Главные вкладки

    Краткий очерк о программе "Сообщество"
    материал (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

    Мазнева Елена Александровна

    Краткий очерк о программе "Сообщество"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kratkiy_ocherk_o_programme_Soobshchestvo.doc48.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Образовательная  программа

    СООБЩЕСТВО

        Образовательная программа “Сообщество” (первоначальное название — “Шаг за шагом”) — Международный проект института “Открытое общество”, рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

        В России реализуется с 1994 года. По этой программе работают 26 стран мира. В России — 20 регионов от Москвы до Владивостока.

    Философия программы «Сообщество»

    В основе философии программы «Сообщество» лежит  убеждение, что ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность.

    Философия программы основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.

    Программа имеет личностно-ориентированную технологию - задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.

    Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

     «В программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах детской деятельности. Принцип этот особенно адекватен специфике дошкольного возраста, в котором образование является «не предметным, а комплексным». (О.Л.Князева. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах. М., 1999)

     О соответствии программы «Сообщество» требованиям государственного стандарта дошкольного образования: «...программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка, способствовать развитию любознательности как основы познавательной активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу об эмоциональном благополучии». (Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ Российской Федерации МО РФ от 24.04.95).

     «Анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений, работающих по программе «Сообщество», свидетельствует о бесспорном совпадении целей и ценностей, заложенных в данной программе и в стандарте дошкольного образования» (О.Л. Князева. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах. М., 1999)

     Одна из главных целей программы:

     способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.

    Программа основана:

     На уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам, потребностям, эмоциональному благополучию;

     индивидуализации образования для каждого ребенка;

     ориентации педагогов на постоянный анализ динамики развития ребенка и коррекцию педагогической деятельности;

     предоставлении ребенку возможности выбора деятельности, способа действий, места, времени, партнеров, как через совместное со взрослыми планирование, так и через непосредственную работу в центрах активности;

     на определении роли педагога, как «оказание помощи и поддержки ребенка в его самостоятельном активном инициативном познании окружающего мира»;

     при  активном  участии семьи в реализации програмы.

    Организация развивающей среды

    Принципы формирования развивающей среды такие же, как и во всех российских дошкольных программах:

    физическая и психологическая безопасность;

    возрастная ориентированность;

    доступность;

    динамичность;

    разноуровневость.

    Специфика заключается в том, что созданная в группах и помещениях детского сада развивающая среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий.

      Все пространство группы поделено на Центры активности, количество и направленность которых зависят от возрастной группы:

    Центр литературы

    Центр изобразительного творчества

    Центр сюжетно-ролевой игры

    Центр науки и природы

    Центр настольных игр и математики

    Центр строительства

    Спортивный центр  

    Центр песка и воды

    Центр кулинарии.

            Виды центров активности могут изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах.        

     Например, могут появиться такие центры, как центр садоводства, огород, центр рукоделья, центр работы с деревом, «механические мастерские» и т.п.

    Все центры интегративны по своей сути.

    Центр книги может быть одновременно и центром грамоты, центром книгоиздательства, центром драматизации.

    Это очень важно, так как  помимо возможностей, определенных возрастом, есть и индивидуальные интересы, возможности и потребности детей, а также реальная возможность ориентации на зону ближайшего развития ребенка.

     Центры активности открыты ежедневно, материалы в них дополняются, заменяются по мере необходимости и по мере продвижения в изучаемой теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых и детей.

    В данном случае используется так называемый феномен Пиаже - «не важно, над чем вы работаете, важно использовать предметы, находящиеся вокруг вас, а не абстрактные».

    То, что ребенок не захотел, не сумел, не успел сделать сегодня, то, что привлекло его внимание в работе других детей, он может сделать завтра и в любой другой день, так как центры активности открыты всегда.

     Индивидуализация в программе «Сообщество»

     Прежде всего, это предоставление детям возможности выбора содержания (образовательной темы), выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, последовательности и длительности действий, выбора партнеров, выбора результатов и способов их оценивания.

    Педагог строит образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития.

    Видение особенностей, перспектив и потребностей развития координируется и согласовывается с родителями ребенка.

    Организация жизнедеятельности детей в  программе «Сообщество"

    Утренний сбор: планирование деятельности.

    Работа в центрах активности: деятельность детей по реализации собственных проектов и планов; наблюдение, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми.

    Итоговый сбор: оценка результатов.

    Занятия: Физкультурное/музыкальное.

    Игры, работа с правилами, индивидуальная работа и коррекционно-развивающая работа, самостоятельные игры.

    Прогулка.

    Групповой сбор

             — один из любимых “ритуалов”, принятых в программе. В это время дети сидят в кругу  на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы.

    Утренний сбор

    Дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня.

    Играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений.

    Обмениваются новостями, задают вопросы.

    Определяют тему работы.

    Планируют содержание и формы работы по теме, если тема новая и/или планируют свою работу в центрах, если тема продолжается.

     Вечерний (Итоговый) сбор

    Задача итогового сбора - рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы.

    На итоговый сбор дети приносят свои работы - рисунки, написанные слова, прочитанные книги, выпеченное печенье - все, что может быть принесено.

