Краткий очерк о программе "Сообщество"
материал (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Мазнева Елена Александровна

Краткий очерк о программе "Сообщество"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratkiy_ocherk_o_programme_Soobshchestvo.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная  программа

СООБЩЕСТВО

    Образовательная программа “Сообщество” (первоначальное название — “Шаг за шагом”) — Международный проект института “Открытое общество”, рекомендована Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

    В России реализуется с 1994 года. По этой программе работают 26 стран мира. В России — 20 регионов от Москвы до Владивостока.

Философия программы «Сообщество»

В основе философии программы «Сообщество» лежит  убеждение, что ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность.

Философия программы основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.

Программа имеет личностно-ориентированную технологию - задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.

Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

 «В программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах детской деятельности. Принцип этот особенно адекватен специфике дошкольного возраста, в котором образование является «не предметным, а комплексным». (О.Л.Князева. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах. М., 1999)

 О соответствии программы «Сообщество» требованиям государственного стандарта дошкольного образования: «...программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка, способствовать развитию любознательности как основы познавательной активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу об эмоциональном благополучии». (Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ Российской Федерации МО РФ от 24.04.95).

 «Анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений, работающих по программе «Сообщество», свидетельствует о бесспорном совпадении целей и ценностей, заложенных в данной программе и в стандарте дошкольного образования» (О.Л. Князева. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах. М., 1999)

 Одна из главных целей программы:

 способствовать развитию потенциальных возможностей каждого ребенка, воспитанию активного человека, способного реализовать себя в жизни.

Программа основана:

 На уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам, потребностям, эмоциональному благополучию;

 индивидуализации образования для каждого ребенка;

 ориентации педагогов на постоянный анализ динамики развития ребенка и коррекцию педагогической деятельности;

 предоставлении ребенку возможности выбора деятельности, способа действий, места, времени, партнеров, как через совместное со взрослыми планирование, так и через непосредственную работу в центрах активности;

 на определении роли педагога, как «оказание помощи и поддержки ребенка в его самостоятельном активном инициативном познании окружающего мира»;

 при  активном  участии семьи в реализации програмы.

Организация развивающей среды

Принципы формирования развивающей среды такие же, как и во всех российских дошкольных программах:

физическая и психологическая безопасность;

возрастная ориентированность;

доступность;

динамичность;

разноуровневость.

Специфика заключается в том, что созданная в группах и помещениях детского сада развивающая среда служит, в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию, а не обеспечению деятельности педагога при организации им занятий.

  Все пространство группы поделено на Центры активности, количество и направленность которых зависят от возрастной группы:

Центр литературы

Центр изобразительного творчества

Центр сюжетно-ролевой игры

Центр науки и природы

Центр настольных игр и математики

Центр строительства

Спортивный центр  

Центр песка и воды

Центр кулинарии.

        Виды центров активности могут изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах.        

 Например, могут появиться такие центры, как центр садоводства, огород, центр рукоделья, центр работы с деревом, «механические мастерские» и т.п.

Все центры интегративны по своей сути.

Центр книги может быть одновременно и центром грамоты, центром книгоиздательства, центром драматизации.

Это очень важно, так как  помимо возможностей, определенных возрастом, есть и индивидуальные интересы, возможности и потребности детей, а также реальная возможность ориентации на зону ближайшего развития ребенка.

 Центры активности открыты ежедневно, материалы в них дополняются, заменяются по мере необходимости и по мере продвижения в изучаемой теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых и детей.

В данном случае используется так называемый феномен Пиаже - «не важно, над чем вы работаете, важно использовать предметы, находящиеся вокруг вас, а не абстрактные».

То, что ребенок не захотел, не сумел, не успел сделать сегодня, то, что привлекло его внимание в работе других детей, он может сделать завтра и в любой другой день, так как центры активности открыты всегда.

 Индивидуализация в программе «Сообщество»

 Прежде всего, это предоставление детям возможности выбора содержания (образовательной темы), выбора видов деятельности, выбора способа выполнения деятельности, последовательности и длительности действий, выбора партнеров, выбора результатов и способов их оценивания.

Педагог строит образовательную работу с ребенком на основе систематического наблюдения и анализа его развития.

Видение особенностей, перспектив и потребностей развития координируется и согласовывается с родителями ребенка.

Организация жизнедеятельности детей в  программе «Сообщество"

Утренний сбор: планирование деятельности.

Работа в центрах активности: деятельность детей по реализации собственных проектов и планов; наблюдение, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми.

Итоговый сбор: оценка результатов.

Занятия: Физкультурное/музыкальное.

Игры, работа с правилами, индивидуальная работа и коррекционно-развивающая работа, самостоятельные игры.

Прогулка.

Групповой сбор

         — один из любимых “ритуалов”, принятых в программе. В это время дети сидят в кругу  на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы.

Утренний сбор

Дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня.

Играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений.

Обмениваются новостями, задают вопросы.

Определяют тему работы.

Планируют содержание и формы работы по теме, если тема новая и/или планируют свою работу в центрах, если тема продолжается.

 Вечерний (Итоговый) сбор

Задача итогового сбора - рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успехи и трудности, наметить перспективы.

На итоговый сбор дети приносят свои работы - рисунки, написанные слова, прочитанные книги, выпеченное печенье - все, что может быть принесено.

Итоговый сбор проводится для оценивания самими детьми своих успехов, для объединения результатов всех детей.

Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется воспитателями вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов.

Обучение и развитие детей представляют собой интегрированный процесс: каждая область детского развития связана с другими. Обучение математическим умениям, например, счету и измерению, приведет к новым достижениям в строительных играх, - ребенок сам сможет отсчитать, сколько кирпичиков понадобится для маленькой или большой машины; к достижениям в ответственных домашних действиях - определить, сколько муки и чем нужно отмерить для пирога.

Кроме того, у разных детей разный стиль познания - кто-то предпочитает слушать рассказы взрослых или сверстников, читать или придумывать; кто-то познает мир через деятельность - рисует, строит, разбирает и вновь собирает игрушки.

 Тематические проекты, объединяющие в одной теме все способы познания, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, кто-то читает и «пишет» книжку, кто-то делает опыты), все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.

Темы проектов могут быть самыми различными - как более конкретными («Дома», «Игрушки», «Транспорт»), так и достаточно абстрактными («Дружба», «Мои права», «Удовольствия», «Превращения»), как более близкими практическому опыту детей («Домашние животные», «Посуда», «Зима»), так и удаленными («Космос», «Море»).

В любом случае, темы, основанные на интересах и потребностях самих детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение. Интегративность темы дает возможность детям найти способы для реализации своих интересов, для приложения своих умений, позволяет каждому найти свое место в общем деле.

      Три принципа, на которых должна строиться работа в группе.

Свобода.

Самостоятельность.

Совместная деятельность.

 Эти «три принципа» и «три составные части» хороши в том случае, если   объединены  общим содержанием или общей задачей.

Общее содержание, общая задача, в рамках, в которых каждый ребенок свободен и самостоятелен, может привести,   к следующим эффектам:

дети приобретают умение действовать в соответствии с задачей;

работа на основе задач мотивирует к выполнению работы;

принятая задача стимулирует работать целенаправленно;

каждый ребенок знает, чего от него ожидают;

дети учатся формулировать собственные задания;

стимулируется принятие ответственности за себя, за свою маленькую команду;

приобретается умение планировать собственную учебную деятельность.

Включение родителей в программу

 Программа «Сообщество» изначально определена авторами как «программа для детей, родителей и педагогов» (К.Хансен, Р.Кауфманн, К. Уолш. Организация программы, ориентированной на ребенка. М., 1999). Это означает, что педагоги принимают семью как «первое и самое главное действующее лицо в воспитании и образовании ребенка».    

Технологический процесс программы «Сообщество» поощряет непосредственное присутствие членов семьи ребенка в группе, активное участие в оценивании и прогнозировании его развития, в планировании и осуществлении развивающего обучения.    

Реальное присутствие и участие семьи в жизни группы оказывает:

 психологическую поддержку ребенку;

психоэмоциональную поддержку матери (ощущение покоя, уверенности за ребенка);

приобщает членов семьи ребенка к ценностям личностно-ориентированного образования;

дает родителям реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками во время общих дел и во время общения с чужими взрослыми, например, близкими других детей;

дает родителям представление об уровне развития через наблюдение ребенка в деятельности на фоне других детей группы;

дает ребенку право гордиться своими близкими (это моя мама занималась сегодня с детьми);

дает воспитателю разностороннюю информацию о характере взаимоотношений ребенка с близкими, о стилях общения;

дает возможность конструктивного разговора о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития;

 дает возможность преемственного продолжения работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивает содержательную и организационную преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком дома);

дает возможность участия родителей в групповых делах и занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биографический очерк.

Детский сад наш Тополеки не низок, не высок.Он теплом души согрет,Здесь улыбок детских смех.Каждый, кто в него войдет, Словно в сказку попадет!Приходите, ждем вас в сад,Здесь детишкам каждый рад!...

Очерк "В каждой семье есть свой герой"

Работа победителя областного  конкурса работников профсоюза «Лучшая публикация», посвященный 70-летию Победы в великой Отечественной войне  1941-1945 гг....

Очерк "Ими гордится страна"

Война - страшное событие в жизни каждого народа. Она несет холод, голод, страдания, смерть. Война ужасна тем, что ее следы надолго остаются в памяти, в сердце народа через многие поколения. Хочет...

Конкурс "Педагогический старт 2015" - Очерк "Мы растём вместе..."

Конкурс "Педагогический старт 2015" - "Очерк "Мы растём вместе..."...

очерк по творчеству Г.И.Чороса - Гуркина

Очерк посвящен изучению вклада Г.И.Чорос-Гуркина в становлении личности подрастающего поколения. Для Сибирского региона таким авторитетом является Григорий Иванович Чорос Гуркин.Он был признанным маст...


 

Комментарии

Не знаете, где можно скачать эту программу?

Мазнева Елена Александровна

Ссылки к сожалению нет(((

Рыженко Светлана Ивановна

Это известная с 90-х годов Соросовская программа "Step bei step". Я, работая в Казахстане длительное время, обучалась на курсах ЮНЕСКО, которые не жалели на неё денег, поскольку её личностно-оринтированный характер подхода к детям, их родителям -несомненен. Воспитатель выступал как супервайзер, а мать, отец или бабушка как волонтёр или как помощник педагога в подготовке и проведения не только занятий, но и детской свободной деятельности.Можно посмотреть на сайтах дошкольного образования РК. Сара Назарбаева курировала и продвигала эту программу!