Основы финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Кристина Дмитриевна Кошкина

Методическая разработка "Основы финансовой грамотности" для детей дошкольного возраста, описание программы: цель, задачи, актуальнуальность, разделы программы, календарный план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка50.84 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Шелеховского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ШЕЛЕХОВСКОГО РАЙОНА «ДЕТСКИЙ САД № 11 «Берёзка"

666022, Иркутская область, Шелеховский район, д. Олха, ул.Луговая, дом 24

            СОГЛАСОВАНО:

на педагогическом совете  

МКДОУ ШР «Детский сад №11

              «___»__________20__

                     УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МКДОУ ШР «Детский сад №11 «Березка»

  _________________Е.В.Гордеева

  «______»  _____20__

Методические рекомендации к программе

«Основы финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель МКДОУ ШР

«Детский сад №11 «Березка»

Кошкина Кристина Дмитриевна

2020 год.

Пояснительная записка

Образовательная программа «Основы финансовой грамотности» максимально проста и доступна дошкольникам. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Большое значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование сюжетно-ролевых, дидактических игр и пособий.          

  Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В течение непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.

   В Программе широко используются сказки, ребусы, загадки шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам. Сказочно - ассоциативный метод способствует созданию на занятии обстановки неформальности и некоторой психологической защищенности. Сказка также вносит элементы отдыха в учебное занятие, предупреждает негативизм, нежелание воспринимать слова педагога, вызывает личный интерес, повышает мотивацию к учебе. Данная Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного образования), а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015).

Программа может быть реализована как в течение одного года (в подготовительной к школе группе), так и двух лет (в старшей и подготовительной к школе группах)

Международная практика свидетельствует о том, что в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон.

Под финансово грамотным поведением понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке.

С целью реализации стратегии повышения финансовой грамотности возникла необходимость разработать и реализовать образовательные программы по повышению финансовой грамотности, в том числе, учебно-методические комплекты для различных возрастных групп в ДОУ.

Методическая разработка «Основы финансовой грамотности» разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Актуальность темы:

Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье, окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом. Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте, конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель — воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно зарабатывать деньги и любящего свою страну.

Новизна темы: 

Состоит в использовании блочной системы способствующей формированию финансовой грамотности у дошкольников. Работа предполагает комплексный подход к развитию личности дошкольника, предусматривая тесную связь этического, трудового и экономического воспитания. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

У детей формируется произвольность поведения, способность к осознанности и волевой регуляции — это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной деятельности, как экономика. Способность контролировать свои действия, сиюминутные желания, формирование внутреннего плана и умения планировать свои действия.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО):

•        полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение              детского развития.

•        построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

•        содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

•        поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

•        сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

•        приобщение детей к социокультурным нормам;

•        формирование познавательных интересов и познавательных действий   ребенка в различных видах деятельности;

•        возрастная адекватность дошкольного образования:

•        учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Основные идеи проекта:

Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни.

Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.

Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

Заработная плата – цена работы по производству товаров.

Цена – количество денег, которые люди платят за товар.

Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель и задачи образовательной деятельности в рамках предложенного проекта.

 Цель: прививать детям интерес к знаниям по финансовой грамотности, помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

           Задачи:

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:

• понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;

• признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет),
  • воспитатели группы, родители.

Сроки реализации проекта:2020-2021 учебный год.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Этапы проекта:

1 этап – Организационный:

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Основы финансовой грамотности».
  • Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

2 этап – Практический: Реализация проектных мероприятий.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально –познавательного квеста «Страна Экономика».

Управление и обеспечение проекта

Система работы по формированию финансовой грамотности детей состоит из занятий и рассчитана на один учебный год.

Формы проведения:

1.Фронтальное (подгрупповое) занятие

2.Индивидуальная работа

3.Самостоятельная игровая деятельность

Количество часов непосредственной образовательной деятельности в год: -22.

Участники: Дети дошкольного возраста 6-7 лет подготовительной группы «Ягодки».

Этапы реализации программы: октябрь-апрель

Методы: игровой, продуктивный, познавательно-исследовательский, наглядный, словесный.

Время проведения: вторая половина дня, продолжительность – 30 минут.

Работа с родителями: буклеты (презентация новой образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности на первом родительском собрании группы), консультация для родителей детей подготовительной группы: «Основы финансовой грамотности», «Экономическое развитие дошкольников», индивидуальные беседы, итоговая совместная игра «По дорогам финансовой грамотности» с привлечением родителей.

Структура занятия:

1.Вводная часть: 4 мин. (сообщение темы занятия, проблемная ситуация.)

2.Основная часть: 22 мин. (дидактическая игра, беседа, чтение и анализ сказок, практические упражнения).