    Итоговый сбор проводится для оценивания самими детьми своих успехов, для объединения результатов всех детей.

    Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов.

    Обучение и развитие детей представляют собой интегрированный процесс: каждая область детского развития связана с другими. Обучение математическим умениям, например, счету и измерению, приведет к новым достижениям в строительных играх, - ребенок сам сможет отсчитать, сколько кирпичиков понадобится для маленькой или большой машины; к достижениям в ответственных домашних действиях - определить, сколько муки и чем нужно отмерить для пирога.

    Кроме того, у разных детей разный стиль познания - кто-то предпочитает слушать рассказы взрослых или сверстников, читать или придумывать; кто-то познает мир через деятельность - рисует, строит, разбирает и вновь собирает игрушки.

     Тематические проекты, объединяющие в одной теме все способы познания, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, кто-то читает и «пишет» книжку, кто-то делает опыты), все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.

    Темы проектов могут быть самыми различными - как более конкретными («Дома», «Игрушки», «Транспорт»), так и достаточно абстрактными («Дружба», «Мои права», «Удовольствия», «Превращения»), как более близкими практическому опыту детей («Домашние животные», «Посуда», «Зима»), так и удаленными («Космос», «Море»).

    В любом случае, темы, основанные на интересах и потребностях самих детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение. Интегративность темы дает возможность детям найти способы для реализации своих интересов, для приложения своих умений, позволяет каждому найти свое место в общем деле.

          Три принципа, на которых должна строиться работа в группе.

    Свобода.

    Самостоятельность.

    Совместная деятельность.

     Эти «три принципа» и «три составные части» хороши в том случае, если   объединены  общим содержанием или общей задачей.

    Общее содержание, общая задача, в рамках, в которых каждый ребенок свободен и самостоятелен, может привести,   к следующим эффектам:

    дети приобретают умение действовать в соответствии с задачей;

    работа на основе задач мотивирует к выполнению работы;

    принятая задача стимулирует работать целенаправленно;

    каждый ребенок знает, чего от него ожидают;

    дети учатся формулировать собственные задания;

    стимулируется принятие ответственности за себя, за свою маленькую команду;

    приобретается умение планировать собственную учебную деятельность.

    Включение родителей в программу

     Программа «Сообщество» изначально определена авторами как «программа для детей, родителей и педагогов» (К.Хансен, Р.Кауфманн, К. Уолш. Организация программы, ориентированной на ребенка. М., 1999). Это означает, что педагоги принимают семью как «первое и самое главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка».    

    Технологический процесс программы «Сообщество» поощряет непосредственное присутствие членов семьи ребенка в группе, активное участие в оценивании и прогнозировании его развития, в планировании и осуществлении развивающего обучения.    

    Реальное присутствие и участие семьи в жизни группы оказывает:

     психологическую поддержку ребенку;

    психоэмоциональную поддержку матери (ощущение покоя, уверенности за ребенка);

    приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования;

    дает родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел и во время общения с чужими взрослыми, например, близкими других детей;

    дает родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности на фоне других детей группы;

    дает ребенку право гордиться своими близкими (это моя мама занималась сегодня с детьми);

    дает воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях общения;

    дает возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития;

     дает возможность преемственного продолжения работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивает содержательную и организационную преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком дома);

    дает возможность участия родителей в групповых делах и занятиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Биографический очерк.

    Детский сад наш Тополеки не низок, не высок.Он теплом души согрет,Здесь улыбок детских смех.Каждый, кто в него войдет, Словно в сказку попадет!Приходите, ждем вас в сад,Здесь детишкам каждый рад!...

    Очерк "В каждой семье есть свой герой"

    Работа победителя областного  конкурса работников профсоюза «Лучшая публикация», посвященный 70-летию Победы в великой Отечественной войне  1941-1945 гг....

    Очерк "Ими гордится страна"

    Война - страшное событие в жизни каждого народа. Она несет холод, голод, страдания, смерть. Война ужасна тем, что ее следы надолго остаются в памяти, в сердце народа через многие поколения. Хочет...

    Конкурс "Педагогический старт 2015" - Очерк "Мы растём вместе..."

    Конкурс "Педагогический старт 2015" - "Очерк "Мы растём вместе..."...

    очерк по творчеству Г.И.Чороса - Гуркина

    Очерк посвящен изучению вклада Г.И.Чорос-Гуркина в становлении личности подрастающего поколения. Для Сибирского региона таким авторитетом является Григорий Иванович Чорос Гуркин.Он был признанным маст...


     

    Комментарии

    Не знаете, где можно скачать эту программу?

    Мазнева Елена Александровна

    Ссылки к сожалению нет(((

    Рыженко Светлана Ивановна

    Это известная с 90-х годов Соросовская программа "Step bei step". Я, работая в Казахстане длительное время, обучалась на курсах ЮНЕСКО, которые не жалели на неё денег, поскольку её личностно-оринтированный характер подхода к детям, их родителям -несомненен. Воспитатель выступал как супервайзер, а мать, отец или бабушка как волонтёр или как помощник педагога в подготовке и проведения не только занятий, но и детской свободной деятельности.Можно посмотреть на сайтах дошкольного образования РК. Сара Назарбаева курировала и продвигала эту программу!