Опыт работы "Духовно- нравственное развитие дошкольников подготовительной группы"
консультация (подготовительная группа)

Бибикова Светлана Владимировна

Духовно - нравственное воспитание жошкольников на сегодняшний день  - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу  ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Закладывать основы нравственности,воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы «Духовно – нравственное развитие в подготовительной группе».

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на сегодняшний день – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

В подготовительной группе «Солнышко» ведется систематическая работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию, целью которой является воспитание духовно-нравственной личности ребенка и привитие ему основополагающих принципов нравственности, на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

Работа с воспитанниками по духовно-нравственному воспитанию организована по следующим  направлениям:

«Я и моя семья»

Задачи:

- Расширение представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.

- Воспитание любви и уважение к семье ,как основной ценности.

«Я и мои ценности»

Задачи:

 - Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам  и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

- Приобщение к общечеловеческим ценностям.

- Воспитание ценностного отношения к труду.

«Я и моя Родина»

Задачи:

- Воспитание патриотических чувств.

- Осознанное принятие ребенком традиций и культуры родного  города, страны.

- Наполнение конкретным содержанием понятий: «малая родина», «родная земля», «Отечество», «родной язык».

Задачи по направлению «Моя семья»  реализуются в следующих формах деятельности:

-чтение художественной литературы

-познавательные беседы о семье

-мероприятия с участием родителей

-оформление стенгазет, выставок с участием родителей ,гербов семьи

Семья Шиновых приняла участие в конкурсе презентаций семейных проектов «Бессмертный полк :из семейных архивов». Алла Шинова со своей мамой Мариной Петровной представили портрет участника ВОВ из своей семьи, поведали о биографии своего героического родственника, его участий в военных действиях и заслуженных наградах. Рассказ был проникнут гордостью за героя из своей семьи.

Самое высокое призвание женщины- быть мамой. Среди многочисленных праздникков, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. В нашем детском саду   он проходит очень ярко, трепетно, интересно. В  группе была изготовлена стенгазета- выставка фотографий мамы и ребенка из семейных фотоальбомов- для поздравления мамочек.

Сплочению семьи ребенка способствовала совместная работа родителей и детей  по созданию «Герба семьи» посредством развития интереса к общему делу.Изготовление «Герба семьи» сформировало элементарные представления о гербе, как эмблеме духовной общности семьи; гендерную, семейную, гражданскую принадлежность;патриотические чувсва, гордость за свою семью.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода.залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом  любых праздников. Знакомство детей  с   тряпичными куклами воспитывает интерес к культуре своего народа, воспитывает  эстетический  вкус при изготовлении куклы.

       Для работы с родителями, как участниками педагогического процесса, мы выбрали  такую форму,как мастер- класс. Только в тесном сотрудничестве,основанном на взаимопонимании педагогов и родителей, можно добиться высоких результатов.

    Данный мастер- класс позволил приобщить  родителей к участию в жизни детского сада через  внедрение эффективных форм работы.

Задачи по направлению «Я и мои ценности »  реализуются в следующих формах деятельности:

-чтение художественной литературы , работа с пословицам и поговорками о труде, профессиях

-сюжетно-ролевые игры по мотивам профессии

-взаимопомощь и помощь младшим детям

-экскурсии

-хозяйственно-бытовой труд

-ручной труд

-словесные игры

-хороводные игры

-подвижные игры

-театрализация

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления о добре и зле . В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни.

Игра- одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания Она является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Игра учит ребенка размышлять над нравственной сутью каждого поступка, воспитывает хорошие манеры.

Словесная игра «Подари солнышку лучики» развивает коммуникативные навыки, активизирует словарный запас, воспитывает дружеские отношения в общении со сверстниками.

Хороводные игры «Дорожки добра»,»Желаю тебе» развивают способность откликаться на эмоции близких людей и друзей,согласовывать свои действия со сверстниками;воспитывают нравственные качества: симпатию к окружающим,желание прийти на помощь, проявить заботу.

