Главные вкладки

    Рекомендации для педагогов " Характерологические особенности агрессивных детей"
    методическая разработка

    Клыкова Алёна Викторовна

          Проблема  агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни.  Учителя, воспитатели отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать и, зачастую, педагоги не знают, как справиться с их поведением.  В данном материале представлены  особенности проявлений агрессивных детей в разные возрастные периоды. А также предлагаются приёмы конструктивного взаимодействия с детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл harakterologicheskie_osobennosti_agressivnyh_detey.docx18.77 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Характерологические особенности агрессивных  детей».

           Проблема  агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни.  Учителя, воспитатели отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать и, зачастую, педагоги не знают, как справится с их поведением.

          Агрессивные дети - это та категория детей, которая, наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.  

      Важно выделить характерологические особенности, которые и станут предметом коррекционной работы.

           Характерологические особенности агрессивных детей.                    

    1. Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
    2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
    3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
    4. Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
    5. Всегда видят окружающих в собственном деструктивном поведении.
    6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т. д.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
    7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
    8. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
    9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
    10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.
    11.  Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
    12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
    13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.
    14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий         (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
    15. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.
    16. Имеют высокий уровень личностной тревожности.
    17. Имеют неадекватную самооценку, чаще низкую; чувствуют себя отверженными.  

      Анализируя агрессивность как свойство личности , психологами работающими с детьми, были выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства в той или иной степени.

    Диагностические критерии агрессивности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

    1. Часто (по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
    2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
    3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
    4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
    5. Завистливы и мстительны.
    6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

    О ребенке, у которого в течении 6 и более месяцев одновременно устойчиво проявляются 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. И таких детей можно называть агрессивными.

    Диагностические критерии агрессивности для детей среднего школьного возраста и подростков.

    1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).
    2. Инициируют физические драки.
    3. Используют в драке предметы, которые могут ранить.
    4. Физически жестоки по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).
    5. Воровство по отношению к человеку, который не нравится.
    6. Намеренная порча имущества.
    7. Шантаж, вымогательство.
    8. Отсутствие дома ночью без разрешения родителей.
    9. Побег из дома.
    10. Не ходит в школу, либо выгнали из школы.

    В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течение  6-ти и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.

       

    Приемы эффективного, конструктивного

               взаимодействия с детьми.

    1. Говорить  с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я».  Я начинаю раздражаться и злиться, когда во время урока играют в телефоне.
    2. Слушать ребенка, быть внимательным к его чувствам.
    3. Не оценивать личность в ребенка, а говорить о нежелательном действиях ребенка. Мне не нравится, когда опаздывают на урок.   Меня беспокоит, что поздно приходишь домой. Я не люблю, когда оставляют грязную посуду.
    4. Стараться видеть в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения.
    5. Обладать навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.
    6. Установить границ дозволенного, которые должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречие с его потребностями.
    7. Обговорить с ребенком возможные меры наказания.

    Ты не будешь смотреть телевизор, если не сделаешь домашнее задание.

    1. Строго придерживаться своих слов и обещаний.

    «Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохо»  /Ю. Гиппентрейтер/

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    психологические особенности агрессивности детей

    рассматривание основных особенностей агрессивного поведения детей...

    Особенности агрессивности детей дошкольного возраста. Методы взаимодействия с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра.

    Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики з...

    Рекомендации для родителям по коррекции агрессивности детей

    Задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях....

    Консультация для воспитателей "Характерологические особенности темперамента детей дошкольного возвраста"

    Консультация для воспитателей "Характерологические особенности темперамента детей дошкольного возвраста...

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Тенденцией современного общества является постоянный рост агрессии. Агрессия «выплёскивается» на нас из средств...