Главные вкладки

    Картотека "Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста"
    картотека на тему

    Емельянова Татьяна Владимировна

    Пальчиковые игры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kartoteka_igr_palchikovoy_gimnastiki.doc56.5 КБ

    Предварительный просмотр:








    ПАУЧОК 

    Паучок ходил по ветке, 

    А за ним ходили детки.

    Дождик с неба вдруг полил, 

    Паучков на землю смыл.

    Солнце стало пригревать,

    Паучок ползёт опять,

    А за ним ползут все детки,

    Чтобы погулять на ветке.

    Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

    Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
    Хлопок ладонями по столу/коленям.
    Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
    Действия аналогичны первоначальным
    "Паучки" ползают на голове.




    ПЧЁЛКИ 

    Домик маленький на ёлке,

    Дом для пчёл, а где же пчёлки?

    Надо в дом постучать,

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Я стучу, стучу по ёлке,

    Где же, где же эти пчёлки?

    Стали вдруг вылетать:

    Раз два, три, четыре, пять!

    Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей".

    Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки. 



    Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).




    ЧЕРВЯЧКИ 

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Червячки пошли гулять.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Червячки пошли гулять.

    Вдруг ворона подбегает,

    Головой она кивает,

    Каркает: "Вот и обед!"

    Глядь - а червячков уж нет!

    Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). 

    Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз. 

    Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
    Сжимаем кулачки, прижимая их к груди




    ПЯТЬ УТЯТ 

    Пять утят плывут вперёд,
    На берегу их мама ждёт,
    Но только четверо утят
    Вернулись к мамочке назад.

    Четверо утят плывут...

    Трое утят плывут...

    Двое утят плывут...

    Вот один плывёт вперёд,
    На берегу его мама ждёт,
    И сразу пятеро утят
    Вернулись к мамочке назад.

    Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).
    На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").




    ВЕТЕР 

    Ветер дует, задувает,

    Пальму в стороны качает.

    Ветер дует, задувает,

    Пальму в стороны качает.


    А под пальмой краб сидит

    И клешнями шевелит.

    А под пальмой краб сидит

    И клешнями шевелит.


    Чайка над водой летает

    И за рыбками ныряет.

    Чайка над водой летает

    И за рыбками ныряет.


    А под пальмой краб сидит

    И клешнями шевелит.

    А под пальмой краб сидит

    И клешнями шевелит.


    Под водой на глубине

    Крокодил лежит на дне.

    Под водой на глубине

    Крокодил лежит на дне.


    А под пальмой краб сидит

    И клешнями шевелит.

    А под пальмой краб сидит

    И клешнями шевелит.

    Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. 




    Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.




    Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе.
    Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.














    Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы).
    Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.
    Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.




    РЫБКИ 

    Пять маленьких рыбок

    Играли в реке,

    Лежало большое

    Бревно на песке,

    И рыбка сказала:

    “Нырять здесь легко!”

    Вторая сказала:

    “Ведь здесь глубоко”.

    А третья сказала:

    “Мне хочется спать!”

    Четвёртая стала

    Чуть-чуть замерзать.

    А пятая крикнула:

    “Здесь крокодил!

    Плывите скорей,

    Чтобы не проглотил!”

    Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. 

    Руки прижаты друг к другу; переворачиваем их с боку на бок.


    Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

    Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).


    Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).


    Быстро качаем ладонями (дрожь).



    Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот). 


    Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).




    УЛИТКА 











    В домике она сидит,

    Рожки высунув, молчит.

    Вот улиточка ползёт 

    Потихонечку вперёд.

    На цветочек заползёт,

    Лепесточки погрызёт.

    Рожки в голову втянула,

    В домик спряталась, заснула.

    Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки). 

    "Улитка" раскачивается из стороны в сторону.


    Ползёт вперёд по столу.

    "Улитка" заползает на "цветочек".



    "Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").
    Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").
    Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне".

    ЧАСЫ



    Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки 


    Мышь полезла в первый раз 

    Посмотреть, который час. 

    Вдруг часы сказали: “Бом!”, 


    Один хлопок над головой. 


    Мышь скатилась кувырком. 

    Руки "скатываются" на пол. 


    Мышь полезла второй раз 

    Посмотреть, который час. 

    Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” 


    Два хлопка. 


    Мышь скатилась кувырком. 

    Мышь полезла в третий раз 

    Посмотреть, который час. 

    Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” 


    Три хлопка. 


    Мышь скатилась кувырком. 

    ПЕРЧАТКА



    Весёлая мышка

    Перчатку нашла, 


    Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. 


    Гнездо в ней устроив, 

    Складываем ладоши "ковшом" 


    Мышат позвала. 

    Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест) 


    Им корочку хлеба

    Дала покусать, 


    Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков. 


    Погладила (отшлёпала) всех 

    Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). 


    и отправила спать. 

    Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
     

    КОТЯТА



    Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол. 


    У кошечки нашей есть десять котят, 

    Покачиваем руками, не разъединяя их. 


    Сейчас все котята по парам стоят: 

    Два толстых, два ловких,

    Два длинных, два хитрых, 

    Два маленьких самых

    И самых красивых. 


    Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
     

    ТАРАКАНЫ



    За буфетом под пакетом десять тараканов. (2 раза) 

    Ладони раскрываем, прижимаем к боковой поверхности стола, пальцы рук ("тараканы") растопырены, шевелим ими. 


    Самый храбрый таракан побежал к тебе в карман. 

