Технология «Путешествие по реке времени».
методическая разработка (старшая группа)

Бундеева Ирина Леонидовна

Выступление на педагогическом совете из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология «Путешествие по реке времени».

Технология  -  «Путешествие по «реке времени».  Впервые эта технология была предложена Надеждой Александровной Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности. Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний.  С помощью нее легко окунуться в прошлое, посмотреть с чего все начиналось, и проследить динамику изменений от прошлого к настоящему.   Надежда Александровна предлагает в первый год использовать тематику  путешествий  на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи. Например,  каким я был сейчас, каким я буду в будущем.                                                             Дидактическое пособие «Река времени» - это длинный бумажный лист / обои или склеенные листы ватмана размером 50*160 или 60*180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько  «остановок» с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.                                                                                                                                          Например «древность-старина-наше время». «Древность» - это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» - примерно мир средневековья и чуть позже; «наше время» - современный мир.                                                       Как показывает опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменяется со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия.                                                                                                                              Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Можно делать  прямоугольной формы, но интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.                                                Технология строится на следующих принципах:                                                        •        Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.                         •        Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.                                                                                                 •        Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет  использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.                                                                                            Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам,  используются следующие методы:                                                        1.Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.                                                                                    2. Наглядный метод.                                                                                                    а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.                   б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.                                                                                                                  в) Составление и оформление макетов.  Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.                                                                                                     3. Практический метод.                                                                            Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.                                                                                                     4. Игровой метод. Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.             Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»                             •        Обсуждение реального или вымышленного события                                            •        Постановка цели исследования (узнать)                                                                                          •        Анализ-сравнение, активное обсуждение  демонстрационного иллюстративного или предметного материала                                                                            •        Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций  на панно «река времени»                                                                                                              •        Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования                                          •        Вывешивание таблицы на стене группового помещения                                         •        Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.         Считаю, что необходимо использовать данную технологию в своей педагогической практике, так как она интересна детям и проста в реализации. Использование подобных игр способствует развитию воображения, дают полную свободу для самовыражения, способствуют формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления.                                                                                      Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.                              Введение технологии «Путешествие по реке времени» в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует познавательному развитию, развитию активного словаря, а также образному представлению о времени.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила воспитатель : Бундеева Ирина Леонидовна 2020 Технология « Путешествие по реке времени »

Слайд 2

Автор методики кандидат психологических наук Короткова Н.А. Методика предложена, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 3

Форма работы «путешествие по «реке времени»» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи). Н.А. Короткова «Путешествия по «реке времени »» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм её реализации . Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета , придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так». Именно с чтения этого произведения в начале учебного года и начинается работа .

Слайд 4

Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см , на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». Карта-панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Слайд 5

« Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей

Слайд 6

«Старина » – примерно, мир средневековья и чуть позже

Слайд 7

«Наше время» - современный мир.

Слайд 8

Принципы Принцип доступности Принцип наглядности Принцип эмоционального восприятия информации

Слайд 9

Методы Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Наглядный метод. а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций. б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов. в) Составление и оформление макетов. Практический метод Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия. Игровой метод Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Слайд 10

Алгоритм проведения «Путешествия по «реке времени»» Обсуждение реального или вымышленного события Постановка цели исследования (узнать) Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования Вывешивание таблицы на стене группового помещения Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Слайд 11

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: «Составление технологической карты (конструкт) организации непосредственно образовательной деятельности для старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на тему «История обуви» по технологии «Путешествие «по реке времени»».

Современный педагог должен четко представлять цель, ставить задачи и планировать результат образовательной деятельности, в том числе на каждом  из ее этапов.Для того чтобы освоить педагогические ...

Технологическая карта ННОД «История автомобиля» (Технология « Путешествие по "реке времени"», ТРИЗ (системный оператор))

Данная технологическая карта предназначена для педагогов дошкольных учреждений, кто использует в своей практике технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по "реке ...

Консультация для педагогов "Технология ""Путешествие по реке Времени"

Ознакомление педагогов с  технологией «Путешествие по реке времени»....

Педагогическая находка Технология «Путешествие по реке времени», как средство формирования познавательной активности дошкольников

Развитие познавательных интересов посредством совместной поисково - исследовательской деятельности....

Технология путешествие "по реке времени"

Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира.Именно она позволяет дать детям представления об истор...