерские игры, сказка терапия, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки. А чтобы дети быстрее запомнили их, я использую мнемотаблицы.

      Мною в работе с детьми также используется игровая технология интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича. Игры В. Воскобовича — необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника.  Они создают благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. Я разрабатываю конспекты НОД с использованием этих игр, применяю игры в свободной деятельности с детьми. Открыть изображение

            Здоровьесберегающую технологию реализую через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ОЗОЖ, и др. При использовании здоровьесберегающей технологии тесно сотрудничаю с инструктором по физической культуре и старшей медсестрой. Благодаря нашему инструктору по физической культуре, многие воспитанники моей группы имеют хорошие физические показатели, завоёвывают призовые места в спортивных соревнованиях. Открыть изображение

Широко использую исследовательский метод обучения, именно он наиболее соответствует и природе, и современным задачам обучения дошкольников. Именно через сказки, игры, искусство, исследовательское конструирование я стараюсь научить детей старшего возраста самостоятельно мыслить, делать выводы, размышлять, прислушиваться к другим людям. На базе нашего детского сада функционирует стажировочная площадка «Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста: элементарное детское экспериментирование», где я неоднократно предоставляла свой опыт работы, так как в моей группе существует мини – лаборатория по экспериментированию. https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkIhc7YZFRxEkpfo2StEMNXqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyicОткрыть изображение

Открыть изображение

Ещё одно из направлений моей деятельности является нравственно - патриотическое воспитание детей. Свою работу в данном направлении я начала с краткосрочного проекта «Моя семья». Главной задачей проекта было формирование у ребенка духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родному дому. При работе с проектом применяла следующие формы: беседы о семье «Моя дружная семья», «Что такое семья»,  «Моё имя», «Права и обязанности в семье»; непосредственно образовательную деятельность «Как ты заботишься о членах своей семьи.

Использование современных образовательных технологий и методик помогают старшим дошкольникам добиться больших достижений и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Работа с родителями, это тот фундамент, на который, я смело могу опереться. Поиск новых форм работы с родителями всегда актуален. Помимо традиционных форм работы с родителями, я активно использую инновационные: круглый стол, тематические выставки, консультации специалистов, мастер – классы, семейные спортивные игры, различные акции. В моей копилке спортивные соревнования с участием родителей, такие как «Семейные игры», акции «Посади дерево», «Ненужную бумагу – на полезное дело», «Верный друг» - благотворительная помощь приюту для бездомных животных, «Подари детям книгу» - благотворительная акция воскресным школам и сельским библиотекам; совместная поделка с родителями. Мне очень нравиться сотрудничать с родителями. Открыть изображение  Открыть изображение  Открыть изображение  Открыть изображение

Я постоянно веду поиск новых интересных приемов для того, чтобы из каждой встречи с детьми сделать праздник. И если я вновь увижу заинтересованные глаза своих воспитанников, услышу тысячу вопросов и смогу на них ответить, значит, день был прожит не зря. Что будет дальше? А дальше будет новый день, новые дети, а с ними новый этап моей педагогической деятельности, полный стремлений к новым свершениям и победам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий очерк о программе "Сообщество"

Краткий очерк о программе "Сообщество"...

Биографический очерк.

Детский сад наш Тополеки не низок, не высок.Он теплом души согрет,Здесь улыбок детских смех.Каждый, кто в него войдет, Словно в сказку попадет!Приходите, ждем вас в сад,Здесь детишкам каждый рад!...

Конкурс "Педагогический старт 2015" - Очерк "Мы растём вместе..."

Конкурс "Педагогический старт 2015" - "Очерк "Мы растём вместе..."...

Педагогический очерк

Педагогический очеерк...

«Дружба народов» Корчагина Анна Александровна г. Саратов, МАДОУ «ЦРР-детский сад №215 «Капельки солнца» Номинация: Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей с

Рано или поздно детство заканчивается, но не для меня! Счастливые моменты радости, беззаботности, уверенности в светлом будущем я проживаю день ото дня. Спросите почему? Я отвечу: ...

Педагогический очерк. Ценности как основа воспитания в современных образовательных организациях

Не все так просто с воспитанием дошколят в современных реалиях. Самый наш хрупкий и беззащитный слой общества – дети, как никто нуждаются в кропотливом и бережном уходе, нежном пестовании, забот...

Педагогический очерк воспитателя

использование современных педагогических технологий и методов в работе воспитателя...