Семинар-практикум Взаимодействие педагогов с родителями
материал (подготовительная группа)

Брычкова Наталья Николаевна

Семинар-практикум Взаимодействие педагогов с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_vzaimodeystvie_pedagogov_s_roditelyami.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов ДОУ

Тема: «Взаимодействие педагогов с родителями по обогащению РППС ДОУ. Оказание помощи родителям в создании развивающей среды в домашних условиях»

«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец».

 В.А. Сухомлинский

 «Семья – это та самая среда,  в которой человек учится и сам и творит добро»                                                                           В.А. Сухомлинский

Цель семинара-практикума: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с родителями по обогащению РППС ДОУ.  

Задачи:

  1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. 
  2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
  3. Содействовать сотрудничеству педагогов и родителей для создания РППС в ДОУ. 
  4. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Ход семинара – практикума:

1. Игра – приветствие «Я сегодня – вот такая»

Все участники стоят в кругу. Первый игрок (это может быть ведущий, если группа малоактивна) говорит: «Здравствуйте. Я — Таня. Я сегодня вот такая» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Вся группа говорит: «Здравствуй, Таня. Таня сегодня вот такая» и повторяет жесты, мимику Тани. Игра заканчивается, когда все участники поприветствуют окружающих, все участники хором говорят: «Здравствуйте!» 

 2. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно – правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Задача педагогов выстроить эффективное взаимодействие с семьёй.

   Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Стоит отметить, что реализация требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде можно осуществлять путем согласованных действий педагогов и семьи, построенных на основе социального партнёрства (понятие «партнёрство» - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов).

    Поэтому одним  из  непременных условий  воспитания  ребёнка в ДОУ является взаимодействие с семьями  воспитанников.

Взаимодействие педагога с родителями через:

-приобщение  к педагогическому процессу;

-расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ;

-информационно – педагогические материалы, выставки детских работ;

-объединение усилий в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка.

Методы формирующие родительскую позицию, повышающие активность:

-анализ педагогических ситуаций;

-решение педагогических задач;

-анализ собственной воспитательной деятельности;

-игровое моделирование поведения;

-метод домашних заданий.

Условия партнерства и взаимодействия с родителями при обогащении среды:
-
открытость ДОУ для семьи;

-сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

-повышение педагогической компетенции родителей;

-создание единой развивающей среды;

-индивидуальный подход;

-динамичность;

-заинтересованность;

-добровольность.

Советы, которые помогут активизировать участие родителей:

Проявляйте взаимное уважение друг к другу.

 Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.

 Привлекайте родителей к занимательным мероприятиям детского сада.

 Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.

 Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.

 Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.

 Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.

 Поддерживайте тесные контакты.

 Высказывайте свою признательность им.

 Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.

 Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.

 Поощряйте посещаемость родительских собраний.

 Сохраняйте конфиденциальность любой информации.

 Обучайте навыкам  сотрудничества.

 Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.

     Вовлечение семьи в воспитательно–образовательный процесс способствует улучшению эмоционального  самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей, повышению их родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.

   Взаимодействие зависит от профессиональной компетентности коллектива ДОУ: готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями, которые являются заказчиками образовательных услуг.

     Вместе с тем каждый педагог ДОУ решает задачу создания предметно-пространственной среды как подразделения учреждения. Важно отметить, что педагог при этом проявляет свою индивидуальность, учитывает наличные ресурсы своего образовательного пространства, но свой персональный проект обязательно согласует с моделью образовательной среды всего ДОУ. Задача каждого педагога связана в первую очередь с обеспечением оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.

  Но так как одним из условий для полноценного развития ребёнка – это окружающая его среда, как дома, так и в детском саду. Важно, чтобы ребёнку было комфортно и спокойно в окружающей обстановке. Родители, обустраивая комнату своему малышу, стремятся сделать её максимально уютной, комфортной и красивой. Выбору  мебели, игрушек и всевозможных сопутствующих атрибутам уделяется много времени и сил. И вот ребёнок приходит в детский сад. Теперь создание комфортных условий в групповом пространстве ложится на плечи воспитателей. Понятие комфортности мы рассматриваем не только как развивающая предметно – пространственная среда группы, но и сложившийся  характер взаимодействия ребёнка со взрослыми и другими детьми.

  Но часто родителям самим необходима помощь, чтобы достигнуть результатов в воспитании и развитии детей. Для решения этой задачи  определен алгоритм реализации основных направлений и форм  взаимодействия с родителями по созданию условий предметно-развивающей среды группового пространства.

   Успех взаимодействия между детским садом и семьей определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата  и осуществить общие планы.

Практическая часть.

Приложение 2.

