Игровая деятельность в адаптационный период в детском саду
проект (младшая группа)

Юлдашева Светлана Анатольевна
На сегодняшний день показатель адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации является психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его семьи, так и для педагогов. Ребенок, находясь долгое время с родителями, а в частности с матерью привыкает к определенному образу жизни и когда наступает время идти в детский сад, это вызывает бурный протест у ребенка. Успешное нахождение дошкольника в детском саду будет зависеть от того, насколько безболезненно будет протекать процесс привыкания к новому распорядку дня и сможет ли он выстроить дружеские взаимоотношения с детским коллективом и новыми взрослыми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_igry_v_period_adatpatsii_0.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Игровая деятельность детей раннего возраста в период адаптации»

Поступление ребенка в дошкольное учреждение - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка с взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Также можно выделить следующие задачи:

• способствовать стабилизации психоэмоционального состояния;

• способствовать снижению тревожности, регуляции процессов возбуждения и торможения нервной системы;

 • стимулировать ощущения ребёнка: зрительные слуховые тактильные; • формировать самосознание, развитие Я - концепции;

• способствовать созданию положительного эмоционального фона и помогать преодолевать нарушения в эмоционально-волевой сферы;

• способствовать стимуляции познавательной активности, возбуждению интереса к исследовательской деятельности

• корректировать повышенную эмоциональную напряженность;

• обучать приемам релаксации;

• развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;

• побуждать к рефлексии позитивных родительских чувств;

• способствовать повышению работоспособности, способности к деятельности. В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Цель игр — это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым. При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»)

 Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:

-игры с использованием игрушек и предметов;

-контакт руками;

 -телесный контакт. Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:  Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;

  Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки.

  В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.

  В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.

 В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок).

 Примеры игр для налаживания контакта с ребенком: «Дай ручку!»

Ход игры: взрослый подходит к ребенку и протягивает ему руку. —Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

«Хлопаем в ладоши!» Ход игры: взрослый хлопает в ладоши со словами: —Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия взрослого, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

«Петрушка». Оборудование: кукла Петрушка.

Ход игры: незаметно для ребенка  садится на руку игрушка, затем начинается игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется. — Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет! Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои. —Давай здороваться! Дай ручку! После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия. -Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.

«Солнечный зайчик». Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев). Ход игры: зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. —Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает— прыг- скок! Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика. —Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке— не достать! ЕСЛИ ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями — дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.

«Киса, Киса! Брысь!».  Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одно! игрового действия на другое. Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину. —Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят— «Киса! Киса!» — держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» — быстро спрячь ладошки за спину. Вот так. Киса, киса! Брысь! Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи: «мяч», «мы топаем ногами», «все выше и дальше» и т.д.

Также использую игры с песком. Такие игры способствуют:

 быстрому установлению доверительных отношений между воспитателем и ребенком;

 происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя;

 ребенок быстро и осмысленно осваивает нормы, правила поведения и общения в группе;

 ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующие ситуации «Расставание с родителями, встреча с неизвестным», осваивая позитивные способы поведения. Цель: таких занятий - снять эмоциональное напряжение у детей раннего возраста в период адаптации. Задачи:

 снизить у детей тревожность, перепады настроения

 создать положительно эмоциональный микроклимат

 развивать у детей тактильные ощущения

Структура занятий:

 тактильная разминка

 создание сказочной ситуации

 практическое задание по сюжету.

Главной фигурой и центром внимания для детей раннего возраста всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент ни к подвижным играм, ни к играм с песком, можно просто почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

Воспитатель:  Петрина М.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей будущих воспитанников: «Школа молодой мамы» «Адаптационный период в детском саду»

Адаптация к детскому саду – тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков...

адаптационный период в детском саду

стендовый материал для родителей...

«Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду».

«Как помочь ребенку благополучно пройти адаптационный период в детском саду»....

"Адаптационный период в детском саду"

Этот материал поможет родителям подготовить своего малыша к посещению детского сада и облегчить процесс адаптпции....

Адаптация ребенка к новым условиям детского сада (к проекту «Адаптационный период к детскому саду»)

Адаптация -  приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и...

Сопровождение педагогом-психологом адаптационного периода в детском саду. Снижение у детей негативных эмоциональных проявлений в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению.

ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ?Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: новое помещение, непривычный распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг...