КВЕСТ - ИГРА КАК ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ
статья (старшая, подготовительная группа)
В статье рассказывается об инновационной форме организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании - квест игре, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции детей в процессе решения игровых поисковых задач.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
КВЕСТ - ИГРА КАК ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ.
Сегодня перед педагогами дошкольных образовательных учреждений стоит серьезная задача: необходимо организовать единый процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса (обучающихся, членов их семей, педагогов), основанный на гармоничной интеграции различных образовательных областей. И современным дошколятам не нужно предлагать ряд образовательных мероприятий в различных формах по какой-либо теме, им необходимы новые и современные формы.
Одной из наиболее интересных и близких воспитанникам форм организации образовательного процесса, отвечающей поставленной задаче, является игра. В последнее время широкое распространение в педагогической практике получили квест-игры. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельностной позиции детей в процессе решения игровых поисковых задач.
Так что же такое «квест»? Квест - это игра, которая требует от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по определённому маршруту, который может быть определён или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока. Основной целью квест-игр является ознакомление обучающихся с новой информацией, а также закрепление имеющихся знаний. При этом основным фоном такой игры является собственно познавательное повествование и обследование мира. Квест-игру дети проходят, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя двигательные или творческо- ориентированные коллективные задания и находя подсказки.
Все это характеризует игру-квест как уникальную форму образовательной деятельности, объединяющей в себе различные виды двигательной, познавательно исследовательской, продуктивной, коммуникативной и музыкально-художественной деятельностей. У детей формируются навыки исследовательской деятельности и, безусловно, воспитывается чувство толерантности, личной ответственности за выполнение определённой работы в коллективе.
Квест — это командная игра, и в процессе игры у детей воспитывается командный дух, дружеское отношение друг к другу, чувство ответственности, что положительно скажется в школьной жизни детей. застенчивым детям, которые не могут проявить себя в обычной.
Использование квест-игр в образовательном процессе позволяет сохранить уникальность каждого ребёнка, и даёт возможность раскрыть свои способности и склонности застенчивым детям, которые не могут проявить себя в обычной
образовательной деятельности.
Необходимо отметить, что прежде, чем начать использовать квест- технологию в образовательном процессе, необходимо конкретизировать представления педагогов Fs % о принципах организации и содержании квест-игры. Педагогам, при разработке квеста, необходимо пользоваться определёнными принципами:
-доступность - все вопросы и задания соответствуют возрасту;
-системность - задания логически связаны друг с другом;
-эмоциональная окрашенность заданий; -время на выполнения заданий, чтобы дети не потеряли интерес; -разнообразие видов активности;
-наличие четко сформулированной цели и видимого конечного результата.
В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:
- Образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный поиск, расширение кругозора, эрудиции.
- Развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности.
- Воспитательная - воспитание толерантности, умений и способностей работать самостоятельно и в коллективе, личной ответственности за выполнение работы.
При подготовке квест-игры для детей старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться 3 основных правил:
1) игры должны быть безопасными;
2) вопросы и задания должны соответствовать возрасту;
3) споры и конфликты надо решать только мирным путём
В нашем образовательном учреждении квест-игры проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, потому что у них имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Так же квест-игры подбираем с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Образовательные квесты проводятся на территории образовательного учреждения и в других помещениях (помещение группы, музыкальный и спортивный залы, рекреации образовательного учреждения). Для составления маршрута используем разные варианты:
1) маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены, а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
2) карта-схема (схематическое изображение маршрута);
3) участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории).
Большую роль играет художественное оформление «остановок» по маршруту поиска. Хорошо, если остановки по маршруту соответствуют тематике игры и содержат в себе подсказку-направление для продолжения пути. Большим плюсом является взаимодействие всех специалистов детского сада в данных играх. Именно в таком взаимодействии мы можем наблюдать сотрудничество детей и взрослых как равноправных партнёров.
Как правило, первые задания в квесте всегда интеллектуального направления: головоломки, ребусы, складывание разрезных картинок и др. При решении интеллектуальных заданий у детей появляется желание решать задачи в игре, осмысливая их, и находить нестандартное решение. Можно выполнить задания с музыкальным сопровождением (прослушивание отрывка песни, где дети должны выйти подсказку).
В течение всей квест-игры дети собирают подсказки, а затем командой отгадывают (например, при выполнении заданий игроки получали букву, в конце игры они собрали слово). Заканчивается квест-игра решением всех задач, поставленных перед игроками.
Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети повышают познавательную активность, учатся вместе решать задачи, становятся более раскрепощенными в общении, что приводит к сплочению детского коллектива. Таким образом, использование квест игры в ходе образовательной деятельности способствует повышению инициативности, любознательности; развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Киселок У. Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. — Вопросы дошкольной педагогики, 2017 год, №4, С. 68-69.
2.Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательнообразовательной работы детского сада. — Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр. 144
3.Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — Линка-Пресс, Москва, 2015, стр. 208
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольников
Организация образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы.Одной из новых и эф...

Квест-игра как форма развития познавательной активности дошкольников
Организация образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы.Одной из новых и эф...

«Квест-игра - как форма организации досуговой деятельности дошкольников».
Сегодня мы хотим поделиться с вами замечательной идеей, как сделать образовательный процесс в детском саду более познавательным, активным, а самое главное интересным.Предлагаем вашему вниман...

Статья «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»
Статья «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»...
ОД в форме квест-игры по формированию финансовой грамотности старших дошкольников
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию предпосылок финансовой грамотности...
Мастер – класс: «Квест - игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»
Квест-технологию впервые разработали в 1995 году. Попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внед...