Список предложенных форм  сотрудничества не является полным и всеобъемлющим, так как ежедневная работа с родителям постоянно рождает новые и видоизменяет старые.

Видео

Рефлексия

Составление синквейнов. Подводя итоги  нашего семинара-практикума мы предлагаем каждой команде составить синквейн по теме нашего семинара.

       В переводе с французского «синквейн» — «пять строк» — стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Правила написания синквейна таковы.

  • На первой строчке записывается одно слово — существительное, это и есть тема синквейна.
  • На второй строчке — два прилагательных, раскрывающих данную тему.
  • На третьей — три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
  • На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого человек характеризует тему в целом, выказывает свое отношение к ней. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим педагогом фраза в контексте с темой.
  • Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает к ней личное отношение.

Использовать такое упражнение можно в работе над любым направлением воспитательно-образовательного процесса.

Пример синквейна   тему любви.

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

Пример синквейна на тему жизни.

Жизнь.

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Первая команда сейчас составит синквейн на тему «РППС», вторая команда – на тему «Родители».

   В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Т.о., стоит отметить, что обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность способствует обогащению развивающей предметно-пространственной среды и является показателем эффективного сотрудничества, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса переходят к позиции инициаторов и активных участников.

  Мы надеемся, что сегодня вы почерпнули что-то интересное для себя, и это что-то поможет вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и коллегами.

  И помните  «Золотое  правило»  педагогического  анализа:  начинать  с  позитивного,  продолжить  о  негативном,  завершать разговор  предложениями  на  будущее.

Спасибо за внимание!

Приложение 1.

Направление

Содержание деятельности

Формы работы

Диагностическое

Сбор данных:

  • о семье,
  • их интересах, увлечениях,
  • возможностях (время, средства, знания, финансы и пр.),
  • о месте работы членов семьи и т.п.
  • об уровне освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • Тетради «Сведения о родителях»
  • Беседа
  • Анкетирование
  • Наблюдение
  • Диагностика  

Рекламно-информационное

Информирование:

  • о теме недели,
  • об образовательных целях и задачах на данный период и по каждой образовательной области,
  • об итоговом событии

Приглашение к подготовке итогового события

  • Объявление, афиша, анонс, приглашение.
  • Информационный лист.
  • Личная беседа.
  • Индивидуальные приглашения.
  • Индивидуальные поручения.
  • Перечень предполагаемых вариантов участия в совместном мероприятии

Консультативно - просветительское

Оказание помощи родителям:

  • в подборе игр, атрибутов, материалов, художественного слова и т.п.,
  • в повышении уровня педагогических и психологических знаний,
  • в подборе  методов и приёмов организации совместной деятельности с детьми дома,
  • в подборе литературы разного характера и т.п.
  • Индивидуальные консультации.
  • Информационные листы.
  • Групповая библиотека или библиография.
  • Папки передвижки о теме недели и точными рекомендациями по подготовке итогового события.
  • Указатель источников информации.

Практическое

Обучение родителей:

  • практическим приёмам работы с художественным материалом,
  • техникам творческой деятельности
  • игровым приёмам взаимодействия с детьми,
  • помощь в оформлении результатов своей деятельности и т.п.
  • Групповая библиотека или библиография.
  • Практикум.
  • Алгоритмы, схемы, рисунки изготовления что-либо.
  • Готовые образцы.
  • Аналогичные варианты изготовления или объектов деятельности.
  • Практические упражнения.
  • Беседа, словесное описание.

Коррекционное

Рекомендации родителям по коррекции:

  • недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей,
  • низкого уровня освоения образовательной программы
  • Индивидуальная беседа.
  • Индивидуальное поручение.
  • Перечень альтернативных вариантов.
  • Практикум для родителей.
  • Беседа, словесное описание.

Презентационное

Организация и проведение итогового тематического события:

  • оформление предметно-развивающей среды;
  • презентация результатов деятельности детей, педагогов и родителей;
  • реализация сценария мероприятия;
  • объявление благодарностей, вручение памятных подарков;
  • подведение итогов.
  • Праздник.
  • Выставка творческих работ.
  • Открытие музея, презентация коллекции.
  • Инсценировка.
  • Театральная постановка.
  • Концерт.
  • Викторина, соревнование, конкурс
  • Выпуск групповой книги, энциклопедии, справочника, календаря и пр.
  • Информационный лист  с благодарностями и достижениями детей.

Рассмотрим полученные результаты  на практическом примере.

Тема недели: «Всемирный день птиц».

Цель: Формировать первичные ценностные представления о животных как «меньших братьях» человека. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам.

Итоговое событие:  открытие галереи (выставки, вернисажа).