Что нужно для игры  в песок?

А нужно, в сущности, так  мало:

Любовь, желанье, доброта,

 Чтоб вера в детство не пропала.

 На занятии по песочной терапии  дети отправились на помощь жителям Песочной страны. Они почувствовали себя настоящими героями.. Ребята помогли восстановить город после сильной бури. Поделились с жителями радостью, сделав удивительную радугу из цветного песка.

. Задачи по направлению «Я и моя Родина»  реализуются в следующих формах деятельности:

-чтение художественной литературы

-беседы «Мой город», «Моя Россия», «Моя республика»

-рассматривание символики России и Чувашии

-рассматривание альбомов «Мой город», «Моя Чувашия

-экскурсия в краеведческий музей

-целевая прогулка в Парк ветеранов 141 стрелковой дивизии

-рассматривание альбомов народных промыслов

- выставки детского творчества

- хороводные игры

Хотелось бы, чтобы будущее России строилось  на прочном фундаменте уважения россиян к истории своей страны. Только на основе возвышенных  чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине,появляется чувство ответственности за ее могущество,честь и независимость.

Особая роль принадлежит расширению знаний о героях ВОВ, о победе нашей страны в войне.

Просмотр презентации «День Победы 9 Мая» углубил знания воспитанников об  испытаниях и лишениях, которые пришлось перенести людям в дни ВОВ, о том, какой огромной ценой наш народ добился победы в войне.

В рамках празднования победы в ВОВ воспитанники нашего детского сада совместно с педагогами приняли активное участие в шествии «Бессмертный полк», целью которого является напоминание ребятам о войне,о героях войны, о победе нашей страны. Дети несли портреты своих героических родственников и «голубей мира», которых вручали прохожим .

В ходе шествия ребята продолжили знакомство с памятником героям ВОВ в  Парке ветеранам 141 стрелковой дивизии. Воспитанники почтили память воинов и возложили цветы к памятнику.

В ходе экскурсии в Алатырский краеведческий музей ребята расширили  свои знания о ВОВ, знакомясь с военной формой, оружием и атрибутикой того героического времени.

Входе экскурсии воспитанники были ознакомлены с историей Алатырского края, с предметами быта . Их вниманию были представлены макеты крепости древнего Алатыря, храмов.

Большое разнообразие народных костюмов в экспозиции музея не оставило равнодушными никого из детей.

Приглашенный экскурсовод из краеведческого музея углубил знания детей о истории, традициях, праздниках чувашского народа. Дети смогли потрогать предметы обихода чувашей  и примерить чувашские народные костюмы, что привело их в восторг.

 В ходе развлечения «Моя Чувашия»дети продолжили знакомство с символикой Чувашской Республики. Закрепили знания о истории и традициях чувашского народа.

Во время самостоятельной деятельности дети рассматривают с большим познавательным интересом альбомы «Мой город», «Моя Чувашия».Ребята знакомятся  с достопримечательностями региона, в котором живут,  расширяя представления о родном крае.

Раскрашивание и рассматривание раскрасок «Народны костюмы», беседа «Дружба народов» расширили знания детей о том, что Земля - наш общий дом, и важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

Расширению представлений  воспитанников о разнообразии народного искусства, художественных промыслов способствует работа в уголке художественного творчества, в котором имеются альбомы и предметы декоративно-прикладного искусства.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников подготовительная группа

Многие детки не знают, что такое Рождество и их необходимо знакомить...

Конспект по духовно-нравственному развитию в подготовительной группе «Волшебная сила добра»

Цель: развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви....

Самообразование по теме: "СКАЗКА - КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ" Подготовительная группа 2018 – 2019гг

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важну...

ОД по социально нравственному развитию в подготовительной группе "Приготовление бутербродов"

ОД по социально нравственному развитию в подготовительной группе "Приготовление бутербродов"...

Картотека театрализованных игр для социально-нравственного развития в подготовительной группе

Театрализованные игры, с помощью которых можно формировать социально-нравственные качества личности ребенка-дошкольника...