Мастер-класс для воспитателей «Игровая деятельность в адаптационный период»
методическая разработка

Для помощи детям в адаптации к условиям детского сада, налаживанию доверительного отношения педагога с каждым ребенком, формированию эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, обучению ребенка играть вместе с другими детьми, снятию эмоционального напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

«Игровая деятельность в адаптационный период»

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада, наладить доверительное отношение педагога с каждым ребенком.

Задачи:

  • формировать эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю;
  • научить ребенка играть вместе с другими детьми;
  • снять эмоциональное напряжение.

Оборудование: презентация, куклы (мягкие игрушки) по количеству участников, мячики в корзине, памятки-правила.

Ход мастер-класса

Здравствуйте уважаемые педагоги! Все вы знаете, что лучшим средством для адаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.

Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей.

Каждый день в 8.00, кроме выходных, наш детский сад ждет своих малышей. Утро начинается с раздевалки, с приема детей и от вас самое главное — это создать хорошее настроение, как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на предстоящий день и является залогом взаимопонимания и взаимодействия детского сада и семьи воспитанника.

Как правило, далеко не все малыши встают бодрыми и в хорошем настроении. Кто-то из них не выспался и поэтому капризничает, кто-то не хочет прощаться с мамой. И задача воспитателя не такая уж простая - успокоить малыша, чтобы родители и ребенок не переживали. Как правило, это занимает не так уж много времени. Лишившись своего самого главного зрителя - родителей, дети очень быстро заряжаются хорошим настроением и с огромным желанием принимаются за свои ежедневные дела, узнавая что-то новое.

Игра «Поезд»

«Я – паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», – говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

– Когда дети уже с удовольствием включались в игру, на остановках мы встречаем разных животных и имитируем их, или мы вместе с куклой и мишкой пляшем. Потом садимся в поезд и отправляемся в детский сад.

Данная игра одобряет робкого и развеселит плачущего, вновь пришедшего ребенка. А также успокаивает слишком расшалившегося ребенка.

С детьми раннего возраста полезно использовать игры на коленках.

         Прикосновение стимулирует выделение мозгом важных гормонов, способствующих росту ребенка. Любовь взрослых (родителей, педагогов) - не только ключ к созданию нерасторжимых уз между ребенком и взрослым, ее проявления влияют также на формирование нервных связей. Видя теплую и чуткую заботу со стороны педагогов, дети ощущают себя в безопасности и начинают испытывать доверие и привязанность к окружающим.

Игра «Ладушки»

Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши.

—Давай похлопаем в ладоши—вот так.

Ладушки-ладушки! Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши.

—Где были?

— У бабушки!

— Что ели?

—Кашку!

— Что пили?

—Бражку!

Кашку поели,

Бражку попили!

Ш-у-у-у, полетели,

На головку сели! На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.

Игра «По ровненькой дорожке!»

Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По ухабам, по ухабам,

Прямо в яму— Бух!

Игра «Ехали, мы ехали»

-Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая потешку и изменяя движения соответственно тексту:

Ехали, мы ехали

В лес за орехами

На бочке, на бочке

По ровненькой дорожке

Темной – темной ночкой

По кочке, по кочке.

Утром - по оврагам,

Днем – по ухабам,

Заехали на горку,

 И в ямку – бух!

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для пальчиков помогает ребенку расслабиться, способствует снятию напряжения, переключает внимание (если ребеночек плачет), способствует развитию мелкой моторики, координации движений, облегчая процесс рисования, лепки, конструирования и бытовой деятельности, развивает речь.

Мы капусту рубим-рубим (изображаем, как будто мы рубим ребром ладони)

Мы капусту трем-трем (трем ладошка о ладошку)

Мы капусту солим-солим (соответствующее движение щепоткой)

Мы капусту мнем-мнем (мнем руками)

Этот пальчик бабушка

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик мама

Этот пальчик папа

Этот пальчик я

Вот и вся моя семья

(поочередно показываем каждый пальчик)

Ещё, чтобы детей развеселить, можно использовать игру «Мячики». Для этой игры я попрошу вас встать.

Друг весёлый мячик мой (прыгаем)

Всюду, всюду он со мной

Раз, два, три, четыре, пять

Хорошо мне с ним играть! (высыпаем мячики с корзины, дети догоняют)

Именно с ясельной группы дети получают знания о том, как правильно умываться, мыть ручки, учатся быть аккуратными, опрятными и самостоятельными.

При мытье рук используйте литературные произведения, потешки:

Руки надо чисто мыть,

Рукава нельзя мочить.

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки.

Водичка водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ручки чистые, пора пришла подкрепиться!

Мы за столиком сидим

Вкусный завтрак мы едим.

Постарались повара,

Приготовили с утра.

Во время обеда также бывает всякое - одни малыши любят суп, кто-то котлеты, кто-то только пюре. Но даже самый нелюбимый салат или овощ можно превратить в любимое блюдо. Как известно, самое лучшее средство уговорить ребенка сделать что-либо - это игра. Разве кто - то откажется скушать еще ложечку, если овощи для этого супчика или салата нам сам зайчишка или мишка принес, сам их собирал?

Этап знакомства-сближения со взрослым и детьми в группе завершается играми коллективными. По своему характеру это игры – забавы, хороводы. Они созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребность малышей в движении, общении и в образном поэтическом слове.

Игра «Карусели»

Дети встают в круг, берутся за руки и начинают кататься на карусели

Еле-еле-еле-еле (Карусель медленно движется в правую сторону.)

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом (Темп речи и движений постепенно ускоряются.)

Все бегом-бегом-бегом!

Побежали, побежали, (Карусель меняет направление движения.)

Побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите (Темп движения постепенно замедляется, карусель

Карусель ос-та-но-ви-те. (останавливается, и дети кланяются друг другу.)

Раз-два, раз-два,

Вот и кончена игра.

Мы топаем ногами

Дети встают в круг и выполняют движения

Мы топаем ногами, (топают ножками)

Мы хлопаем руками, (хлопают в ладоши)

Качаем головой, (качают головой)

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем, (поднимают руки)

Мы ручки опускаем, (опускают руки)

Мы ручки подаем, (берут друг друга за руки)

И бегаем кругом. (бегают по кругу.)

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

  • они должны быть фронтальными, чтобы не один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
  • не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
  • должны использоваться копии реальных предметов, а не их заместители;
  • всем детям предлагаются одинаковые предметы;
  • инициатором игры выступает взрослый.

Малышей сделают друзьями игры, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно.

Важно, чтобы ведущий мог организовать, увлечь, эмоционально заразить весельем вновь пришедших детей. Не беда, если не все дети сразу включаются в процесс, как показывает практика, очень скоро все занимаются с интересом без исключения.

Ст. воспитатель Пищулина Л.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов "Организация игровой деятельности дошкольников с учетом ФГОС ". Изготовление города для игрушек.

Обобщение и дополнение знания педагогов о том, как правильно организовать игровую деятельность дошкольника, а именно, как сформировать у детей способность к принятию собственных решений, опираясь на с...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровая деятельность с песком в развитии и коррекции речи. Путешествие в морские глубины"

Представлен проект, представляющий собой синтез познавательных игр с песком и технологии ТРИЗ-РТВ,  служащийдля  создания положительного эмоционального настроя в выполнении заданий, развития...

Игровая деятельность в адаптационный период

Неотъемлемой частью адаптационного периода для детей раннего возраста является игровая деятельность....

"Организация игровой деятельности в адаптационный период"

Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и &qu...

Мастер- класс "Организация и проведение родительского собрания в адаптационный период"

Мастер- класс "Организация и проведение родительского собрания в адаптационный период"...

Игровая деятельность в адаптационный период в детском саду

На сегодняшний день показатель адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации является психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его семьи, так и д...