Формы взаимодействия с родителями

Совместная деятельность детей и родителей.

Результат деятельность в предметно-развивающей среде группы

Познавательно речевое направление

1.

  • Объявление о теме недели и итоговом событии.
  • Информационный лист  об образовательных целях и задачах на данный период и по каждой образовательной области.
  • Папки передвижки о теме недели и точными рекомендациями по подготовке итогового события.
  • Индивидуальное поручение – оформить с ребёнком коллаж.
  • Готовый образец или фотография.
  • Беседа, словесное описание.

1.Найти и вырезать изображения птиц.

2.Класиифицировать (с учётом возраста).

3. Наклеить изображения птиц по выбранной классификации.

4. Принести в группу

Альбом  «Птицы нашего края», «Птицы мира», «Птицы из книжки» и т.д. (по возрасту)

2.

  • Приглашение принять участие в организации библиотеки в группе (устная беседа или красочное объявление).
  • Перечень книг, рекомендуемых по программе, в соответствии с возрастом детей.
  • Беседа, словесное описание.
  • Алгоритм взаимодействия родителей с детьми в работе с книгой (индивидуальные рекомендации или общий информационный листок).

1.  Выбрать книгу о птицах (сказка, рассказ, энциклопедия  и т.п.)

2. Прочитать, обсудить с ребёнком содержание.

3. Подготовить ребёнка к роли библиотекаря (экскурсовода), который хорошо знает содержание книг о птицах

4. Принести в группу

Библиотека «Птицы в жизни человека, в сказке, в природе»

Художественно-эстетическое направление

3.

  • Приглашение принять участие в организации выставки предметов искусства в группе (устная беседа или красочное объявление).
  • Папки передвижки о теме недели и точными рекомендациями по подготовке итогового события.
  • Перечень книг, рекомендуемых по программе, в соответствии с возрастом детей.
  • Готовые образцы.
  • Беседа, словесное описание.
  • Алгоритм взаимодействия родителей с детьми по ознакомлению с произведением искусства (индивидуальные или общие рекомендации).

1. Найти отражение образа птиц в искусстве.

2. Рассмотреть с ребёнком.

3. Познакомить ребёнка с названием, автором, видом искусства.

4. Оформить с ребёнком визитку на свой экспонат.

5. Принести в группу.

Выставка предметов искусства «Такие разные птицы» (народные промыслы, репродукции картин, графика, малые скульптуры и т.п. )

4.

  • Приглашение принять участие в конкурсе творческих работ, с условиями проведения и требованиями к оформлению.
  • Папки передвижки о теме недели и точными рекомендациями по подготовке итогового события.
  • Практикум.
  • Алгоритмы, схемы, рисунки изготовления что-либо.
  • Готовые образцы.
  • Аналогичные варианты изготовления или объектов деятельности.
  • Практические упражнения.
  • Беседа, словесное описание.

1. Выбрать совместно с ребёнком образ птицы.

2.Подобрать материалы.

3.Сделать творческую работу.

4. Дать название.

5. Оформить экспонат в группе.

Совместная детско-родительская выставка творческих работ «Птица дивная»

Социально- личностное направление

5.

  • Перечень предполагаемых вариантов участия в совместном мероприятии.
  • Индивидуальное поручение.
  • Указатель источников информации.

1. Подобрать звукозаписи с голосами птиц.

2. Поиграть с ребёнком «Отгадай голос».

3. Принести на электронном носителе в группу.

Фонотека «Голоса птиц»

6.

  • Перечень предполагаемых вариантов участия в совместном мероприятии.
  • Индивидуальное поручение.
  • Практикум.
  • Алгоритмы, схемы, рисунки изготовления театральных масок
  • Беседа, словесное описание.
  • Готовые образцы.
  • Аналогичные варианты изготовления масок.

1.Прочитать сказку с ребёнком, совместно выбрать персонажа.

2. Подобрать материал, сделать маску, с посильной помощью ребёнка.

3.Инсценировать  сказку дома.

4.Принести маску в группу.

Театральные атрибуты к сказке В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок»

Физкультурно-оздоровительное направление

7.

  •  Перечень предполагаемых вариантов участия в совместном мероприятии.
  • Индивидуальное поручение.
  • Алгоритмы составления спортивных игр.
  • Готовое описание подвижных игр.
  • Указатель источников информации.
  • Методическое пособие, рекомендации.
  • Беседа, словесное описание.

1.Придумать с ребёнком подвижную игру про птиц.

2. Поиграть.

3. Описать игру.

4. Принести в группу.

Картотека подвижных игр (придуманных детьми и родителями)

8.

  • Перечень предполагаемых вариантов участия в совместном мероприятии.
  • Индивидуальное поручение.
  • Практикум.
  • Алгоритмы, схемы, рисунки изготовления атрибутов для подвижной игры (значки, медальоны, браслеты и т.п.)
  • Беседа, словесное описание.
  • Готовые образцы.
  • Аналогичные варианты изготовления атрибутов для подвижной игры.

1.Познакомиться с описанием игры.

2. Обсудить с ребенком атрибут.

3.  Подобрать материал, сделать маску, с посильной помощью ребёнка.

4.Поиграть в подвижную игру.

5. Принести в группу.

Атрибуты к подвижным играм про птиц.

Приложение 2.

Педагоги объединяются в 2 подгруппы. Командам раздаются листочки с заданиями.

  1. «Аукцион идей».

Каждая команда делится опытом работы по вовлечению родителей в жизнь ДОУ. (Время на подготовку 3 минуты).

Традиционные  формы (виды) взаимодействия с родителями

Инновационные формы  (виды)

взаимодействия с родителями

Консультации

Консультации с применением  мультимедийной установки

Родительские собрания

Презентация детского сада

Открытые просмотры

Совместные праздники

Праздники для родителей

Круглый стол. , Организуются в форме свободного или регламентированного общения педагогов с родителями, во время которого последние имеют возможность получить ответы на интересующие их вопросы, высказать свое мнение по заявленной или волнующей проблеме. Например:  «Детские капризы», «Подготовка ребенка к школе».

Беседы

Тренинги. Предполагают организованное активное социально-психологическое    обучение   родителей   психологическим навыкам.  Например:

«Тренинг общения с детьми», «Как решать конфликты»

Конференции

Тематические занятия с родителями, семинары – практикумы.   Включают в себя активное обсуждение психолого-педагогических проблем, которое предполагает подготовку докладов, сообщений, активный обмен мнениями, разработку конкретных рекомендаций. Например:«Психологическое благополучие ребенка в семье и детском саду», «Легко ли быть родителями».

Родительский уголок

Деловые и ролевые игры. Деловые и ролевые игры. Включают обсуждение и воспроизведение (проигрывание) родителями различных проблемных педагогических ситуаций в семейном воспитании в условной обстановке для при обретения навыков и эмоционального опыта действия в таких ситуациях. Например: «Когда ребенок упрямится», «Когда малыш берет чужое», «Детская истерика в общественном месте»-

Тематические выставки

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей.  Включает в себя активную деятельность различного рода в групповом помещении, на участке. Это может быть их уборка, украшение; подготов ка и посадка растений, совместное приготовление пособий, подарков,

украшений и др.

Видеосъемка. 

Означает видеосъемку различных моментов из жизни детей в детском саду с последующим совместным ее просмотром родителями, детьми, другими членами семьи, воспитателями. Например: «Один день в саду», «Наши праздники», «Строим, рисуем, лепим», «Музыкальные занятия».

Создание персональных сайтов

2. Упражнение «Выбери фразу»

  Цель: найти в предложенном списке  «нежелательные» для начала беседы с родителями фразы и подберите для неё смысловую пару - «желательную» фразу.

Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит и какую информацию. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей. Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе; исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы- подхода».

Инструкция. Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1) пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять (красным цветом);

2) «нежелательные» фразы и смысловые («желательные») пары к ним.

Нежелательные

Замена их на желательные

Я бы хотела…

Вы хотите…

Вероятно, Вы об этом ещё не слышали…

Вы, наверно, уже об этом слышали…

Мне представляется интересным то, что…

Вам будет интересно узнать….

Я пришла к выводу, что…

Думается, Ваша проблема заключается в том, что…

Хоть Вам это и неизвестно…

Конечно, Вам уже известно...

Вы, конечно, об этом ещё не знаете…

Как Вы знаете…

«Неудачные» фразы: «Извините, если я помешала…», «Я бы хотела еще раз услышать…», «Давайте с вами быстренько обсудим…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…», «А у меня на этот счет другое мнение…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...

Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»

Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности  у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», группами д...

Семинар – практикум « Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»

Игры и упражнения для  повышения писхолого - педагогической компетентности педагогов в вопросах сотрудничества с родителями воспитанников....

Семинар-практикум «Эффективное взаимодействие педагога с детьми как условие психологической безопасности в ДОУ»

В данной работе рассмотрены аспекты психологической безопасности дошкольников пр взаимодействии с педагогами, описаны возможные техники разрешения различных ситуаций....

Семинар-практикум Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ

Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения связана с постоянным общением с широким кругом людей: родителями, коллегами, администрацией, воспитанниками. Компетентность в общении одна...