Воспитание культурно-нравственных ценностей, расширение кругозора детей о родном крае, литературном наследии, обычаях и традициях народов мари на основе театрализованной деятельности.
учебно-методический материал

                       

 В масштабе каждого отдельного региона воспитательная работа должна опираться на знание культурных традиций проживающих здесь этносов, чтобы дети  хорошо знати культуру своего народа и имели представление о культуре народов, живущих в одной местности. Такую работу можно проводить на основе театрализованной деятельности.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskiy_material.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культурно-нравственных ценностей, расширение кругозора о родном крае, литературном наследии, обычаях и традициях народов мари на основе театрализованной деятельности.

  Развитие личности ребенка-дошкольника как носителя национальной культуры, возможно при знакомстве с традициями и обычаями своего народа, родной культурой, произведениями художественной литературы и искусства. Познавая прошлое, многовековую мудрость, исторический опыт, традиции, мы лучше узнаем самих себя, свои живительные корни. Это позволит полнее осознать свою уникальность, глубже понять свой внутренний мир и разумнее строить свою жизнь, что становится все более актуальным в наши дни.

Марий Эл – многонациональная республика и кроме коренного населения- марийцев, многовековыми соседями являются русские, татары, чуваши, удмурты, а также представители других национальностей.

Наш детский сад также можно считать многонациональным. Этнический состав воспитанников: мари, русские и татары.  

В масштабе каждого отдельного региона воспитательная работа должна опираться на знание культурных традиций проживающих здесь этносов, чтобы дети  хорошо знати культуру своего народа и имели представление о культуре народов, живущих в одной местности.  

Народ мари на протяжении многих веков сохранил свою самобытность, культуру и нам есть, чем гордиться.  Имена классиков марийской культуры стали известны далеко за пределами республики. Растет достойная смена  мастеров искусства. На высоком уровне находится театральное искусство. Республика Марий Эл становится центром культуры мирового масштаба.

Приобщение к культуре родного края в нашем детском саду осуществляется через организацию предметно-пространственной среды. У нас есть мини-музей, а в группах национальные уголки.

Значимыми средствами и формами этнокультурного воспитания являются произведения народного творчества. Видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине, мы используем произведения устного народного творчества. Они не  только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Детям читаем и рассказываем марийские народные  сказки и сказки других народов.

Важным средством этнокультурного воспитания детей является и использование элементов национальной культуры: традиции, народные обычаи, песни, танцы. Народный танец – способ выражения символичности взглядов народа посредством движений и жестов, поэтому на музыкальных занятиях целесообразно слушать национальные мелодии, играть на национальных музыкальных инструментах, разучивать простые танцевальные элементы, некоторые характерные движения и дробь, разучивать и исполнять народные танцы. Мы проводим праздники и развлечения, где используем все эти элементы народной культуры.

Подвижная игра является естественным спутником в жизни ребёнка, источником радостных эмоций, обладающая великой воспитательной силой, на прогулках нужно использовать подвижные игры разных народов.

На занятиях по изобразительной деятельности и ручному труду воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к народно-прикладному искусству.

Игры с куклами были чрезвычайно полезны в воспитательном отношении всегда. Национальные куклы, воплощающие в себя черты, свойственные разным народам, могут удовлетворить пробуждавшийся интерес детей к особенностям их быта, труда, национальному костюму, играм. Поэтому в группах имеются куклы в русской, марийской, татарской народной одежде, а также изделия народного промысла: матрешки, изделия из бересты, дерева, лозы, липы.

 Театрализованные уголки целесообразно пополнить музыкальными инструментами, марийской, русской, татарской национальной одеждой, украшениями, головными уборами.

Детям очень нравятся занятия по театрализованной деятельности, поэтому ставим инсценировки на марийском языке по мотивам народных сказок. В тесном сотрудничестве с педагогами, музыкальным руководителем и родителями проводится кропотливая работа. Родители принимают активное участие в изготовлении костюмов и атрибутов к постановкам сказок.

 С детьми разучиваем слова по ролям, песни, танцевальные движения. Дети «вживаются» в роль и выступают как настоящие артисты, передавая характер и поведение своих героев. Поэтому наших детей неоднократно показывали в детской передаче «Шонанпыл»,  которая транслировалась по ГТРК Марий Эл.

Таким образом, мы находимся в постоянном поиске новых, интересных форм работы по приобщению детей к народной культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная деятельность по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием "Из прошлого утюга"

Представлен конспект познавательной деятельности по расширению кругозора детей 5-6 лет с амблиопией и косоглазием на тему  "Из прошлого утюга" . Дети знакомятся с историей создания утюга: валек- ...

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей через знакомство с историей родного края в процессе предварительной работы по рассматриванию картин в системе проектов»

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей через знакомство с историей родного края  в процес...

Патриотический проект для детей 5-6 лет"Обычаи и традиции народов Самарской области"

Патриотический проект «Обычаи и традиции народов Самарской области» для детей 5-6 летРоссия всегда являлась многонациональным государством, а регион Самарской области, где на протяжен...

Программа кружковой работы "Литературное наследие" (по ознакомлению детей старшей и подготовительной групп с литературным наследием русского и башкирского народов.

В данную кружковую работу входит: произведения устного творчества русского и башкирского народов, классическая детская литература (русская и башкирская). Основная задача кружковой работы "Литерат...

Проект разработан для воспитанников дошкольного учреждения с целью расширения знаний детей о родном крае.

Проект разработан для воспитанников дошкольного учреждения с целью расширения знаний детей о родном крае....

Презентация "Расширение представления детей о родном крае посредством ознакомления с традициями шорского народа"

Цель: Ознакомление с историей развития коренного народа Горной Шории - с его традициями, обычаями, национальными праздниками и  фольклором....