«Вариативность использования различных видов театра в дошкольном возрасте»
учебно-методический материал

Выступление на педсовете Вариативность использования различных видов театра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_na_temu.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете на тему:

«Вариативность использования различных видов театра в дошкольном возрасте» 
Театр в детском саду «растет» вместе с детьми. В связи с этим существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников. Главную роль для ребенка играет именно кукольный театр.

          Знакомить детей с кукольным театром можно начинать с раннего возраста. Воспитатели, старшие дошкольники показывают малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров (фланелеграф, театр петрушек, в котором заняты перчаточные куклы)  У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры: настольного театра игрушек,  настольного плоскостного театра,  плоскостного театра на фланелеграфе.  С большим удовольствием следят малыши за движущимися на ярко освещенном экране фигурами. Театр теней приковывает внимание, развивает умение сосредоточиться. Также хорошо использовать пальчиковый театр, что дает возможность поиграть вместе с ребенком. Игры с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев.

               Для детей второй младшей группы самый простой и доступный театр – это театр кукол на столе. Использовать можно различные виды: театр «дисков», объёмные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты. Театр «оригами», театр на палочке, «киндер-театр», театр «мочалки», театр магнитиков. Для настольного театра подойдут «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки, а также деревянные. Игрушки для него можно сшить из кусочков ткани, меха, кожи, поролона – они не должны быть большими. При изготовлении, необходимо учитывать соотношение игрушек по размеру. Забавных настольных актеров можно связать крючком или спицами.  Интересные куклы получаются из бумажных конусов, цилиндров, коробочек различной высоты. Также в этом возрасте используют маски.

            В средней группе рекомендуется использовать следующие виды кукольного театра:

           1. Пальчиковый: на один палец, на два пальца. Наличие данного вида кукольного театра в двух вариантах позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности движений пальцев рук. Одновременно эта работа является фундаментом для плавного перехода к обучению приемам кукловождения : рукавичкового кукольного театра.

         

           

             2. Рукавичковый (без большого пальца).        

             3.Настольный  плоскостной (изображение персонажа на каждой стороне фигурки), настольный театр игрушки.

             4 .Кукольный театр «би-ба-бо».   На сегодняшний день этот вид кукольного театра наиболее широко представлен в ассортименте фабричного производства. Для того чтобы ребенок научился управлять куклой «би-ба-бо» в полном объеме, используются упражнения с перчаткой: на указательный палец фиксируется голова куклы, остальные пальцы изображают руки (лапы) персонажа. Такой прием позволяет ребенку научиться владеть куклой «изнутри», а впоследствии легко применить полученные навыки в игре с куклой «би-ба-бо». На втором этапе работы куклы театра «би-ба-бо» усложняются: основа вождения куклы остается та же, а подвижной частью становится рот, который приводится в действие при помощи лески.

            5. Театр ложек, являясь упрощенным вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приемы кукловождения. Изготовить театр из деревянных ложек несложно. Для этого необходимы деревянные ложки, не расписанные красками. На внешней стороне рисуют лицо человека или мордочку зверюшки. Украшают куклу тесьмой, кусочками меха, лентами. Из ткани шьют юбочку и надевают на игрушку, крепко завязав ее у «шейки» лежки тесьмой. Получается яркая легко управляемая кукла.

              В старшей группе следует познакомить с марионетками, показать им театр с «живой куклой». Марионетки относятся к напольным куклам. Кукловод управляет ими на виду у зрителей. Марионетка находится рядом с кукловодом, на полу, и приводится в движение с помощью ваги. Вага – это крестовина, к которой на нитях крепится кукла. Чаще всего используют горизонтальные или вертикальные ваги. Горизонтальные ваги применяют для вождения кукол – животных. Вертикальны тканью и ваги используют для кукол – людей.

Марионеток можно изготовить из папье-маше, поролона или пенопласта. Затем оклеив их, расписав красками. Простейшую куклу-марионетку можно изготовить из шариков для пинг-понга, крученых веревок, кусочков меха, а

еще подойдут для этой цели спичечные коробки, простые катушки и другие бытовые предметы.

