Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игровая деятельность с песком в развитии и коррекции речи. Путешествие в морские глубины"
проект по логопедии на тему

Мельникова Валентина Миндыкановна

Представлен проект, представляющий собой синтез познавательных игр с песком и технологии ТРИЗ-РТВ,  служащийдля  создания положительного эмоционального настроя в выполнении заданий, развития коммуникативной  функции речи,  автоматизации поставленных звуков, формирования лексико-грамматических категорий языка, а также для развития мышления, детского словотворчества и самое главное для создания ситуации успеха у детей с ОНР.  Данную технологию можно использовать практически во всех образовательных областях, в коррекционно-развивающей работе, соединять в себе различные виды деятельности: коммуникативную, двигательную, игровую, продуктивную, опытно-исследовательскую, музыкальную и наполнением могут быть любые некрупные предметы, картинки, игрушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационная справка о мастер-классе

Тема мастер-класса

«Игровая деятельность с песком в развитии и коррекции речи»

Автор мастер-класса: Мельникова Валентина Миндыкановна, учитель-логопед I категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»

Энгельсского муниципального района Саратовской области, педагогический стаж -15 лет, по специальности -10 лет.

Целевая аудитория – педагоги ДОУ

Цель: 

Презентация и распространение педагогического опыта

Задачи:

1.Ознакомление педагогов с новыми способами применения игровой технологии  в развитии и коррекции речи .

2. Практическое знакомство педагогов с новыми видами деятельности

Алгоритм проведения мастер-класса

          1.Выделение проблемы

2. Панель

3. Объединение в группы для решения проблемы

4. Работа с материалом

5. Представление результатов работы

6. Обсуждение и корректировка результатов работы

  1. Выделение проблемы

          В век компьютеризации угасает живое общение, снижается уровень развития речи у детей. Сегодня перед педагогами встает проблема уменьшения мотивационной потребности в общении, а в частности перед логопедами – снижение мотивации к исправлению речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи, для которых характерны расстройства  в эмоционально-волевой сфере, нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками.

       Возможно ли в развитии коммуникативной функции речи, ее коррекции применять игры с песком в сочетании с технологией ТРИЗ?

  1. Панель

        Для создания положительного эмоционального настроя в выполнении заданий, развития коммуникативной  функции речи,  автоматизации поставленных звуков, формирования лексико-грамматических категорий языка, а также для развития мышления, детского словотворчества и самое главное для создания ситуации успеха у детей  был разработан проект,  представляющий собой синтез познавательных игр с песком и технологии ТРИЗ-РТВ, где основная идея – «универсальность», которая проявляется в том, что данную технологию можно использовать практически во всех образовательных областях, в коррекционно-развивающей работе, соединять в себе различные виды деятельности: коммуникативную, двигательную, игровую, продуктивную, опытно-исследовательскую, музыкальную и наполнением могут быть любые некрупные предметы, картинки, игрушки.

     Игры с песком – современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка. Такие игры являются одним из самых любимых увлечений дошкольников, одной из форм естественной активности ребенка.  Дети делают из песка различные постройки, фигуры, фантазируют, придумывают сказочные сюжеты, «оречевляют» свои действия и с удовольствием рассказывают о своих «песочных сказках».

       Соединение игровой деятельности с песком и технологии ТРИЗ позволяют: изменить позицию ребенка - он уже не сторонний наблюдатель, а активный деятель, а также  изменить позицию педагога – он принимает позицию сотрудничества, уделяя внимание личной инициативе ребенка, что важно в рамках реализации ФГОС ДО.

Объединение  игровой деятельности с песком и технологии ТРИЗ дает хорошие результаты  в развитии детей, решает обучающие, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.

Оборудование:

  • стол для игры с песком;
  • стулья 4 шт;
  • емкость для воды;
  • салфетки для рук;
  • фигурки\игрушки морских обитателей;
  • атрибуты для украшения морского дна (водоросли, камешки, ракушки пещерка);
  • запись песни,  презентация, ноутбук, проектор.

Ход мастер – класса

«Путешествие в морские глубины»

Деятельность логопеда

Деятельность

фокус-группы

  1. Организационный момент.

Сейчас на улице холодно, зябко,  а я предлагаю отправиться в теплую страну к морю.

           Мы друг другу улыбаемся

           И все к морю отправляемся.

  1. Объединение в группы для решения проблемы

       Вот мы и у моря (слайд №1 море). Слышен рокот волн, крик чаек. Мы представим, что мы находимся на берегу. Обратите внимание на песок у моря, потрогайте его.

Ярко светит солнышко, радуя нас теплом, но вдруг, погода испортилась, поднялась буря, (изобразите пальцами бурю на песке),

пошел дождь,

дождь стал стихать и совсем прекратился, а после дождя часто бывает радуга.

Мы не будем долго находиться на берегу, я предлагаю нам стать дайверами и погрузится в морские глубины.(слайд № 2-Морское дно)

       Вот мы очутились на морском дне. По своему усмотрению можете украсить морское дно ракушками, кораллами, водорослями, камешками и т.д) (1 минута)

       Кто же из морские жителей нас встречает в глубинах моря?

       В море много красивых и даже необычных рыб, (слайд № 3 ) среди которых есть рыба-молот, рыба-пила, рыба-ёж, рыба-бабочка и даже рыба-собачка. А вы знаете, что рыба-собачка может не только плавать, но и передвигаться на плавниках по дну, как на лапках

Когда рыба собачка передвигается или «ходит» по песку, то после него можно увидеть дорожки: попробуйте нарисовать пальцами следы на песке - слева направо, короткую дорожку, длинную, сверху вниз

Упражнение «Дорожки рыбы-собачки»  Цель: развитие пространственных представлений.

  1. Работа с материалом

Игра  по технологии ТРИЗ-РТВ «Разные сказки»

Цель: учить воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель, развивать связную речь.

      Я предлагаю выстроить морских обитателей  в любой последовательности  и придумать интересную сказку или смешную или фантастическую историю с данными героями, соблюдая их последовательность (2 минуты)

Игра «Пещерка осьминога» по технологии ТРИЗ-РТВ

Цели: выделять общие признаки путем сравнения, развивать аналитическое мышление, фразовую речь.

       Развеселились морские жители, но вдруг, увидели страшную акулу (слайд №4), испугались и поплыли к пещере, а в той пещере жил осьминог. Он сказал, что впустит в свое жилище только тех, кто на него похож.

-Если скажешь, чем ты на меня похож, то впущу.

       Угроза миновала, и выплыли морские жители и увидели морскую черепаху(слайд №9).

А черепаха предложила потанцевать под свою любимую морскую песню.

Динамическая пауза «Море, а на море чайки» (слайд №10).

 «Фантастический морской обитатель»

       Сейчас я предлагаю нашим участникам еще проявить свою фантазию и вылепить сказочного морского обитателя.

  1. Представление результатов работы

       Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в морские глубины.

Все морские жители прощаются с нами и машут нам своими плавничками.

  1. Обсуждение и корректировка результатов работы. Рефлексия.

Я попрошу фокус-группу охарактеризовать мастер-класс в 3 словах:

в 3 существительных, 3 прилагательных, 3 глаголах, 3 наречиях.

Садятся за стол для игры с песком

руками выполняют движения пальцами по песку.

Имитируют капли дождя на песке.

Рисуют радугу пальцами на песке.

называют и выставляют фигурки морских обитателей

Пальцами на песке рисуют дорожки.

Сочиняют и представляет получившиеся истории.

Сравнивают, выявляют общие признак и называют его.

Выполняют движения под музыку.

Вылепливают из песка сказочных морских обитателей.

Обсуждение

      .Литература.

1. Крохина И.Н., Костылькова Л. Н. Использование методов ОТСМ – ТРИЗ в работе с детьми логопедических групп как путь создания педагогики успеха Ульяновск, 2008

2. Крохина И.Н. Некоторые подходы к использованию приёмов и методов

ТРИЗ – РТВ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями.Череповец 2010г.

3.Лебедева Л.В., Антохина Н.В., Богданова Т.Я и др. Познавательно-речевое развитие дошкольников в игровой деятельности с песком «Сказка в песочнице». –М.: Центр педагогического образования, 2014

4. Сидорчук Т.А. «Я познаю мир» Методический комплекс для работы с дошкольниками.  – Ульяновск, ООО «Вектор – С», 2014

5. Филимонова И.Г. Усова Ю.А. Развитие речи с использованием технологии ТРИЗ. Логопед, №8, 2014

Интернет – ресурсы:

http://triz.natm.ru

http://nsportal.ru

http://www.maam.ru/

http://cdtor.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Путешествие в морские глубины» Автор : учитель-логопед Мельникова Валентина Миндыкановна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77» ЭМР Саратовской области

Слайд 2

Тема мастер-класса . «Игровая деятельность с песком в развитии и коррекции речи» Автор мастер-класса : Мельникова Валентина Миндыкановна , учитель-логопед I категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77» ЭМР Саратовской области. Целевая аудитория – педагоги ДОУ Цель . Презентация и распространение педагогического опыта Задачи : 1. Ознакомление педагогов с новыми способами применения игровой технологии в развитии и коррекции речи. 2. Практическое знакомство педагогов с игровой деятельностью с песком в сочетании с технологией ТРИЗ.

Слайд 3

Алгоритм проведения мастер-класса . 1 . Выделение проблемы 2 . Панель. 3. Объединение в группы для решения проблемы. 4 . Работа с материалом. 5 . Представление результатов работы. 6 . Обсуждение и корректировка результатов работы

Слайд 4

Выделение проблемы. Актуализация знаний.

Слайд 5

Отправляемся к морю… Горячий берег-бережок - Огромная песочница... Так у моря хорошо, Что уходить не хочется!

Слайд 6

Дно морское – будто сказка Сколько в нем чудес! Но нельзя попасть без маски Нам в подводный лес.

Слайд 7

Фантазии педагогов на тему: «Морское дно»

Слайд 8

В море только под водой Можно встретиться с землей. Тут лежат морские звезды, Камешки, песок. Где-то близко ходит грозный, Важный осьминог.

Слайд 9

Упражнение на развитие пространственных представлений «Дорожки рыбы-собачки»

Слайд 10

Сочинение фантастической истории по технологии ТРИЗ

Слайд 11

Педагоги представляют сочиненные истории

Слайд 14

«Осьминог в пещерке» - игра по технологии ТРИЗ

Слайд 15

Динамическая пауза. Море, а на море чайки…

Слайд 16

Чайки на просторе кричат: «Море, море, привет!»

Слайд 17

Лепим из песка сказочного морского обитателя

Слайд 18

Играют дети

Слайд 19

Спасибо за внимание! автор шаблона презентации - Димова Валентина Михайловна, учитель географии МБОУ СОШ № 28 г. Новошахтинска Ростовской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста"

Цель данного мастер-класса познакомить педагогов с элементами использования песочной терапии в работе с детьми....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в морские глубины»

Технологическая карта организованной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию в подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в морские глубины»...

Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей с нарушениями речи

В дааной статье описаны различные игровые  технологии  с песком, которые применяются в раоте с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Мастер- класс с педагогами « Играй, двигайся, развивайся. Нейропсихологические игры в развитии и коррекции речи детей дошкольного возраста».

Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, с целью развития речевых навыков....