Выступление на педагогическом совете на тему: "Квест-игра как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками"
статья

Мингазова Лейсан Гамилевна

"Квест-игра как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 88

Выступление на педагогическом совете

на тему:

«Квест-игра, как форма образовательной деятельности

со старшими дошкольниками»

Составила: воспитатель                                                              

                                                                     Мингазова Л.Г.

г. Нижнекамск,

2020-2021уч. г.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования.

Развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками является основной дидактической технологией ФГОС дошкольного образования. Ребенок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через «ворота детской игры».

Поэтому на сегодняшний день перед дошкольным образованием стоит серьезная задача: не просто предложить воспитанникам ряд образовательных мероприятий в различных формах по какой-либо теме, а организовать единый процесс взаимодействия всех участников педагогического процесса (воспитанников, членов их семей и педагогов), основанный на гармоничной интеграции различных образовательных областей.

Одной из наиболее интересных и близких воспитанникам форм организации педагогического процесса, отвечающей поставленной задаче, является игра. Но не проста игра, а квест-игра.

В квесте (англ. quest, или приключенческая игра) всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. В случае проведения его в детском саду, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо-ориентированные коллективные задания и находя подсказки. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательноисследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей.

Цель исследования является внедрение в практику работы педагогов с детьми старшего дошкольного возраста квесттехнологий: конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержания квест игры; формировать партнерские навыки, социально-коммуникативные качества во взаимоотношениях педагог-ребенок; создать условия для самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Материалы и методы. В каких бы условиях не проводился квест, будь то отдельное помещение, здание всего детского сада, уличная веранда или спортивная площадка, основными задачами его будут: Способствовать всестороннему развитию детей; Развитие социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач; Побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации; Обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС): социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития; Создание положительного эмоционального настроя. Выбор сюжета квеста может диктоваться календарной или проектной тематикой, а так же решением конкретной педагогической проблемы (например, расширить знания детей о русских народных сказках). Персонажи и их количество определяются не только сюжетной линией, но и необходимостью перемещения детей несколькими группами одновременно.

План подготовки игры-квест включает в себя следующие обязательные пункты: Написание сценария, содержащего информацию познавательного характера; Подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, берестяная грамота, подсказки и т.д.); Разработка маршрута передвижений: во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей, во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными, в третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков»; При методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка. Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку-направление для продолжения пути. Благодаря проведению квестов предметно-развивающая среда (ПРС) учреждения всегда мобильна, что соответствует требованиям ФГОС. Изменения в ПРС, согласно заданной тематике, могут быть заранее созданы с помощью детей и их родителей, что в свою очередь способствует поддержанию постоянного интереса к продуктивной деятельности и развитию наблюдательности у детей.

Подготовка реквизита для проведения каждого задания. Основа успеха проведения любого квеста зависит от выбранной темы, насколько актуальной и интересной будет она для 5-7 летних детей. Обладая даже небольшими знаниями по этой теме, и получив определенную свободу мышления и действий, при минимальном вмешательстве взрослого, дети смогут самостоятельно добиться нужного результата.

Роль педагога в данном случае сводится к ненавязчивому направлению детских рассуждений в нужное русло, а не к прямой подсказке! Таким образом, квест-игра стимулирует педагогов к переходу от авторитарного стиля работы со старшими дошкольниками к партнерским взаимоотношениям.

Результаты. Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий. Огромным плюсом в проведении такого мероприятия, является совместная работа всех ведущих специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, педагогорганизатор, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель).

Заключение и выводы. Современные требования, предъявляемые к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают тесную интеграцию всех образовательных областей, широкое разнообразие форм организации детской деятельности, опираясь на постоянное сотрудничество детей и взрослых, как равноправных партнеров. Такой подход к планированию образовательной деятельности в ДОУ позволяет в полной мере обеспечить системность и качество образовательного процесса, опираться на мотивацию и инициативу самого ребёнка, быть «вместе с детьми» и «следуя за детьми». Это и является основным требованием ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Выступление на педагогическом совете .  На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...

Асташенкова Наталья Валентиновна – ГБОУ школа № 297дошкольное отделение Пушкинского района г. Санкт- Петербурга Тезисы выступления на педагогическом совете в ДОУ на тему: «Развитие чувств у маленьких детей и дошкольников».

       Ребенку все интересно, каждая мелочь имеет для него значение. Мама провела карандашом по бумаге, и получилась картинка — настоящее волшебство! Полиэтиленовые пакеты т...

Выступление на педагогическом совете «Состояние работы коллектива ДОУ по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Выступление на педагогическом совете «Игровые проекты как одна из форм приобретения и обогащения социального опыта ребенка»

Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры....

Выступление на педагогическом совете на тему «Использование серии картин по формированию связной речи старших дошкольников».

Выступление на педагогическом совете на тему «Использование серии картин по формированию связной речи старших дошкольников»....

Игра-квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками

Сегодня перед дошкольным образованием стоит серьезная задача: не просто предложить воспитанникам ряд образовательных мероприятий в различных формах по какой-либо теме, а организовать единый процесс вз...