                     

   В подготовительной группе детей знакомят с тростевыми куклами. Тростевые куклы отличаются от перчаточных большими размерами

и способом управления. Основой такой куклы является деревянный стержень – гапит. На гапите устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы. Для удобства управления на концы тростей закрепляют деревянные ручки. Голову тростевой куклы можно изготовить из папье-маше, сшить из ткани, меха, связать из ниток. Костюм куклы, вместе с поролоновой основой надевается на гапит, закрепляется и украшается тесьмой, кружевом, лентами

 Но также можно использовать в своей работе и сделать другие виды театра:

- театр игрушек-вертушек. Такие игрушки приходят в движение при повороте палочки, на которой крепится игрушка.

- театр кулачковых кукол. Куклы такого театра интересны тем, что у них очень подвижна голова, и это может выглядеть даже комично: сделать такую куклу очень просто. Туловище куклы – чехольчик или платье, надеваемое на руку.

     Очень интересные куклы получаются из воздушных шаров. Слабо надутый шар служит кукле головой, нос-часть этого же шара, перетянутая ниткой. Туловище состоит из плоской рейки, затем шьется чехол-юбка, можно пришить руки.

Из всего этого следует, что надо последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный,  драматический, оперный, балет, музыкальные комедии).

Должно быть поэтапное  освоение  детьми различных  видов  творчества  по возрастным  группам.

Вариативность использования технологий развивающего обучения в ДОУ

                                               

В соответствии с  ФГОС  ДО  сегодня на первом месте стоит задача  развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процессы  обучения и воспитания.

                 

Установка на  развитие — это современная стратегия обучения  детей. Термин «развивающие игры» был впервые использован замечательным педагогом, отцом развивающих игр Борисом Павловичем Никитиным. Отличительная особенность развивающих игр: необходимо выполнить какое-то задание, а для того чтобы его выполнить, – необходимо подумать. Такие игры и игрушки развивают в детях речь, мышление, логику, мелкую моторику, упорство, творческие способности.

Философами, просветителями, историками культуры, педагогами и                    психологами различных научных школ был выделен ряд общих положений, отражающих сущность феномена игры:

     Условия организации занятий с развивающими играми

  • - раннее начало;
  • - создание обстановки, опережающей развитие детей (развивающая среда);
  • - свобода в выборе деятельности, в продолжительности занятия каким-либо делом;
  • - максимальное напряжение сил ( свои возможности);
  • - доброжелательная помощь взрослых

                         Общность методик 

  • Конструктивные элементы (резинка, прозрачные цифры, шнурки, липучки и т.д.).
  • Многофункциональность (с помощью одной игры можно решать ряд образовательных задач).
  • Широкий возрастной диапазон участников игры.
  • Использование в различных условиях (в детском саду и дома; с группой детей и индивидуально).
  • Эмоциональная культура (ситуации успеха; проявление качеств личности – творца и т. д.)
  •  Подготовка к проведению развивающих игр
  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения
  • установление соответствия возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения развивающей игры
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

 Особенности методик 

  1. Разрабатываются в соответствии с интересами ребят. Они занимаются с удовольствием. Малыши постоянно открывают для себя что-то новое, неизведанное ранее.
  2. Каждая игра может использоваться детьми разного возраста, начиная от 2 до 7 лет.Для малышей приготовлены простые задания, для ребят постарше задания усложняются. Чем старше ребенок, тем выше уровень сложности.
  3. Многофункциональность и универсальность. Каждая игра предполагает решение многих задач обучения, способствует всестороннему развитию детей и проявлению творческих способностей.
  4. Предлагаемый готовый дидактический материал систематизирован по возрастам и образовательным задачам.
  5. Ко многим играм предложено методическое пособие, в котором уже можно взять готовый сказочный сюжет с включенными в него заданиями, иллюстрациями и вопросами.
  6. Высокая вариативность. К играм предложено много заданий, начиная с манипулирования и заканчивая сложными развивающими упражнениями.

Используемые методики 

     .     Джордж Кюизинер (Цветные счётные палочки»)

  • Золтан Дьенеш («Логические блоки»)
  • Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины ( «  Развивающие кубики» : « Уникуб», «Сложи узор», «Дроби», « Сложи квадрат»
  •  Леонард Эйлер (« Круги Эйлера»)

                         

                   

                                 Методика Кюизенера

Идея одновременно проста и интересна. Детки прекрасно с палочками играют и параллельно осваивают полезные навыки, нежели скучное и нудное заучивание. В дальнейшем ребенку будет интересно заниматься математикой.

По мере внедрения и использования палочек их цвета были немного изменены. Но смысл от этого не изменился.

Принципы методики:

  1. Помочь ребенку освоить территориальные понятия пространства такие как: больше — меньше, выше — ниже, право — лево, между.
  2. Учимся делить целое на составные части.
  3. Развиваем воображение, самостоятельность, визуальную и слуховую память, стимулируем речь.
  4. Учимся анализировать, делать выводы, сравнивать.
  5. Учимся простые математическим действиям: сложение, вычитание, подходим к делению и умножению, дробям.

               Методика Дьенеша 

                 Логические блоки

Предназначены для обучения математики в игровой форме

Цель игр: выявлять свойства объектов: цвет, толщину, формы и разный размер. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию, навыки моделирования и конструирования.
Материал: набор для игр содержит 48 логических блоков, представленных в виде геометрических фигур, отличающихся:

  • — цветом (синие, желтые, красные);
  • — формой (прямоугольные, треугольные, квадратные, круглые);
  • — толщиной (тонкие и толстые);
  • — размером (маленькие и большие).
  • В наборе нет даже двух, одинаковых по своему свойству фигур.

Ожидаемый результат: Повышение уровня логического мышления, познавательных и творческих способностей детей. Проявление самостоятельности, инициативы. Успешное овладение основами математики.

                   

                       Методика Никитиных

Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины – семейная пара педагогов, воспитавшая семерых детей. Но воспитывали они их по особенной системе, которую сами и разработали.

В чем заключается основные идеи методики Никитиных:

  • Ребенок – это личность, поэтому с раннего возраста ему предоставляется право заниматься тем, что вызывает интерес. Никаких принуждений и уговоров. Все делается с удовольствием и желанием, но под контролем взрослых.
  • То, что окружает ребенка, должно стимулировать его к усовершенствованию способностей и познанию чего-то нового. Начать следует с дома, в котором он живет. На стенах должны быть полезные плакаты – географическая карта, арифметическая таблица и прочее. Если малыш проявляет интерес к измерительным приборам или литературе – не стоит пресекать это. Все находится в свободном доступе.
  • Участие родителей в жизни детей является обязательным. Но переходить грани не стоит, точно так же, как и навязывать свою помощь. Ведь многие родители норовят все делать за малыша, отнимая у него возможность, стать самостоятельным. Оказывать помощь нужно только тогда, когда малыш ее просит.
  • Родители должны стать примером для детей. Начать стоит с правильного и здорового образа жизни, принятия участия в соревнованиях, завоевание побед и наград. Это является наилучшим примером для подражания.
  • Овладение навыками, способностями должно происходить в определенное время при соблюдении определенных условий. Если этот момент упущен, то в дальнейшем возможность развития угасает.

Всех своих семерых детей Никитины воспитывали в гармонии. Они не мешали им развиваться, а способствовали этому.

                       Методика Эйлера
Круги Эйлера – это схемы, которые позволяют изобразить наглядно отношения между подмножествами и пересечение, и объединение множеств. При решении некоторых задач метод Эйлера просто незаменим и значительно упрощает рассуждение.

Модели кругов Эйлера – просты и наглядны, поэтому они с большим успехом  могут быть использованы для развития логики у детей дошкольного возраста. Построение и использование моделей в большей степени способствует развитию логических способностей у дошкольников.Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду на занятиях по развитию логического мышления.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных видов театра на занятиях по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

У детей младшего дошкольного возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграф...

Использование различных видов театра в работе с детьми

Использование различных видов театра в работе с детьми...

Использование различных видов театров в работе с дошкольниками с целью художественно-эстетического и речевого развития

Статья опубликована в сборнике  «Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО» (региональный сем...

Использование различных видов театра на ООД по татарскому языку

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений: это татарские и русские народные сказки, стихотворения татарских писателей Габдуллы Тукая, Абдуллы Алиша, Айдар...

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕАТРА « В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» для детей старшего дошкольного возраста

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТЕАТРА « В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»для детей старшего дошкольного возраста...