    Бежим пальцами рук по туловищу, имитируем заползание "за шиворот". 


    За буфетом под пакетом девять тараканов. 

    Загибаем один из пальцев, крутим остальными, показывая, что теперь осталось девять тараканов. 


    За буфетом под пакетом девять тараканов. (2 раза) 

    Движения повторяются аналогично первому куплету, только теперь пальцев (тараканов) не десять, а девять. 
    И так далее.
     

    У ЖИРАФОВ



    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 

    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 


    Хлопаем по всему телу ладонями. 


    На лбу, ушах, на шее, на локтях, 

    На носах, на животах, на коленях и носках. 


    Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. 


    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 

    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 


    Щипаем себя, как бы собирая складки. 


    На лбу, ушах, на шее, на локтях, 

    На носах, на животах, на коленях и носках. 


    Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. 


    У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. 

    У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. 


    Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку 


    На лбу, ушах, на шее, на локтях, 

    На носах, на животах, на коленях и носках. 


    Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела. 


    А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 

    А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 


    Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки) 


    На лбу, ушах, на шее, на локтях, 

    На носах, на животах, на коленях и носках. 


    Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
     

    ПОРОСЯТА



    Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков. 


    Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, 

    Мизинцы. 


    Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. 

    Безымянные. 


    Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 

    "Фонарики". 


    Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 

    Сжимаем и разжимаем кулачки. 


    Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, 

    Средние. 


    Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. 

    Указательные. 


    Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 

    Сжимаем и разжимаем кулачки. 


    Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, 

    Большие. 


    Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. 

    Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь. 


    ДВА КОЗЛИКА



    На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. 


    Как-то раз к кому-то в гости 

    Шёл козлёнок через мостик, 


    Держим кисти горизонтально, сближаем руки. 


    А навстречу шёл другой, 

    Возвращался он домой. 


    На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. 


    Два рогатых глупых братца 

    Стали на мосту бодаться, 

    Не желая уступить 

    И другого пропустить. 

    Долго козлики сражались, 

    Разбегались и толкались. 

    Вот с разбега лбами - бух! 


    На слово "бух" - хлопаем в ладоши. 


    И с моста в водичку - плюх! 

    Роняем руки на колени.
     

    ЗАЙЦЫ



    Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших. 


    Десять серых зайцев 

    Дремали под кустом, 

    И двое вдруг сказали: 

    “Вон человек с ружьём” 

    Двое закричали: 

    “Давайте убежим!”, 

    Двое прошептали 

    “Давайте помолчим!”, 

    Двое предложили: 

    “Мы спрячемся в кустах!” 

    А двое вдруг спросили: 

    "Он может сделать “Бах”?" 

    “Бах” - выстрелил охотник, 


    Хлопаем в ладоши. 


    Нажав ружья курок, 

    Бежим пальчиками по столу или коленям. 


    И десять серых зайцев 

    Пустились наутёк.
     

    РАЗМИНКА



    Выполняем подражательгые движения в соответствии с текстом. 

    Головами покиваем, 

    Носиками помотаем, 

    А зубами постучим 

    И немножко помолчим. 


    Прижимаем указательные пальцы к губам. 


    Плечиками мы покрутим 

    И про ручки не забудем. 

    Пальчиками потрясём 

    И немножко отдохнём. 


    Наклонившись вниз, качаем расслабленными руками. 


    Мы ногами поболтаем 

    И чуть-чуть поприседаем, 

    Ножку ножкой подобьём 

    И сначала всё начнём. 


    Подпрыгиваем на месте в ритме текста. 
    Далее темп ускоряется. 


    Головами покиваем,

    ... 

    Плечиками мы покрутим,

    ...
     

    ВЕСНА



    Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими. 


    Стучат всё громче дятлы, 

    Синички стали петь. 


    Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены. 


    Встаёт пораньше солнце, 

    Чтоб землю нашу греть. 


    Движения повторяются. 


    Встаёт пораньше солнце, 

    Чтоб землю нашу греть. 

    Бегут ручьи под горку, 

    Растаял весь снежок, 


    Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз). 


    А из под старой травки 

    Ладони сомкнуты "ковшом". 


    Уже глядит цветок... 

    Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка) 


    А из под старой травки 

    Уже глядит цветок 


    Движения повторяются. 


    Раскрылся колокольчик 

    Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак. 


    В тени там, где сосна, 

    Пальцы постепенно разжитаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика). 


    Динь-динь, звенит тихонько, 

    Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь". 


    Динь-динь, пришла весна. 

    Динь-динь, звенит тихонько, 

    Динь-динь, пришла весна.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: «Занятия ритмической гимнастикой для детей дошкольного возраста».

    Подобные консультации проводятся с целью ознакомить родителей с тем материалом, который используется на занятиях по физкультуре....

    Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста "Сказка о веселом язычке"

    Для того, чтобы упражнения в артикуляции было интереснее, предлогаю Вам "Сказку о веселом язычке". Сказка поможет детям с интересом выполнять упражнения, развить память и воображение и развивать артик...

    ЗНАЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.Тренированн...

    Ритмическая гимнастика и фитболл гимнастика, для детей дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизникаждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ре...

    Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

    1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

    ПРОГРАММА «Фитбол - гимнастика» для детей дошкольного возраста (5-7лет) (Кружковая работа для высокомотивированных детей)

    В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет, в нашей стране - около 8 лет. Программы по фитбол- гимнастике и фитбол- аэробике уникальны по ...