3. Заключительная часть: 4 мин. (подведение итогов)

Планируемые результаты освоения Программы

В результате освоения Программы дети:

        адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);

         знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

         знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

         понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);

         знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);

         знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;

         адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;

         в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;

         любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;

         бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

         следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;

         с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;

         проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);

         замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

         объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;

         проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;

         переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;

         сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;

         с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.

Педагоги:

– Высокий уровень овладения теоретическими, методическими,

технологическими знаниями педагогами по формированию экономических

знаний у детей дошкольного возраста

Родители (законные представители):

– Овладение родителями экономическими знаниями по ознакомлению

детей дошкольного возраста с экономическими понятиями

– Наличие предметно-развивающей среды в группе по ознакомлению детей

с экономическими знаниями.

Учебный план охватывает 4 блока, связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама, правда и ложь, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Каждый блок рассчитан на определённое количество занятий и часов.               

Занятие проводится в помещении группы детского сада, в музыкальном или спортивном зале, в зависимости от целей занятия и необходимого оборудования.

Методы организации учебно-воспитательного процесса

- создание детских объединений внутри коллектива - групп консультирования;

- привлечение к работе родителей, спонсоров;

- связь с общественными организациями.

Знания по формированию основ финансовой грамотности даются в различных формах:

1.Практическая игра

2.Решение ситуационных задач

3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения

4.Теоретические занятия

5.Познавательно-исследовательская деятельность (наблюдения и экспериментирование)

6.Различные виды продуктивной деятельности

7.Самостоятельная игровая деятельность

Методы организации образовательной деятельности включают в себя:

  • Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
  • Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
  • Решение арифметических задач, кроссвордов.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях.
  • Игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия:
  • анализ, классификация предметов;
  • обобщение по заданному признаку;
  • сравнение и выделение главного;
  • простые умозаключения;
  • действия по предложенной схеме-алгоритму
  • игровые упражнения для развития математических способностей:
  • овладение счетными операциями;
  • формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
  • сравнение количества предметов;
  • освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
  • решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

Реализация программы «Основы финансовой грамотности» требует наличия следующего оборудования:

  • Игровые зоны - мебель, оборудование и атрибуты к ролевым играм,
  • Наглядно-иллюстративный материал.
  • ИГРОТЕКА:  « Дороже -дешевле», « Супермаркет», «Булочная», «Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Банк», «Кафе», «Путешествие», «Аукцион», «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты»,  «Строительство дома», «Обмен», «Семейный бюджет», «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство».
  • Произведения художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха», Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо», сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка», произведения С.Я. Маршака и С. Михалкова,

 Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка», Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»; английская сказка «Три поросенка»; Романов А. «Чудеса в кошельке», фольклор о труде, профессиях.

  • Компьютерное оборудование
  • Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
  • Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино», «Буратино», «Уроки Совы».
  • Подбор материала информации, консультаций и рекомендаций для родителей

Учебно- тематический план программы «Основы финансовой грамотности» детей дошкольного возраста.

Содержание блока

Кол-во занятий

Кол-во часов

1

Блок I.  Труд и продукт труда (товар)

Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования.

4

2

2

Блок II. Деньги и цена (стоимость)

Понятие «деньги»

Цена (стоимость)

Торговля и торг

Бюджет (на примере бюджета семьи)

Источники дохода

8

4

3

Блок III.  Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности

Основная задача воспитательно-образовательной работы по данному блоку — воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе.

16

8

4

Блок IV. Полезные экономические навыки и привычки в быту

Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а также в ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей.

16

8

Перспективный план работы по программе «Основы финансовой грамотности» детей дошкольного возраста

на 2020-2021 учебный год

Тема занятия

Программные задачи

БЛОК «Труд и продукт (товар)»

Ноябрь.

«Почему взрослые работают?»

Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд»,

«продукт труда», «профессия», «специальность»;

Продолжать формировать элементарные представления о различных

профессиях, специальностях.

 «Все профессии важны»

Уточнить и расширить представление детей о профессиях. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

«Открываем супермаркет»

Научить определять разницу между «хочу» и «надо»;

Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение;

Создавать эмоционально-положительный климат в группе;

Воспитывать бережное отношение к деньгам.

БЛОК «Деньги и цена (стоимость)»

Декабрь

 «Что такое деньги?»

Создать условия для знакомства с деньгами, их историей. Познакомить с деньгами, расширять представление об элементах экономики (деньги их история); формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы); уделять внимание эффективности источников информации; (самостоятельно находить источник информации);

развивать способности к моделированию пространственных отношений в виде таблицы;

формировать представление о весе предметов, путём взвешивания на ладонях.

воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективной работе, умение распределять обязанности в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; воспитывать уважение к труду; бережное отношение к деньгам.

«Азбука денег»

Расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

 (Практическая работа «Мини-банк»)

Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;

Развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры;

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как

экономность, бережливость

 «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

«Деньги всякие нужны»

Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»,

«пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей

о внешнем виде современных денег.

Познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта.

Научить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты.

Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами

 «Путешествие в страну денег»

формировать финансовую грамотность, навыков сбережения и трат для

создания максимальных возможностей в своей жизни.

дать детям представление о денежной единице, научить понимать назначение

денег, развить воображение.

 Банк «Дом, где живут деньги»

Познакомить детей с термином «банк» — крупное кредитное учреждение — и его функционированием. Деньги в банке всегда в обороте, их можно вложить и снять, можно получить за них проценты, пользуясь сберегательной книжкой.

Сберкнижка — документ, подтверждающий наличие денег, счета в банке. При наличии денег можно открыть счет в банке.

«Приключение девочки Танечки»

Раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги, закрепить знания детей о внешнем виде современных денег. Закрепять знания находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой. Закреплять у детей понятие «покупка», «дорого», «дешево». Учить детей делать покупку с учетом заработанных денег, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации. Способствовать

осознанию роли денег в жизни людей. Активизировать усидчивость, старательность, аккуратность, желание достигать качественного результата.

Командная игра «Как проверить и посчитать деньги»

Продолжать учить дошкольников умело распоряжаться деньгами и отличать

настоящие деньги от фальшивых.

познакомить с понятиями: денежная единица, номинал;

содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области;

финансовой грамотности через игровые средства обучения.

«Расходы. Как потратить деньги с пользой»

Сформировать у дошкольников представление о расходах семьи.

-познакомить дошкольников с квалификацией расходов: желаемые, обязательные и непредвиденные;

- познакомить дошкольников и школьников с разными ситуациями по теме расходы в современных семьях;

- научить тратить собственные деньги с пользой;

- развивать бережное отношение к деньгам;

- развивать способность правильного мышления в вопросах расходов, управлять своими желаниями и потребностями с учётом семейного бюджета.

БЛОК «Реклама, правда и ложь, желания и возможности»

Январь- Февраль.

«Реклама, как она работает»

Познакомить детей с понятием «реклама» - одним из средств информации о товарах и услугах, необходимых детям и взрослым для жизни. Вызвать у детей более глубокий и разносторонний интерес к рекламе и ее значению. Определить имеющиеся представления у детей о рекламе, познакомить с её историей. Развивать связную речь детей, при ответе на вопрос строить простое распространенное предложение. Обогащать словарь ребенка новыми словами: товар, реклама, рекламировать, рекламист, ассортимент. Воспитывать умение правильно воспринимать рекламу, осуществлять разумные потребности. Воспитывать уважение друг к другу, умение слушать собеседника. Развивать инициативу и творчество.

Командная игра «Рекламный бизнес»

Формировать у детей представление о рекламе.

-познакомить с понятием: «реклама»;

-дать представление для чего нужна реклама, о ее назначении;

-научить детей правильно воспринимать рекламу;

-содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

 «Путешествие в сказочную страну Экономию»

Учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;

«Поможем коту Матроскину открыть магазин. Реклама»

Формировать основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в процессе разнообразных видов деятельности.  Раскрыть сущность рекламы, дать детям представление об истории возникновения рекламы и профессии рекламиста. Дать представление, для чего нужна реклама, о ее значении.

Развивать у детей положительное отношение к рекламе, вызвать интерес к ней и правильно ее воспринимать. Развивать фантазию, творческое воображение, логическое мышление. Расширять словарный запас детей, развивать связанную речь, память.

Воспитывать умение работать в коллективе, в паре. Воспитывать аккуратность, любознательность, усидчивость.

БЛОК «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Март- апрель

  «Юные финансисты»

Закреплять понимание экономических категорий «потребности», «труд»,

«продукт труда», «профессия», «специальность»;

Продолжать формировать элементарные представления о различных

профессиях, специальностях.

«Семейный бюджет и расходы семьи»

Уточнить и расширить представление детей о профессиях. Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях. Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

«Путешествие в сказочную страну Экономию»

Научить определять разницу между «хочу» и «надо»;

Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение;

Создавать эмоционально-положительный климат в группе;

Воспитывать бережное отношение к деньгам.

«Приключения Грамотея и Капризки»

Повторить понятие «потребности человека»;

Закреплять названия основных потребностей и что к ним относится;

Уточнить от чего зависят потребности человека;

Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы,

активизировать словарь;

Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;

Способствовать формированию коммуникативных компетентностей, социальных

компетентностей.

Для выявления уровня сформированности финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в начале и в конце учебного года, был проведен мониторинг, результаты представлены в приложении 1.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника в соответствии с показателями мониторинга.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

― деньги «растут» если их хранить не в банке - копилке, а в банке;

― авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,

Наиболее важный эффект, который мы ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов.

