Выступление на педагогическом совете «Игровые проекты как одна из форм приобретения и обогащения социального опыта ребенка»
материал на тему

Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_deyatelnost.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы  Инженерно- техническая школа имени дважды героя Советского Союза   П.Р. Поповича

Выступление на педагогическом совете

«Игровые проекты как одна из форм приобретения и  обогащения социального опыта ребенка»

Тема: « Значение игровой  деятельности в дошкольном возрасте»

Подготовила учитель-дефектолог Зайцева Е.А.

Москва, май, 2016г.

Значение игровой деятельности в дошкольном возрасте

Игра является ведущей деятельностью, определяющей прогрессивную линию психического развития дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин). Об исключительном значении игры для развития мышления детей говорили многие исследователи - педагоги и психологи.

В игровой деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к самоконтролю, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе.

Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Итак, основой детской игры является реальная жизнь. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность.

В течение дня каждый ребенок должен получить положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх.

Игровая воображаемая ситуация вырабатывается у детей к 3 годам. Но умение детей действовать в условном, воображаемом плане постепенно формируется взрослыми. Такая работа с детьми должна вестись уже раннего возраста. Поэтому основная наша цель это своевременное развитие первых сюжетных игр детей, содержанием которых являются действия с предметами-игрушками: дети перевозят на машине кукол, зверюшек, кормят, укладывают их спать.

Единицей игры у детей является отдельное игровое действие, но уже в раннем возрасте можно наблюдать не только изолирован​ные игровые действия с игрушками, но и цепочку их, объединенную жизненной логикой, что и образует сюжет игры. По мере развития ребенка совершенствуется игра: увеличивается количество игровых действий. Часто мы, воспитатели, делаем вывод: чтобы научить детей играть, надо научить их большому числу отдельных игровых действий, затем игровых сюжетов.

Но сколько бы конкретных действий или готовых сюжетов ребенок, ни усвоил от взрослого (в специальных показах, инсценировках) и как бы, ни учили его комбинировать действия и сюжеты, если он не умеет отображать жизненные ситуации, игра не будет носить творческий характер.

При поиске методов формирования игры важно знать специфику игрового действия: оно всегда направлено на достижение определенной цели с учетом игровых условий. По ходу игры ребенок решает ряд игровых задач, в которых он учится ставить цель, учитывать и готовить условия для ее достижения, усваивает новые, более сложные способы действия. Все это обеспечивает развитие игровой деятельности. Следовательно, само формирование игры можно рассматривать как предъявление детям усложняющихся игровых задач, подведение их к самостоятельной постановке и самостоятельному решению. Необходимо создать особую проблемную игровую ситуацию, т. е. поставить детей перед такой игровой задачей, которая им интересна, которую они захотят решать сами. Достижение цели в проблемных игровых ситуациях всегда связано с затруднительными моментами (как правило, с новыми, необычными условиями). Если эти затруднительные моменты лежат в «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский), то ребенок решает игровую задачу сам или с небольшой помощью старших. Таким образом, если игровые проблемные ситуации постепенно усложняются в разных направлениях, игра всегда интересна детям, они с удовольствием решают игровые задачи, проявляя максимум самостоятельности, активности.

Главное в детской игре — воображаемая цель, понятная и близкая ребенку по его личному опыту. Игра опреде​ляется смыслом той жизненной ситуации, которую ребенок отражает. Игры у детей могут быть разными: умыть, причесать или покормить куклу; вылечить зайца; построить дом для лисички, привезти для него кубики и т. д.

Для достижения выбранной цели ребенок на основе своего жиз​ненного опыта использует в условном плане тот или иной способ действия и средства для его выполнения.

Развитие игры связано с развитием игрового действия. Услож​нение игрового действия и изменение мотивов детской активности переводит игру на более высокий этап'.

Постепенно дети начинают отображать в игре не только физи​ческие свойства, но и социальное назначение отдельных предметов (машинку, коляску катают, везут на них груз, куклу).

С обобщением опыта, приобретенного в действиях с игрушками и в реальной повседневной жизни, ребенок получает возможность чаще отображать действия людей с предметами по их назначению, принятому в обществе. Он может передавать в игре знакомые ситуации: кормление, лечение, постройку дома и т.д. Действие с помощью игрушек уже направлено не на получение результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. Результат действия не реальный, а воображаемый, действие приобретает игровой характер. Сюжетно-отобразительный этап игры детей второго и третьего года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре.

Игра в форме детской самодеятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка. В этом заключается ее педагогическая ценность.

Проведенная, мной, работа с детьми по формированию игровой деятельности позволяет сделать следующие выводы:

Игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста должна найти более широкое применение в воспитательно-образовательной работе и в жизни детей в разных условиях. Также необходимо проводить педагогическое сопровождение и работу по проблеме формирования игровой деятельности . Важно показать и объяснить родителям всю ценность и важность правильной организации игровой деятельности.

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствуют закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также нацеливают ребенка на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта ребёнка. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа.

При правильном влиянии на формирование игры, дети начинают увлеченно играть, отображая окружающий их повседневный быт. Они самостоятельно ставят игровые задачи и реализуют их. Для этого ребёнок использует разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеет действиями с сюжетно-образными игрушками, начинает свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируется к воображаемым предметным ситуациям, которые переходят на обозначение и замену предметов и действий словом. Это свидетельствует о том, что сюжетно-отобразительная игра достигла совершенства и есть все основания для перевода ее на новую качественную ступень развития – взрослую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете"Реализация проекта " Все работы хороши ". Средняя группа .

На педагогическом совете поделилась с коллегами своим опытом работы с детьми  над темой:"Люди творческих профессий, люди разных профессий"....

Выступление на педагогическом совете "Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия"

Игровые упражнения с детьмиПо кругам Луллия(для воспитателей детских садов)...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок»

Актуальность:Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает ча...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Взаимодействие педагогов ДОУ по речевому и социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста «Мир сказок»

laquo;Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка – надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка».Наш проект долгосрочный, ра...