Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

Романова Елена Викторовна

Пальчиковая гимнастика являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Благодаря развитой руке, расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через

непосредственные практические действия с этими предметами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

пальчиковая гимнастика - Воспитатель Лобода Е.Н

                                                      Составила: Романова Е.В.

Пальчиковая гимнастика являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Благодаря развитой руке, расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через

непосредственные практические действия с этими предметами.

                                   

                                              Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы пою

                                                             Хлеб

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

                                              

Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

                                                 

Фруктовая ладошка

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

                Показывают ладошками вокруг и на себя.

                                                          

Овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:

Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Сгибают пальчики, начиная с большого.

Наша Зина - молодец!

Показывают большой палец

По грибы
(потешка) 
Раз, два, три, четыре, пять, 
Мы идём грибы искать! 
Этот пальчик в лес пошёл, 
Этот пальчик гриб нашёл. 
Этот пальчик чистить стал. 
Этот пальчик всё съел, 
Оттого и потолстел. 
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)                                                                              

Осень

ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ,

Дети делают кистями плавные

движения вперед – к груди.

ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ:

ВОТ ДУБОВЫЙ,

Поочередно загибают пальцы на руке.

ВОТ КЛЕНОВЫЙ,

ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ,

ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ,

ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ

ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ.

Встряхивают кистями рук.

 Посуда

Девочка Иринка порядок наводила.

Показывают большой палец.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в  хлебнице,

А соль? Ну, конечно,в солонке!»

Поочередно соединяют большой палец с остальными

                                                       Сказки

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

  Показывают большой

палец.                                                                               


                                                           
Мебель

Мебель я начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.

Много мебели назвал -

Десять пальчиков зажал!

Поднимают зажатые кулачки вверх.

                                       

                                                           Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».                                                                  

        

Транспорт

Будем пальчики сгибать -

Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Насекомые

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

Это кто же тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

Игрушки

У Антошки есть игрушки:

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка.

            Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.

    

Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет  спросонок

Бурый, мохнатый, смешной  медвежонок.

Вращают большим пальцем.

Домашние животные

Довольна корова своими

телятами,

Овечка довольна своими

ягнятами,

Кошка довольна своими

котятами,

Кем же довольна свинья?

Поросятами!

Довольна коза своими

козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

                                       

                                                     Профессии

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

          Детки

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять, 
Будем пальчики считать - 
Крепкие, дружные, 
Все такие нужные. 
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого) 
Тише, тише, тише, 
Не шумите! 
Наших деток не будите! 
Птички станут щебетать, 
Будут пальчики вставать
. 
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы) 

Времена года

Круглый год

Круглый год, круглый год!

Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают

 большим пальцем.

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим -

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой

                                                              

                                                      Рыбка

Рыбка в озере живёт
Рыбка в озере плывёт
(ладошки соединены и делают плавные движения)
Хвостиком ударит вдруг
(ладошки разъединить и ударить по коленкам)
И услышим мы – плюх, плюх!
(ладошки соединить у основания и так похлопать)

 

                                                    Счёт

Один, два, три, четыре, пять -
(разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять -
(зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!

 

                                                       Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) 
Маленькие гномики: 
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.
(загибать пальчики, начиная с мизинца) 
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики) 
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга) 
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого) 
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

                                                        Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки) 

Тук, тук, тук, тук! ( поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой )

                                                           Замок
На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста
Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим) 
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Котёнок


Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
                                                         
Черепаха

Шла по полю черепаха (идем пальчиками)
И дрожала вся от страха (руки в кулачках, кулачки дрожат)
Кусь, кусь, кусь!Кусь, кусь, кусь!
(большой и указательный пальцы «кусаются»)
Никого я не боюсь! (отрицание –указательным пальцем)

 

                                                         Лужок

На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.

На зелёный на лужок
                                          Приходи и ты, дружок! (сгибать пальчики в кулачок в ритме потешки, при перечислении животных сгибать пальчики на обеих руках поочерёдно, на последней строчке помахать ладонями)

 

Пальчики в лесу.
Раз, два, три, четыре, пять,
вышли пальчики гулять.
(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
Этот пальчик в лес пошел,
(разгибает мизинчик)
этот пальчик гриб нашел,
(разгибает безымянный пальчик)
этот резал,
(разгибает средний пальчик)
этот ел,
(разгибает указательный пальчик)
ну, а этот лишь глядел!
(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)


Мальчик-пальчик.
(Пальцы сжаты в кулачок)
- Мальчик-пальчик,
Где ты был? 
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, 
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил, 
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)

 

 Мы рисовали.
(Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.

Повстречались.
(На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.)
Повстречались два котенка: "Мяумяу!",
Два щенка: "Авав!",
Два жеребенка: Игого!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.

Посуда.
(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга.)
Раз, два, три, четыре,
(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)
Мы посуду перемыли:
(Загибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(Одна ладонь скользит по другой.)
Мы посуду перемыли,
(Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.)
Так мы маме помогали.

Апельсин.
Мы делили апельсин 
(Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Много нас – а он – один
(Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой руке, начиная с мизинчика)
Эта долька – для ежа 
Эта долька – для чижа 
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура! 
(Встряхиваем обе кисти)
 
Маланья.
(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
У Маланьи у старушки
(Сложить руки углом, показать избушку.)
Жили в маленькой избушке
(Показать семь пальцев.)
Семь сыновей,
(Очертить брови пальцами.)
Все без бровей,
(Растопыренные ладони поднести к ушам.)
Вот с такими ушами,
(Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.)
Вот с такими носами
(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.)
Вот с такими усами,
(Очертить большой круг вокруг головы.)
Вот с такой головой,
(Показать руками большую окладистую бороду.)
Вот с такой бородой!
(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
Они не пили, не ели,
(Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.)
На Маланью все глядели,
(Дети показывают загаданные действия.)
И все делали вот так...
 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

От своевременной сформированности мелкой моторики зависит речевое и интеллектуальное развитие детей. Представленные пальчиковые игры в сопровождении стихотворных текстов пригодятся педагогам дошкольны...

Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.

Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста  по лексическим темам....

Картотека пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи,творческие способности и фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего те...

Картотека "Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста" по программе "Ладушки"

Пальчиковая гимнастика это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....