Семинар – практикум « Эффективное взаимодействие педагогов с родителями»
материал

Игры и упражнения для  повышения писхолого - педагогической компетентности педагогов в вопросах сотрудничества с родителями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_roditeley.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум « Эффективное  взаимодействие  педагогов с родителями»

                             

Цель –  повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

- актуализировать существующие  проблемы во взаимодействии педагогов с родителями;

 - познакомить с техниками эффективного взаимодействия с родителями;

- познакомить с приемами бесконфликтного общения.

Количество участников: 15-20

Продолжительность:1 – 1,5 часа

Ход семинара – практикума:

Педагог – психолог: Добрый день, уважаемые коллеги!

1. Игра – приветствие.

Цель: создание веселой и позитивной атмосферы в группе

Педагоги стоят в кругу. Предлагаем поменяться местами тем:

- кто имеет педагогическое образование;

- кто работает в детском саду более 10 лет;

- кто работает в детском саду менее 5 лет;

- кто испытывает трудности в работе  с родителями воспитанников.

2. Упражнение «Какие они – современные родители?»

Цель: создание рабочего настроения, выявление имеющихся проблем в общении с родителями.

Содержание: по кругу передается мяч и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя».

Методические рекомендации: по окончании упражнения акцентировать внимание педагогов на том,  каких характеристик больше – положительных или отрицательных.

3. Мини – лекция  «Правила построения эффективного общения»

        Во взаимодействии педагогов с родителями очень часто возникают проблемы и разногласия. Обеим сторонам не всегда хватает терпения, такта, чтобы понять и услышать друг друга. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, не проявляют интерес к объединению усилий с педагогом в воспитании своего ребенка. Многие современные родители считают, что они не должны нести ответственности за развитие и воспитание ребенка, и что это основная задача ДОО. А также необходимо учитывать, что и воспитатель, и родитель - взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

        Не смотря на все это, ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям, поэтому воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, быть уверенным в своей компетентности и демонстрировать родителям, что он является равным для него партнером, единомышленником, заинтересованным в успешном развитии ребенка.

        Для того чтобы сотрудничество и взаимодействие с родителями было доброжелательным, эффективным необходимо всегда помнить о правилах культуры общения:

  1. Самый универсальный способ эффективного общения – это искренняя, доброжелательная улыбка. Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать готовность общаться с ними.
  2. Имя человека – это самый сладостный и самый важный набор звуков для человека. Важно использовать имя и отчество человека при приветствии, например «Здравствуйте, Мария Петровна!», а не просто кивнуть и сказать «Здрасьте!»
  3. В общении наиболее эффективен не прямой, а косвенный комплимент -  мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: родителю –ребенка.
  4. Если вам необходимо сообщить родителю о негативных моментах в поведении ребенка, то сначала лучше рассказать об успехах и только в конце тактично поведать о существующей проблеме.
  5. В общении нельзя нарушать границы личного пространства собеседника.  
  6. Следует также убирать препятствия, «увеличивающие» в нашем восприятии расстояние между людьми при общении: (стол, лист бумаги в руках и т.д.)
  7. Во время разговора необходимо контролировать свои жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги, демонстрировать свою «закрытость»
  8. Рекомендуется использовать  приём присоединения, т. е. нахождения общего «Я», например произносить «Я сама такая же…»Нужно чаще говорить «мы»: «Мы все заинтересованы в том, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали…»

Таковы основные правила установления позитивного личностного контакта, построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

        

4. Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

Цель – помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги, карандаш и ластик.

Педагог – психолог  предупреждает участников о том, что данное упражнение носит конфиденциальный характер, поэтому не стоит задавать друг другу никаких вопросов в ходе проведения упражнения. Однако если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он сможет это сделать в конце упражнения.

Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде геометрических фигур.

Когда работа будет закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса психолог дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание.

Вопросы:

  • Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
  • На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
  • Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, изображающие родителей; почему?
  • Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?
  • Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
  • Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?
  • На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?
  • Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
  • Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

После того, как участники ответят на последний вопрос, ведущий предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений.

5. Притча «Страшный сон»

Инструкция. Педагогам предлагается прослушать и обсудить притчу.

              Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».

        Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных».

        Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?»- спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопросы для обсуждения

  • Как вы думаете, в чем преимущество второго способа толкования сна?
  • Будет ли, на ваш взгляд, общение с родителями эффективным, если сообщать им негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя и почему?

6.  Упражнение «Как бы это сказать»

Цель: отработать навык сообщения негативной информации родителям с использованием техники «сэндвича».

Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».

Техника «сэндвич» предполагает подачу информации по принципу:

позитив – негатив – позитив. 

Принцип сэндвича

Хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте.

Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, обобщает информацию, не ставит «диагноза».

 А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.

Ситуации:  1. Рома  часто толкает других детей

2. Даша всегда отбирает у девочек игрушки

3. Петя игнорирует просьбы взрослого

7. Мини-лекция «Техника «Я - высказывание»

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.  Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует огромное количество тактических приемов. Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов, например, такого как «Я – высказывание», предложенного Томасом Гордоном.

«Я – высказывания»

«Я – высказывания» могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному его разрешению.

 Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я – высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания.

 «Я – высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее.

 Вместо того чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий

выражает словами проблему,

 чувства, возникшие у него в связи с этим,

причину их появления

 и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений.

Чтобы научиться использовать «Я – высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.

Алгоритм построения «Я – высказывания»:

  1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).
  2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.
  3. Описание причины возникновения чувства.
  4. Выражение просьбы.

Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства.

 Однако такая  форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением,

 потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы (а не бессильную  злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с родителями.

Отработка построения «Я – высказывания».

Ситуации: ребенок получил травму на прогулке, ребенок запачкал куртку краской, подрался с другим ребенком группы, ругался матом.

Сообщите об этом родителям, используя «Я - высказывания».

 

8. Рефлексия. Упражнение «Автобусная остановка»

Инструкция. На четырех стенах зала закреплены листы А 4, вверху которых написаны неоконченные предложения, например: «Спасибо…», «Сегодня я сделала открытие…» и др. Участники делятся на  четыре группы и отправляются в путешествие  по этим «остановкам», заканчивая на каждой написанное предложение.

9. Завершение семинара – практикума. Упражнение «Солнечный луч»

Инструкция. Представьте, что ваше тело медленно «обнимает» теплый солнечный луч, согревая голову, лицо, шею, туловище, лицо, руки, ноги. По мере движения луча исчезает напряжение в области затылка, шеи, спины. Солнечный луч формирует внешность спокойного человека, удовлетворенного жизнью и профессией.

Примечание. По окончании выполнения упражнения педагог – психолог благодарит всех присутствующих за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Презентация семинара практикума "Школа для родителей".

В презентации представлен опыт работы по ознакомлению родителей с проектным методом в детском саду....

Семинар-практикум "Воспитатель и родитель: диалог или монолог"

Цель мероприятия: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями...