Семинар "Готовность речи ребёнка к школе"
материал (подготовительная группа)

Суслова Татьяна Петровна

Ознакомление родителей с критериями речевой готовности детей к школьному обучению.Рассказ о методах и показ приёмов работы с детьми по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ 2. ( подготовительная к школе группа)


 «Готовность речи ребенка к школе»

 Цель: Повышение уровня педагогической культуры родителей. Ознакомление с критериями речевой готовности детей к школьному обучению.

Задачи: 

1.Показать приемы и методы работы по речевому развитию, раскрыть возможности переноса полученных знаний в условиях семейного воспитания.

2.Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.

3.Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

4.Создать атмосферу творчества, неравнодушного отношения родителей к собственному ребёнку.

5.Пробудить в родителях проявление внимания, тепла и участия в развитии личности ребёнка.

 Форма проведения: семинар

Участники: воспитатель, родители, дети

Повестка дня:

  • Выступление Ярковой Л.А., педагога  по обучению детей чтению.
  • Выступление воспитателя Сусловой Т.П. на тему: «Речевая готовность ребенка к школе»
  • Показ артикуляционной гимнастики для речевого развития детей.
  • Просмотр выставки дидактических игр для развития речи.
  • Памятка родителям «Речевая готовность ребенка к школе».
  • Рефлексия «Чудесный ларец».

Ход собрания:   

 Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы рады встрече с Вами, и очень хорошо, что Вас интересуют успехи, волнуют проблемы ваших детей. Об этом говорит тот факт, что сегодня присутствуют на собрании почти все родители. Нам приятно, что Вы всегда откликаетесь на наши просьбы, и мы Вас благодарим за это.

Мы с Вами работаем в тесном единстве уже несколько лет, и убедились, что семья была и остается жизненно необходимой средой для развития ребенка, формирования его личности, для передачи социальных и культурных ценностей.

А сегодня поговорим о том, что необходимо предпринять в работе по развитию речи детей. Попробуем разрешить наши проблемы по данному вопросу в форме семинара.

Выступление воспитателя Сусловой Т.П. на тему: «Речевая готовность ребенка к школе»

Совсем скоро Ваш относительно беззаботный малыш станет первоклассником. И говоря о готовности к школьному обучению, необходимо подчеркнуть именно уровень речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи родного языка будет происходить усвоение всего курса школьной программы.

Поэтому давайте уточним, а что, собственно, подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению».

Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

Правильное произношение всех звуков

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Сформированность фонематических процессов. Умение различать звуки речи на слух

Это подразумевает:

  • Достаточно хорошо сформированные и развитые фонематические процессы - умение различать звуки по звонкости-глухости (бочка – почка, твердости – мягкости (банка – белка, свистящие – шипящие (сок – шок, слова, отличающиеся одним звуком.
  • А также навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова: уметь выделять заданный звук из слова (есть такой звук или нет, выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность звуков в слове. Определять количество слогов в слове, ребенокдолжен уметь отбирать картинки с заданным количеством слогов.

Словарный запас должен соответствовать возрасту.

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас до 3500 слов. Он должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: не только времена года, овощи, фрукты, грибы, ягоды и т. д., но и головные уборы, ткани, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, геометрические фигуры, школьные принадлежности, знать зимующих и перелетных птиц, как называются детеныши животных).

В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные, понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов, знать многозначные слова.

Сформированность грамматического строя речи:

Иметь грамматически правильно оформленную речь.

  • Уметь пользоваться различными способами словоизменения и словообразования (стол – столик, ковер - коврик, варенье из вишни вишневое, сок из ананаса- ананасовый).
  • Уметь образовывать и использовать в речиимена существительные в единственном и множественном числе (ухо - уши, лист - листья много карандашей, пней лис);
  • Согласовывать имена существительные с именами прилагательными (коричневая юбка, коричневое пальто, правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные (лисий хвост, медвежье ухо);
  • Уметь употреблять не только простые, но и сложные предлоги и т. д. (из-под стола, из-за дерева)

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Слоговая структура слова

Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.

Владение навыками звукового анализа и синтеза:

  • умение выделять звук на фоне слова;
  • слышать и выделять первый и последний звук в слове;
  • определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
  • определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;
  • называть слова с заданным звуком;
  • уметь составлять слова из звуков;
  • дети должны знать и правильно употреблять термины «звук»«слог»«слово»«предложение».

Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте. Формирование фонематического анализа проходит в 3 этапа: 1 с опорой на вспомогательные средства (картинки, схемы, фишки, 2 – в речевом плане (дети называют слово, определяют количество и последовательность звуков без опоры, 3 – в умственном плане (дети определяют место звуков, их количество, последовательность, не называя слова).

Связная речь К 7 годам ребёнок должен уметь

  • Уметь связно, последовательно, а также четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Использовать языковые средства, соответствующие виду высказывания.
  • Владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. отвечать на вопросы по тексту
  • Владеть нормами речевого этикета: использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (обращаться в соответствии с возрастом собеседника, внимательно его слушать, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).

При пересказе (рассказе) обращается внимание

- на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль,

- на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ,

- на лексику (полнота и точность использования слов,

- на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).

Мелкая моторика рук

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и аппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т. д.).

Речевая коммуникация

- Ребёнок должен быть достаточно активен в общении,

- уметь слушать и понимать речь,

- строить общение с учетом ситуации,

- легко входить в контакт с детьми и взрослыми,

- ясно и последовательно выражать свои мысли,

- пользоваться формами речевого этикета.

Психические процессы

Все психические процессы тесно взаимосвязаны. Недоразвитие хотя бы одного психического процесса приводит к нарушению умственного развития ребёнка в целом.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

И чтобы понять, чем же мы занимаемся с детьми, мы приглашаем вас в небольшое путешествие, в которое мы отправимся на поезде.

Воспитатель: - Итак, отправляемся в путешествие  “на поезде", отправляемся в путь.

  Ну, вот мы и приехали на первую станцию, которая называется

"Станция слов"

На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова), так же упражняются (подбирают к существительным прилагательные, а к прилагательным существительные)

Игра « Какой, какая, какое» (игра с мячом)

Подбери прилагательные к существительным

(Я говорю существительное, вы прилагательное)

Яблоко- какое оно- вкусное, румяное, сладкое, кислое и т.д.

Снег- какой он- пушистый, белый, холодный и т.д.)

Вода- какая она- прозрачная, чистая, холодная, голубая, мутная и т.д.

Солнце-какое оно - яркое, желтое, теплое, круглое и т.д

Игра «Буква заблудилась»

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение находить ошибку в тексте.

Ход игры: на столах у обеих команд лежат разрезные буквы алфавита. Ведущий читает текст, играющие находят ошибку и поднимают букву, которая должна быть в тексте. Итак! Внимание!

Неизвестно как случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква – озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

  Задание для родителей.

На пожелтевшую траву

 Роняет лев свою листву (лес).

  ********

Пять баранов скушал Толька

И сказал: «Еще бы столько!» (бананов)

 ********

Мы собрали васильки

На головах у нас щенки (венки).

********

Забодал меня котел,

На него я очень зол (козел).

Игра «Цепочка слов»

Цель: развивать фонематический слух, зрительное восприятие, умение слышать звук в конце слова.

Ход игры: родителям нужно разделиться на две команды и  выложить цепочку из предметов. Команды получают по 10 картинок с изображением предметов. Первая картинка отмечена *. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается предыдущее. У кого длиннее цепочка, тот считается победителем.

Игра "Где живут продукты?"

В этой стране дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.

У каждого продукта есть свой домик. Угадай название домика.

Сахар- (ница), хлеб- (ница), масло- (ница), соль- (онка) -, перец, чай, кофе, салат, конфеты.

Например: медведь- медвежата.А также учатся образовывать однокоренные слова, т.е. похожие друг с другом, 

Давайте и мы поучимся с вами придумывать слова похожие друг на друга.

Игра "Продолжи цепочку"

Чай- чайник - чайничек.

Кофе - кофейник - кофейничек

Нож, ковш, таз, кувшин

Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.

Игра "Составь предложения из набора слов»

 Следующая игра называется

 "Сказки - рассказки".

На этой станции дети учатся беседовать, высказывать свое мнение, учатся пересказывать небольшие сказки, рассказы, составлять описательные рассказы. И мы давайте с вами попробуем рассказать и обыграть сказки.

Игра "Расскажи и обыграй сказку"

(родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка сказки, они должны рассказать и обыграть сказку), очень часто мы используем те

Мнемотехнику – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Вы такие  молодцы! Как вы интересно рассказали и обыграли сказку. Вам понравилось? (Ответы родителей).

 Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить». Необходимо обратиться к логопеду.

2. Выступление Ярковой Л.А., педагога  по обучению детей чтению.

 3.Показ артикуляционной гимнастики для речевого развития детей

 4.Просмотр выставки дидактических игр для развития речи

 5.Памятка родителям «Речевая готовность ребенка к школе».

 6.Рефлексия «Чудесный ларец».

 Подвести итоги нашей встречи нам поможет «чудесный ларец». Я предлагаю Вам ответить на вопрос: «Что бы Вы хотели положить в этот «чудесный ларец» и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на нашем родительском собрании?»

      Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

Большое спасибо за то, что Вы сегодня приняли участие в нашей беседе.

 

Решения родительского собрания.

  1. Выбрать игры и задания с использованием артикуляционной гимнастики, речевой активности, способствующие формированию связной, правильно построенной речи детей, которые понравились родителям на собрании, и проводить их в семье.
  2. Развивать в детях безграничные потенциальные возможности через различные виды познавательной деятельности.
  3. Пополнять папку передвижку речевыми играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа для родителей "Родителям о речи ребёнка"

Родителям нужно знать, что физическое, психическое и интеллектуальное развитие детей начинается с развития речи. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи.Речь ребенка форм...

Взаимодействие специалистов детского сада, школы с семьёй ребёнка в комплексной коррекции речи ребёнка и его общем развитии

Артамонова С.Ю. учитель-логопед высшей квалификационной категории, лауреат премии мэра  ГБДОУ №70 Кировского р-на, Санкт-ПетербургаСёмка Галина Юрьевна учитель-логопед высшей квалификационной кат...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: «Готовность речи ребёнка к школе»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе Тема: "Готовность речи ребёнка к школе"....

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе "Готовность речи ребёнка к школе"

конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе...

Значение грамотной речи ребёнка для дальнейшего обучения в школе. Сообщение на родительском собрании в подготовительной к школе группе.

Значение грамотной речи для дошкольника. Требования ФГОС ДО к речи будущего первоклассника. Критерии грамотной, развитой речи детей 6-7 лет. Пять составляющих устной речи дошкольников: 1)произношение,...