Ребята на занятиях в игровой форме, через призму интересного и познавательного сюжета знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье. Мы ожидаем, что дошкольники получат необходимые знания, а семьи воспитанников заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Так как дети нашего детского сада воспитываются в сельской местности, в этом случае мы можем добавить еще один блок, который будет называться «Сельскохозяйственный труд».

Сельскохозяйственный труд прекрасен своими результатами. Но сколько знаний и сил требуется от людей, чтобы добиться этих результатов. Рассказывая о тружениках полей и ферм, об их нелёгкой, но почётной работе мы раскрываем детям огромное значение сельскохозяйственного труда. В группах можно проводить беседы о том, из чего приготовлен суп, каша, котлеты, хлеб. Дети будут понимать: о том что, много из того, что они видят у себя на столе, выращено у нас в селе.

Вывод о том, что сельский труд всех кормит, будет для них интересным открытием. Поэтому мы решили уточнить имеющиеся у них представления и постепенно расширять знания о труде взрослых.

Но надо стремиться не просто дать детям какие-то знания, но и учить их сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Во время одной из прогулок ребята увидели мешки с удобрениями. Воспитатель сообщила: «То, что вы здесь видите, называется удобрением». Однако такое объяснение не удовлетворило ребят, и сразу последовал вопрос: «А для чего нужно это удобрение?» Из рассказа воспитателя дети узнали, что растения питаются и одним из питательных элементов являются удобрения.

Затем нами было решено создать проект «Огород на окне», дети выращивали из семян овощные культуры, такие как морковь, свекла, помидоры, кабачки, лук и т.д., затем высаживали их в открытый грунт на территории нашего детского сада, где для этого было выделено специальное место, которое совместно с детьми и родителями было огорожено небольшим, декоративным забором.

 На нашем огороде они регулярно подкармливали грядки и смогли на практике убедиться, какое огромное влияние оказывают на рост и развитие растений удобрения.

Проведённая работа вызвала у ребят желание понять, как же происходит развитие растений.

Мы старались поддерживать сложившийся интерес у ребят к сельскохозяйственному труду. В беседах с ними использовали художественную литературу: «Как хлеб на стол пришёл» Белахова, «Урожай» Погореловского и др., показывали картины: «В поле»«Уборка урожая», и др.

Исходя из интересов детей, решили внедрить 5 блок, который будет называться «Труд и сельское хозяйство». В данном блоке мы уже подробно можем раскрыть такие темы как:

1. Осуществление труда в сельском хозяйстве. В течение года они узнают, что сельские работники обрабатывают землю, сеют и выращивают хлеб, собирают урожай, разводят домашних животных, строят тёплые помещения для скота, ухаживают за ним.

2. Знакомство с трудом животноводов. Ребята много раз видели пасущихся коров, но только на экскурсии или в беседе могут подробно узнать, в чём конкретно состоит работа пастуха. Также познакомить с работой людей на животноводческой ферме, где работники расскажут, как надо кормить корову, как ласково и старательно за ней ухаживать, чтобы она давала много молока. Показать детям технику, которая помогает обслуживать животных: автопоилки, транспортёры, автодоильные аппараты.

3. Продажа сельскохозяйственных культур.

Всё, что дети увидят на экскурсиях, они могут отражать в рисунках, рассказах, в сюжетно – ролевых играх. Например, на занятиях по развитию речи дошкольникам можно предложить составлять рассказы: «На пастбище»«Родное поле» и т. д. Мальчики смогут в играх выполнять роль трактористов, комбайнёров, шоферов, девочки – доярок, поваров.

Желательно приглашать родителей и для просмотра открытых занятий в старших группах, на которых ведётся разговор о выращивании хлеба и получении других продуктов питания, о труде сельского работника в разное время года.

Конечно, трудно сейчас сказать, кем будут наши ребята, когда вырастут. Но они должны понять самое главное: всякий труд на пользу общества уважаем и почётен, к любому труду нужно относиться творчески, только трудом можно добиться уважения окружающих людей.

Мы, работники сельских детских садов, должны показать детям значимость труда земледельца, животновода, воспитать у них чувство уважения к этим профессиям, чувство уважения к нашему селу, в котором живут и работают замечательные люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Основы финансовой грамотности» для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки, для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночн...

Интеллектуальная игра по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Где логика?»

Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Рабочая программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по формированию основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста (далее-Программа) направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических предс...

Программа по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

Программа по основам финансовой граммотности для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра «Профессии» по формированию элементарных математических представлений через основы финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

К 5 годам у детей уже сформированы определенные знания о профессиях, о бюджете, о расходах и доходах, о деньгах. Эти знания нужно систематизировать, а также помочь детям усвоить элементарные арифметич...

Картотека дидактический, сюжетно - ролевых, подвижных игр по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Предлагаемые игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшего дошкольного возраста. В игры можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми....

Проект по основам финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому.     Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится...